Экономика
15:042 октября 2023

В штуках и годах: какую управу на электросамокаты ищут в Петербурге?

Петербургские депутаты готовят новые правила игры для кикшеринговых компаний, их клиентов и владельцев электросамокатов. Всех участников рынка хотят обязать страховать свою ответственность. А на самокатах, количество которых на все компании в городе ограничат до 42 тыс. штук, несовершеннолетним разрешат ездить только по велодорожкам. Разбираемся, реализуемы ли эти «ноу-хау» на практике?
Коллаж 78.ru: Maksim Konstantinov; Vladimir Baranov/globallookpress.com, 78.ru, flaticon.com/Freepik

Проект обращения к премьер -министру России Михаилу Мишустину с новыми правилами игры для кикшеринга депутаты ЗакСа могут утвердить уже в октябре.

Сейчас документ получил одобрение на заседании комиссии городского парламента по транспорту и транспортному развитию. Новеллы касаются как компаний, сдающих СИМы в аренду, так и их частных собственников. В ЗакСе заверяют: с какими-то ограничениями готовы согласиться даже некоторые крупные игроки рынка.

На тысячу пострадавших ни одной выплаты?

Как рассказал 78.ru глава комиссии по транспорту ЗакСа Алексей Цивилёв, в проекте обращения есть три принципиальных момента.

Во-первых, на федеральном уровне предлагается ввести обязательное страхование ответственности за причинение вреда здоровью как для компаний, так и для частных владельцев электросамокатов. Это будет что-то типа аналога ОСАГО.

— Сейчас некоторые участники рынка кикшеринга уже берут по 35 рублей якобы на страховку и последующие выплаты пострадавшим. Но по факту в нашей комиссии ничего не слышали о предоставлении компенсаций. И только за год у нас было около 1000 пострадавших, 20 человек вообще погибли, в том числе, ребёнок.
Поэтому выплаты должны быть гарантированы всем, кто получил травмы из-за самокатов, — пояснил Алексей Цивилёв.

Также в документе закреплено право субъектов на региональном уровне определиться с тем, какое количество СИМ необходимо. В этом случае, правда, речь уже идёт только о компаниях. Ограничивать право физических лиц на покупку самокатов никто не собирается.

Фото: Vladimir Baranov/globallookpress.com
Фото: Vladimir Baranov/globallookpress.com

Согласно данным Алексея Цивилёва, сейчас в городе насчитывается около 45 тыс. СИМ, а оптимальное количество для Северной столицы — 42 тыс. С этим показателем, как заверяет народный избранник, согласны и некоторые крупные участники рынка: Yandex.Go, Whoosh, «Юрент». Они, собственно, сами и предложили «планку».

— Но здесь необходимо внесение изменений именно в федеральное законодательство, иначе ФАС может оспорить действия городских чиновников, если не будет более глобальных корректировок, — уточнил парламентарий.

Третий момент в документе связан с возрастом тех, кто пользуется самокатами. Сейчас дети с 7 до 14 лет могут ездить по велодорожкам, а с 14 лет уже выезжать на улицы и тротуары.

— Мы считаем, что детям до 18 лет можно разрешить ездить как раз только по велодорожкам. Потому что нередко встречается ситуация, когда несовершеннолетние не знают правил дорожного движения, а родители и в принципе не в курсе, что дети пользуются услугами кикшеринга, — подчеркнул Алексей Цивилёв.

Работа на опережение?

Как рассказал пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев, в их компании все поездки уже застрахованы.

— Параметры страховки превосходят предлагаемые в проекте нормативы. Пользователь может оформить страховку для себя, имущества и третьего лица всего за 35 рублей за поездку. При этом даже если он решит этого не делать, сервис сам страхует всех петербуржцев, которые могут стать пострадавшим в инциденте с самокатом компании, — заверил он.

По словам Дениса Балакирева, в Whoosh положительно воспринимают любые шаги, направленные на формирование современного правового регулирования в области кикшеринга и поездок на самокатах.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Как он напомнил, в Петербурге правила использования и размещения самокатов вырабатывались постепенно. В 2020 году это было саморегулирование: операторы задали стандарт по скоростным ограничениям, виртуальным парковкам, зонам дополнительного ограничения скорости. Потом этот стандарт лёг в основу соглашения с Комитетом по транспорту Смольного.

— Эта работа продолжается и в текущем сезоне. Хорошо, когда сейчас город понимает, какое именно количество самокатов ему необходимо. Также стоит отметить, что эта работа идёт в диалоге с сервисами кикшеринга. Поэтому обсуждаемые параметры размера городского флота основаны не на эмоциях, а на данных статистики, — подчеркнул он.

Денис Балакирев заявил также, что у компании есть собственные правила, которые в части возрастных ограничений более строги, чем требования ПДД.

На самокатах Whoosh запрещено ездить несовершеннолетним независимо от того, передвигается пользователь по велодорожке или тротуару.

— Мы выявляем нарушителей и блокируем такие аккаунты. Основываясь на нашем опыте работы с нарушениями, мы видим, что у подростков до 18 лет гораздо меньше понимания базовых правил дорожного движения и не всегда есть достаточное понимание собственной ответственности при поездках на самокатах, — констатировал он.

Для бизнеса история с негативным окрасом?

В «Ситимобил», в чьё приложение интегрирован сервис «Юрент», инициативу называют «историей с негативным окрасом.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко считает, что вообще развитие сферы микромобильности действительно требует урегулирования, но не запретительном формате.

— Это, скорее всего, приведёт только к удорожанию услуг на кикшеринг и снижение доступности такой услуги в целом. Впрочем, естественным образом приведёт и к снижению количества несчастных случаев, конечно, так что однозначное отношение к такой инициативе выразить сложно. Но с точки зрения бизнеса, это, безусловно, история с негативным окрасом, — констатировал он.

Как добавил Дмитрий Коваленко, несовершеннолетние, согласно правилам пользования всех (насколько компании известно) сервисов, и так не могут брать в аренду самокаты.

— Сейчас, правда, это связано не с правилами эксплуатации самокатов, а со сложностями финансовых и юридических отношений с несовершеннолетними. Так что с точки зрения сервисов мало что изменится — просто добавится ещё один пункт в раздел «почему нельзя», — уверен он.

От себя добавим, что секрет здесь раскрывается просто: некоторые несовершеннолетние подделывают аккаунты или просят взрослых родственников и близких арендовать самокат.

В текущих реалиях?

Страховщики разводят руками: посыл с попыткой навести порядок в кикшеринге понятен, но встаёт вопрос как это всё реализовать на практике.

Заместитель начальника управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования СК «МАКС» Александр Щербаков поясняет, что сейчас на дорогах находятся как учтённые, принадлежащие операторам сервисов, так и личные электросамокаты.

— В связи с этим, считаем, что обязательным страхованием можно будет заниматься только после того, когда все средства мобильности будут находиться на учёте, а их пользователи будут иметь документ на право управления ими, — полагает он.
Фото: Alexander Legky/globallookpress.com
Фото: Alexander Legky/globallookpress.com

Эксперт напоминает, что любое «обязательное» требует обеспечения контроля и неминуемого наказания нарушителей.

— Сейчас же, кроме отдельных рейдов и только в определённых частях городов, никто не наказывает нарушителей как скоростного режима передвижения, так и дистанцирования от пешеходов и опасного маневрирования, — признаёт он.

По словам Александра Щербакова, в текущих реалиях возможно говорить лишь о страховании парка самокатов операторов сервисов, поскольку они в той или иной степени контролируют имеющиеся у них транспортные средства.

При этом введение страхования ответственности самих операторов услуг должно повысить их желание вести «селекцию» тех, кому они захотят разрешить пользоваться услугами, либо вводить повышающие коэффициенты за эксплуатацию СИМ.

Кроме того, можно предложить добровольное страхование ответственности частных владельцев самокатов.

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» (лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича) Илья Резников согласен с тем, что всё упирается в проблемы контроля и выявления нарушителей.

— Даже если ГИБДД обяжут официально отлавливать нарушителей, то, во-первых, они этим заниматься не будут. А, во-вторых, ну, поймают они кого-то и что делать дальше? Если у человека нет прав, то и отнять-то нечего нельзя, — рассуждает он.

По словам эксперта, ещё хуже ситуация обстоит с теми же несовершеннолетними нарушителями, «которых потом разве что сдавать на руки родителям». Хотя, очевидно, что вводить какие-то ограничения по количеству СИМ у операторов, уже давно было пора.

СамокатыДепутатыТранспорт
Новости партнеров