K-pop один из самых молодых музыкальных жанров, возникших в Южной Корее на волне увлечения поп-музыкой. В его основе мотивы западного электро-попа, хип-хопа, а также смесь танцевальной музыки и r’n’b. Со временем, захватив индустрию, k-pop превратился в целую субкультуру, которая имеет миллионы поклонников по всему миру.
Американские критики говорят, что k-pop строится на модных повторяющихся мотивах, которые цепляются в голове — это либо музыка, либо тексты. Интересно, что термин k-pop разнится в Корее и во всём мире. Так, на родине чаще всего это целое направление в музыке, а в США и других странах k-pop означает музыку, которую исполняют айдолы — то есть певцы.
Прородителями k-pop принято считать Seo Taiji and Boys, которые первыми переложили американский рэп на корейскую музыку. Позже один из участников — Ян Хек Сок — создал свой лейбл и подписан на него PSY.
Мощный технологический скачок Южной Кореи в середине 90-х заставил её теснее сотрудничать с западными странами, откуда к ним пришла поп-культура. Молодёжь начала впитывать музыку Бритни Спирс, Backstreet Boys, N’SYNC и многих других, невольно копируя их в своём творчестве. Тут уже замешались и современные технологии, которые пришли с развитием интернета.
Культура K-pop развивалась постепенно, впитывая в себя всё то, что происходило в это время в Европе и США. И окончательно сформировалась к концу 2000-х — началу 2010-х годов, когда на YouTube местные группы стали собирать миллиардные просмотры.
Сейчас уже феномен K-pop изучают в музыкальных школах, а на прилавках магазинов можно найти множество книг, которые раскрывают это новое явление в музыке.
Нужно отметить, что K-pop — является не просто музыкальным жанром, а целой субкультурой, куда входит уже и искусство, кино и даже театр. Всё это подогревается бурным развитием южнокорейской молодёжи, которая прекрасно владеет не только культурным кодом страны, но и способна принимать и чувствовать музыку из других регионов. Этот стиль также развился благодаря Интернету и цифровому контенту — социальные сети буквально заполонили корейские герои всех мастей. Учитывая то, что в Китае, Японии, Тайване и Юго-Восточной Азии проживают миллиарды человек, успех обеспечен ещё на долгие годы.
K-pop идолы — это современные звёзды азиатского региона, которые продвигают культуру в массы. Среди них есть как молодые артисты, так и люди старшего возраста. Но чаще всего поклонники k-pop это люди от 13 до 35 лет, поэтому им интереснее смотреть на ровесников.
В западной культуре существует термин «инфлюенсеры» или лидеры мнений. K-pop идолы вмешают в себя все эти понятия, влияя на ума и сердца молодёжи, они способы привлечь внимание к проблемам, сделать из никому неизвестного человека звезду в момент, а также продвинуть азиатскую культуру на европейский и западный рынки.
У K-pop айдлов есть чёткие характеристики, которых нужно придерживаться. Это либо молодой человек, либо девушка до 30 лет, с идеальным телом и яркой внешностью. Лицо они чаще всего подчёркивают азиатским макияжем, особое внимание уделяя глазам, а также не чураются блестящей одежды — нередко костюмы светятся, мигают и создают незабываемые визуальные эффекты.
Чтобы так выглядеть, продюсеры заставляют подопечных проводить время в спортзале, а также регулярно садиться на диеты, чтобы не набрать лишние килограммы. Если внешность перестала устраивать, то её меняют благодаря чудесам пластической хирургии.
Каждая будущая корейская звезда проходит жёсткий отбор, а после тренируется по 10 часов пять дней в неделю, чтобы на сцене чувствовать себя как рыба в воде.
Многие отмечают, что корейские артисты практически не потеют на сцене. Это всё из-за специальных накладок на подмышки, а тело покрывают специальным спреем.
Чтобы выглядеть сексуальнее и желаннее, девушки используют разные ухищрения. У корейцев пользуются популярностью фигуры «песочные часы», поэтому на бедра и ягодицы нередко делают специальные подкладки.
Ещё одна особенность — цвет кожи. Она должна быть белой и полупрозрачной. Именно поэтому звёзды высветляют её либо косметическими средствами, либо делают коррекцию пластической операцией.
K-pop индустрию принято делить на четыре этапа, которые следуют друг за другом. В первом периоде (с середины 90-х до начала 2000-х) господствовали Seo Taiji and Boys, а также группы Shinhwa и Click-B и исполнительница Боа.
Второй этап развития пришёлся на творчество таких известных групп как PSY, 2NE1, Shinee, Big Bang, Wonder Girls и Super Junior. Третий взлёт и окончательное закрепление на мировой арене произошло с появлением BTS, Blackpink, Twice и EXO, а с начала 2020-х начался четвёртый этап, в котором главным звездами являются NCT, Stray Kids, Ateez, Aespa, Enhypen, ITZY, (G)I-DLE, STAYC и Everglow.
BTS
Развитие K-pop не случилось бы без группы BTS, которая стала настоящим феноменом в музыкальной индустрии. В неё входят семь участников, которых зовут Ким Намджун (RM), Ким Сокчин (Чин), Мин Юнги (Suga), Чон Хосок (J-Hope), Пак Чи Мин (Чимин), Ким Тхэхен (V) и Чон Джонгук (Джонгук). Она образовалась в 2013-м благодаря мини-лейблу, который сейчас зарабатывает на подопечных миллиарды. Два года назад этот лейбл купил гигант из США Ithaca Holdings, подаривший миру Джастина Бибера и Ариану Гранде.
Успех пришёл к ним сразу после появления. Андрогинные мальчики с идеальными кукольными лицами стали героями девичьих грёз, а их спортивные тела только подогревали интимную сторону вопроса, так знакомую всем в пубертатный период. Записав несколько альбомов и собрав миллиарды на YouTube, в 2017-м они вышла за пределы страны и выступили на премии Billboard Music Awards. После этого пошли обложки журнала TIME, реклама в Луи Вьюттон, а также выступление на генассамблее ООН.
Все участники настолько популярны в мире, что в стране их деятельность приравняли к дипломатической, и теперь они могут свободно перемещаться по планете, тем самым продвигая корейскую культуру в массы.
TXT
Неофициально их называют «сменщиками BTS», потому что коллективом TXT (Tomorrow X Together), в который входят пять артистов, занимаются те же люди, что и создали BTS. Правда, если BTS ушли уже в мировую музыку, то TXT пока что завоевали молодёжную аудиторию своей страны.
Monsta X
Удивительно, но эти пятеро молодых людей прославились сначала на Западе, а уже потом в родной Южной Корее. Но они изначально делали упор на другую аудиторию, именно поэтому в сет-листе так много песен на английском, а формат музыки напоминает ведущих зарубежных артистов.
Два тура по США, два англоязычных альбома и приглашение на вечерние шоу. Все это не прошло незамеченным, поэтому Снуп Догг, Pitbull, Гарри Стайлз и даже Тейлор Свифт записали с ними композиции.
PSY
Один из прародителей k-pop, благодаря которому он вышел на международный уровень. Хит Gangnam Style стал вирусным и собрал более миллиарда просмотров, а забавный танец решила исполнить даже сама Мадонна.
За пределами родной страны творчество PSY известно уже не так широко, но у него имеются ещё и лирические баллады, а также жёсткие hard rock композиции. После триумфального выступления в США и Европе он каждый год представляет что-то новое, но переплюнуть Gangnam Style пока не удаётся.
Blackpink
Не стоит думать, что только бойз-бэнды интересны корейской аудитории. Женских девичьих групп тоже хватает, и одна из самых популярных из них — Blackpink. В коллективе четыре девушки — Дженни, Розэ, Джису и Лиса — последняя самая известная и яркая.
Все девушки имеют возможность «сепарироваться» от группы и продвигать свою карьеру, именно поэтому их активно зовут на показы и делают моделями Bulgari, Chanel и Tiffany. Продюсеры сразу смекнули, что можно выжать из этой истории максимум, и не запрещают участницам работать сольно, естественно, получая с этого немалый процент.
Почему же группа называется «чёрно-розовое»? Дело в том, что Джису и Розэ отвечают за ванильную розовую стезю, а Дженин и Лиса представляют тёмную сторону.
Aespa
Гениальное маркетинговое решение обеспечило группе первые строчки хит-парадов ещё до официального появления. Дело в том, что в коллективе кроме четырёх реальных девушек есть и четыре аватара, существующих в виртуальном пространстве.
Каждый участник отвечает за свою музыку, поэтому на выходе получается сложный синти-поп с элементами хип-хопа и рока.
Twice
Участниц этой группы искали благодаря реалити-шоу «16». Было собрано три команды по шестнадцать человек, которые в течение трёх месяцев доказывали, кто из них лучше. В итоге осталось девять, и в 2015-м девушки подписали первые контракты. В 2022-м их продлили — как минимум до 2029.
Itzy
Любители k-pop знают, что это не только яркая музыка, но и сложная хореография, которая по большей части свойственна мужским группам. Эту несправедливость решили изменить продюсеры Itzy, которые взяли пять участниц — четверо прекрасно танцуют, а пятая отвечает за вокал.
В России формат k-pop тоже имеет свою аудиторию, правда, не такую большую, как в Азии. Одной из главных групп у нас считается проект Максима Фадеева под названием INKI. Примечательно, что коллектив добился успехов за границей, а вот в России его одно время хейтили за странные тексты и непонятную внешность. Их главный хит Drop Top набрал 3 млн просмотров на YouTube, а последний раз композицию они выпускали полгода назад.
Чаще всего отечественные певцы, которые понимают, что могут чего-то достичь, едут в Южную Корею. Так появились артисты Ангелина Данилова (дебютировавшая на шоу, а позже запевшая), а также LANA (настоящее имя Светлана Юдина), а также Юра Пак (бывший музыкант, ставший известной моделью).
Широкую известность приобрел музыкант Лелуш — он чуть было не стал участником группы INTO1. Дело в том, что артист помогал коллегам, но его заметили на площадке и предложили поучаствовать. Публика то и дело спасала Лелуша и хотела видеть его в группе, хотя сам он просился оставить его. В итоге Лелуш получил множество контрактов и популярность.
Главный феномен k-pop заключается в работе с массовой аудиторией. Так как она постоянно взрослеет, нужно представлять ей всё новых и новых артистов, которые будут чем-то отличаться и показывать что-то свежее.
Этому способствует глубокое проникновение в западную культуру, а также регулярный поиск новых звёзд и поддержание популярности в социальных сетях — именно там сидят основные потребители подобной музыки.
Также продюсеры ведут грамотную политику, постепенно «отпуская» свои группы за пределы страны, давая им стать частью европейской и западной культуры. K-pop коллективы уже активно снимаются в американских сериалах, выступают на премиях и гастролируют.