Повисли в воздухе: нужны ли программа «Чистое небо» и электробусы Петербургу?

Первые попытки зачистить центр Северной столицы от проводов и контактной сети для электрического общественного транспорта предпринимались ещё в 2012 году. Три года спустя программу назвали «Чистое небо». На федеральном уровне её распространили на несколько регионов. В Москве она была даже успешно реализована. Но в Петербурге программа с завидным постоянством то возобновлялась, то сворачивалась, хотя для неё в 2017-м закупили «безрогие» троллейбусы за 20 млн рублей на общую сумму в 2 млрд. В итоге вместо центра они отправились на окраины.
Последние попытки реанимации «Чистого неба» в городе предпринимались в 2020-м. Тогда предполагалось, что через пять-шесть лет проводов в небе в центре в принципе не останется. Затем наступили времена ковидных ограничений, потом последовали санкции, и Минцифры приняло волевое решение программу заморозить на период 2022—2024 годов.
Однако в Петербурге, судя по всему, и в следующем году она останется «под сукном». При этом для «Горэлектротранса» в 2023-м были закуплены 30 троллейбусов с удлинённым автономным ходом.
От Адмиралтейства до площади Александра Невского
Как сообщили 78.ru в пресс-службе Комитета по информатизации и связи Смольного, пока новой информации по программе «Чистое небо» от Минцифры не поступало. Её действие по-прежнему считается приостановленным. Поэтому и не была подана заявка на финансирование в рамках проекта бюджета Петербурга на 2024 год.
Вместе с тем, как заверили в пресс-службе, за всё время до приостановки программы, «были выполнены работы на Невском проспекте от Адмиралтейского проспекта до площади Александра Невского».

Так, как сообщали городские СМИ, под Невским проспектом было проложено около десятка подземных переходов, куда было можно убирать провода для it-коммуникаций.
Но дальше начался «бунт» тех же сотовых операторов, не желающих нести затраты на эти цели за собственный счёт. В комитете даже подготовили поправки в городские правила благоустройства, упрощающие механизм демонтажа и превращающий его в добровольно-принудительный. Но дальше эти корректировки повисли в воздухе, и пока о них ничего не слышно.
При этом Комитет по транспорту примерно с 2017 года начал активно пропагандировать собственную инициативу по избавлению от проводов для троллейбусов, не только центра города, но даже спальных районов. Для этого власти продолжили закупать троллейбусы с увеличенным автономным ходом. А первых «безрогих» после экспериментов отправили из центра в спальные районы.
Так инициатива транспортного блока в сознании многих горожан и стала составной частью программы «Чистое небо».
Лидер по стране?
Как сообщили в ГУП «Горэлектроранс», сейчас в городе создано 11 линий для электробусов. Это крупнейшая сеть в стране.
— Сейчас в инвентарном парке предприятия находятся 257 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Поставка инновационного в наши дни транспорта продолжается в рамках реализации программы развития петербургского «Горэлектротранса» «Сохраняя историю, движемся в будущее». В рамках контракта 2022 года в Петербург поступили 97 машин. Ещё 30 закуплены согласно контракту 2023 года, — рассказали там.
В компании добавили, что электробусы теперь оборудованы современными накопителями электроэнергии — литий-ионными батареями, которые дают запас автономного хода до 20 км.
При этом в центре, например, удалось избавиться от контактной сети вблизи Казанского собора. Здесь с весны 2018 года ездит электробус по маршруту №17 и довозит пассажиров до улицы Костюшко. Маршрут №12 с 30 октября этого года соединяет улицы Кораблестроителей и Тульскую.

Впрочем, согласно данным официального сайта организации, большинство маршрутов всё-таки сейчас действует для спальных районов и окраин.
Примечательно, что в начале ноября ГУП «Пассажиравтотранс» объявил конкурс на закупку 40 больших электробусов на общую сумму в 4,25 млрд рублей в лизинг с ценой 1 единицы в … 74,4 млн рублей (без расходов на лизинг). Первая партия техники придёт летом 2024 года.
В конце марта этого года конкурс на закупку обычных троллейбусов объявлял «Горэлектротранс». За сумму в 2,98 млрд хотели приобрести 79 штук, или по 38 млн за единицу.
Оперативное решение вопроса?
Опрошенные эксперты особо подчёркивают: программа «Чистое небо» и развитие городской сети общественного транспорта — это вещи, лежащие в разных плоскостях, просто у многих произошла путаница в голове.
По словам эксперта транспортного развития территории ООО «Лабград» (Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича) Ильи Резникова, очевидно, что электробусы обходятся бюджету города дороже, чем обычные троллейбусы.
— Но логика в закупке такой более дорогой техники есть, и не зря её направляют в новостройки. Там можно сразу пустить только автобусы, а на сооружение контактной сети нужно время и деньги. При этом для людей надо как-то решать оперативно вопросы транспортной доступности и подъезда к станциям метро. И того же стандартного троллейбуса есть и другие ограничения. ДТП в городе и из-за них пробки, к сожалению, не редкость. А вот электробус всё это может хоть как-то объехать, отцепив «рога», — рассуждает он.

Как подчёркивает эксперт, программа «Чистое небо» как раз к вопросам решения этой транспортной доступности никакого отношения не имеет. И, даже, наоборот, только способна навредить пассажирам, если провода будут уничтожены во всём городе подчистую.
— Да, многие хотят любоваться открыточными видами, но многим надо и ездить, — констатирует Илья Резников.
Оставить там, где надо?
Транспортный инженер, автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов отмечает, что, если вдаваться в детали, для «Горэлектротранса» закупается техника с динамической зарядкой (то есть, зарядиться можно по пути следования), то для «Пассажиравтотранса» — с так называемой парковой (то есть, запитка производится в парке).
— При этом важно понимать, что эти организации занимаются конкретно развитием городской транспортной системы и мало отношения имеют к программе «Чистое небо». Её целью было очистить центр города от проводов. И проблем там с контактной сетью троллейбусов колоссальных не было. Но всё уперлось в «Ростелеком» и «Ленэнерго», которые не смогли достигнуть взаимопонимания с участниками рынка, — поясняет Иван Вергазов.
Эксперт в закупке более дорогих электробусов для новостроек также ничего плохого не видит. Не везде есть возможность, да и необходимость прокладывать контактную сеть. А обычные троллейбусы без неё не могут существовать, как трамваи без рельсов.
— Другое дело, что вот эту контактную сеть логично иметь в точках разворота, стоянок, или там, где имеется сразу несколько востребованных маршрутов (3—4 направления). А там, где они единичны, логично использовать электробусы, — уверен он.

По мнению Ивана Вергазова, снимать, конечно, все подряд провода не стоит, но, логично и то, что они не нужны, например, на протяжении того же всего Невского или даже Ленинского проспектов. Однако где-то эти провода на отдельных участках надо сохранить.