Экономика
10:5515 ноября 2023

Повисли в воздухе: нужны ли программа «Чистое небо» и электробусы Петербургу?

В проекте бюджета Петербурга на 2024 год вновь не предусмотрены деньги на забуксовавшую программу очистки центра города от проводов. Между тем, чиновники продолжают закупать троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые изначально приобретались именно под её запуск и стоили дороже. Сейчас «безрогие» перевозят пассажиров в основном на окраинах и в новостройках.
Коллаж 78.ru: freepik.com/luis_molinero, СПб ГУП "Горэлектротранс", пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга, flaticon.com/Freepik

Первые попытки зачистить центр Северной столицы от проводов и контактной сети для электрического общественного транспорта предпринимались ещё в 2012 году. Три года спустя программу назвали «Чистое небо». На федеральном уровне её распространили на несколько регионов. В Москве она была даже успешно реализована. Но в Петербурге программа с завидным постоянством то возобновлялась, то сворачивалась, хотя для неё в 2017-м закупили «безрогие» троллейбусы за 20 млн рублей на общую сумму в 2 млрд. В итоге вместо центра они отправились на окраины.

Последние попытки реанимации «Чистого неба» в городе предпринимались в 2020-м. Тогда предполагалось, что через пять-шесть лет проводов в небе в центре в принципе не останется. Затем наступили времена ковидных ограничений, потом последовали санкции, и Минцифры приняло волевое решение программу заморозить на период 2022—2024 годов.

Однако в Петербурге, судя по всему, и в следующем году она останется «под сукном». При этом для «Горэлектротранса» в 2023-м были закуплены 30 троллейбусов с удлинённым автономным ходом.

От Адмиралтейства до площади Александра Невского

Как сообщили 78.ru в пресс-службе Комитета по информатизации и связи Смольного, пока новой информации по программе «Чистое небо» от Минцифры не поступало. Её действие по-прежнему считается приостановленным. Поэтому и не была подана заявка на финансирование в рамках проекта бюджета Петербурга на 2024 год.

Вместе с тем, как заверили в пресс-службе, за всё время до приостановки программы, «были выполнены работы на Невском проспекте от Адмиралтейского проспекта до площади Александра Невского».

Фото: wikimedia.org/Zoran Kurelić Rabko
Фото: wikimedia.org/Zoran Kurelić Rabko

Так, как сообщали городские СМИ, под Невским проспектом было проложено около десятка подземных переходов, куда было можно убирать провода для it-коммуникаций.

Но дальше начался «бунт» тех же сотовых операторов, не желающих нести затраты на эти цели за собственный счёт. В комитете даже подготовили поправки в городские правила благоустройства, упрощающие механизм демонтажа и превращающий его в добровольно-принудительный. Но дальше эти корректировки повисли в воздухе, и пока о них ничего не слышно.

При этом Комитет по транспорту примерно с 2017 года начал активно пропагандировать собственную инициативу по избавлению от проводов для троллейбусов, не только центра города, но даже спальных районов. Для этого власти продолжили закупать троллейбусы с увеличенным автономным ходом. А первых «безрогих» после экспериментов отправили из центра в спальные районы.

Так инициатива транспортного блока в сознании многих горожан и стала составной частью программы «Чистое небо».

Лидер по стране?

Как сообщили в ГУП «Горэлектроранс», сейчас в городе создано 11 линий для электробусов. Это крупнейшая сеть в стране.

— Сейчас в инвентарном парке предприятия находятся 257 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Поставка инновационного в наши дни транспорта продолжается в рамках реализации программы развития петербургского «Горэлектротранса» «Сохраняя историю, движемся в будущее». В рамках контракта 2022 года в Петербург поступили 97 машин. Ещё 30 закуплены согласно контракту 2023 года, — рассказали там.

В компании добавили, что электробусы теперь оборудованы современными накопителями электроэнергии — литий-ионными батареями, которые дают запас автономного хода до 20 км.

При этом в центре, например, удалось избавиться от контактной сети вблизи Казанского собора. Здесь с весны 2018 года ездит электробус по маршруту №17 и довозит пассажиров до улицы Костюшко. Маршрут №12 с 30 октября этого года соединяет улицы Кораблестроителей и Тульскую.

Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»

Впрочем, согласно данным официального сайта организации, большинство маршрутов всё-таки сейчас действует для спальных районов и окраин.

Примечательно, что в начале ноября ГУП «Пассажиравтотранс» объявил конкурс на закупку 40 больших электробусов на общую сумму в 4,25 млрд рублей в лизинг с ценой 1 единицы в … 74,4 млн рублей (без расходов на лизинг). Первая партия техники придёт летом 2024 года.

В конце марта этого года конкурс на закупку обычных троллейбусов объявлял «Горэлектротранс». За сумму в 2,98 млрд хотели приобрести 79 штук, или по 38 млн за единицу.

Оперативное решение вопроса?

Опрошенные эксперты особо подчёркивают: программа «Чистое небо» и развитие городской сети общественного транспорта — это вещи, лежащие в разных плоскостях, просто у многих произошла путаница в голове.

По словам эксперта транспортного развития территории ООО «Лабград» (Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича) Ильи Резникова, очевидно, что электробусы обходятся бюджету города дороже, чем обычные троллейбусы.

— Но логика в закупке такой более дорогой техники есть, и не зря её направляют в новостройки. Там можно сразу пустить только автобусы, а на сооружение контактной сети нужно время и деньги. При этом для людей надо как-то решать оперативно вопросы транспортной доступности и подъезда к станциям метро. И того же стандартного троллейбуса есть и другие ограничения. ДТП в городе и из-за них пробки, к сожалению, не редкость. А вот электробус всё это может хоть как-то объехать, отцепив «рога», — рассуждает он.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»

Как подчёркивает эксперт, программа «Чистое небо» как раз к вопросам решения этой транспортной доступности никакого отношения не имеет. И, даже, наоборот, только способна навредить пассажирам, если провода будут уничтожены во всём городе подчистую.

— Да, многие хотят любоваться открыточными видами, но многим надо и ездить, — констатирует Илья Резников.

Оставить там, где надо?

Транспортный инженер, автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов отмечает, что, если вдаваться в детали, для «Горэлектротранса» закупается техника с динамической зарядкой (то есть, зарядиться можно по пути следования), то для «Пассажиравтотранса» — с так называемой парковой (то есть, запитка производится в парке).

— При этом важно понимать, что эти организации занимаются конкретно развитием городской транспортной системы и мало отношения имеют к программе «Чистое небо». Её целью было очистить центр города от проводов. И проблем там с контактной сетью троллейбусов колоссальных не было. Но всё уперлось в «Ростелеком» и «Ленэнерго», которые не смогли достигнуть взаимопонимания с участниками рынка, — поясняет Иван Вергазов.

Эксперт в закупке более дорогих электробусов для новостроек также ничего плохого не видит. Не везде есть возможность, да и необходимость прокладывать контактную сеть. А обычные троллейбусы без неё не могут существовать, как трамваи без рельсов.

— Другое дело, что вот эту контактную сеть логично иметь в точках разворота, стоянок, или там, где имеется сразу несколько востребованных маршрутов (3—4 направления). А там, где они единичны, логично использовать электробусы, — уверен он.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»

По мнению Ивана Вергазова, снимать, конечно, все подряд провода не стоит, но, логично и то, что они не нужны, например, на протяжении того же всего Невского или даже Ленинского проспектов. Однако где-то эти провода на отдельных участках надо сохранить.

Транспорт ЧиновникиБюджет
Новости партнеров