Если для русского человека собака — друг и едва ли не член семьи, то в Корее отношение к четверолапым куда сложнее. Строго говоря, собачатина не входит в основной рацион питания корейцев и не считается национальным блюдом. Да и далеко не все жители Кореи одобряют употребление собачьего мяса в пищу: эта практика сохраняется лишь в некоторых регионах страны и среди определённых социокультурных групп.
Тем не менее, нельзя отрицать, что блюда из собачьего мяса всё же пользуются в стране определённой популярностью. В начале XXI века учёные провели исследование и ужаснулись: только в Южной Корее забивалось около 2 млн собак в год. И это при населении страны порядка 50 млн человек.
Более того, собачатина, некогда бывшая самым дешёвым и доступным всем слоям населения продуктом, теперь считается настоящим деликатесом. Блюда из собачьего мяса, или танкоги, стоят в несколько раз дороже, чем аналогичные блюда из говядины (сокоги) или свинины (тведжикоги).
Правда, в Южной Корее собак поглощают хоть и с аппетитом, но с некоторым налётом стыдливости. Ну то есть особо не афишируют. А вот в Северной Корее не понимают: чего тут стесняться?
В северокорейских газетах вполне официально рекламируют блюда из собак, а врачи на полном серьёзе вещают с голубых экранов о пользе собачьего мяса. Особенно популярна «диета из собачатины» летом: считается, что употребление танкоги помогает легче переносить последствия жары. В местных ресторанах в июне даже появляются специальные «сезонные» вкладыши, на манер наших с жареной корюшкой.
Чтобы понять причины употребления собачатины в Корее, нужно вернуться в далёкое прошлое. С давних времён полуостров состоял из десятков разрозненных государств, которые то и дело воевали друг с другом. Разводить скот, пасти стада было просто некогда. К тому же почти 70% территории Кореи занимают горы — какие уж тут пастбища или поля?
Поэтому иметь коров или свиней могли позволить себе только очень богатые и знатные корейцы, а остальным оставалось пускать слюни. Ну или есть собак. Ведь чисто экономически собаки — дешёвый источник мяса: не требуют много места, крайне неприхотливы в разведении, едят всё, что дашь.
Другими словами, есть собак корейцы стали не от хорошей жизни, но как-то привыкли, притерпелись. А теперь, спустя тысячи лет, отвыкать уже очень сложно.
Широко распространено заблуждение о том, что в Корее едят вообще любых собак. Это далеко не так. Есть в этой стране и обычные собаки, которых держат как домашних питомцев. А вот для еды корейцы разводят специальных — «нуреонги», или «нуронги», с корейского «жёлтая собака». Строго говоря, это не название породы, а просто описание внешнего вида животных. Это упитанные псы с очень густой шерстью светло-жёлтого оттенка.
Нуреонги раньше никогда не приручали и не выращивали в качестве домашних животных. Их разводили именно как домашний скот — точно так же, как мы разводим, например, свиней или кур. Считалось, что единственное их предназначение — именно употребление в пищу, хотя в древности этих мощных и выносливых собак использовали на охоте.
Однако в последние годы нуреонги всё чаще становятся домашними любимцами в Корее, да и в других странах. Оказалось, что это верные и преданные друзья, которые прекрасно подходят для содержания в семье и любят детей.
Сегодня уровень достатка большинства корейцев позволяет покупать и говядину, и свинину, и другие продукты, так что необходимость употреблять в пищу собачатину вроде бы отпала. Но многие продолжают её есть, ссылаясь на некие полезные свойства этого мяса.
В частности, широко распространено мнение о том, что собачатина может излечивать от туберкулёза, которым страдают многие сборщики риса. Однако никаких научных доказательств этих чудодейственных свойств нет, а объяснение этого феномена очень простое.
В прошлом туберкулёзом чаще всего болели каторжники, и не имея возможности приобретать говядину, они питались тем, что могли достать — например, собачатиной. При этом многие выздоравливали, но вовсе не из-за особых свойств собачатины, а просто из-за наличия мяса в рационе. Более того, само по себе мясо собак с точки зрения содержания полезных веществ сильно проигрывает говядине и даже свинине.
Не менее широко распространён миф о том, что собачатина будто бы восстанавливает мужскую силу. Но и этому утверждению нет никаких доказательств. И вообще, в Азии едва ли не любое экзотическое блюдо, по утверждению местных жителей, способно превратить вас в Казанову. Маркетинг, чтоб его.
Одним словом, реальные факты и здравый смысл подсказывают, что польза собачьего мяса — не более чем миф, не имеющий никакого научного обоснования. А вот риск «подцепить» что-нибудь неприятное от такой «экзотики» — весьма реален. К примеру, если мясо приготовлено неправильно или просто недоварено, можно заразиться какой-нибудь инфекцией вплоть до туберкулёза.
Ни сомнительная пищевая ценность, ни этические соображения пока не могут заставить всех корейцев добровольно отказаться от любимых блюд. Готовят танкоги по-разному: в каждом регионе свои рецепты и предпочтения. Людям с богатым воображением или с нестабильной работой ЖКТ настоятельно рекомендуем пропустить следующие пару абзацев.
Особенно популярен у корейцев суп с собачатиной «пощинтан», или «посинтан». Его часто приносят больным, как мы — куриный бульон: считается, что этот суп восстанавливает силы. А ещё «посинтан» любят есть в жару, корейский вариант окрошки, в общем.
В специализированных ресторанах вам предложат десятки видов блюд из собачатины: тут и мясо на пару, и котлеты из собачьего фарша, и аналог долмы — рубленое мясо, завёрнутое в ароматные листья. В ход идут даже рёбра и кишки (приятного аппетита, мы предупреждали).
Особым деликатесом считается суп из собачатины с молодым бамбуком. Корейцы верят, что если есть этот суп во второй половине лунного цикла, он не только укрепит здоровье, но и убережёт от беды. Прямо-таки не суп, а волшебное зелье.
Как бы противно всё это ни звучало для русского или европейца, многим не терпится узнать: какова же собачатина на вкус? Ответ отчасти кроется в корейском названии: «танкоги» переводится как «сладкое мясо». В целом, по отзывам путешественников, собачье мясо съедобно, хотя вкус, как сказал классик, «специфический».
«Сейчас в Северной Корее большое количество блюд из собаки. Есть даже собачья нога, огромная такая тарелка. Я бы не сказал, что это очень вкусно. Мясо специфичное, пахнет странно, на баранину похоже, но многим нравится. У нас на практике было двое — девочка из вышки и парень из Бурятии, которые с удовольствием это ели», — рассказал изданию «Аргументы недели» российский студент, побывавший в КНДР.
Сегодня многие корейцы, особенно молодое поколение, массово отказываются от употребления собачатины и призывают последовать своему примеру остальных сограждан. Не менее резко критикуют потребление собачьего мяса политики и зоозащитники.
Результат их действий уже заметен: в последние годы объемы потребления собачьего мяса резко сократились. Но искоренить вековую привычку оказалось нелегко. К тому же на пути прогресса всякий раз вставало мощное лобби заводчиков собак и владельцев «собачьих» ресторанов, не желающих терять прибыль.
Однако теперь, кажется, настало время коренного перелома. Власти Южной Кореи собираются полностью запретить употребление мяса собак в пищу. Соответствующий законопроект уже одобрен, его поддержала даже первая леди Южной Кореи Ким Кеон Хи, выступив с призывом положить конец этой жестокой практике.
А глава политического комитета парламента Пак Дэ Чхоля напомнил, что уже более 10 млн семей в Корее содержат домашних животных. Мол, хватит обращаться с братьями нашими меньшими как с едой.
Тем не менее, надеяться на то, что корейцы вот так, на раз прекратят есть собак, едва ли стоит. Проблема в том, что собачье мясо, по крайней мере, в Южной Корее, юридически не имеет статуса пищевого продукта. Пользуясь этой дырой в законодательстве, фермы по разведению собак продолжают — хоть и полулегально — работать.
«Все об этом прекрасно знают. Я лично видел несколько таких ферм, издали конечно. Видел клетки с собаками Нуреонги у частного дома, стоящего прямо у хай-вэя. Никто особо не прячется, но и не афиширует свой бизнес», — рассказывает автор блога «Жизнь и работа в Южной Корее».
Так что на словах, конечно, всё красиво, но вот на практике тысячи несчастных «жёлтых собак» по-прежнему ждёт незавидная судьба.
На самом деле традиция употребления собачатины не уникальна для Кореи. Более того, в некоторых азиатских странах собачье мясо даже более популярно. Например, собачатину с аппетитом уплетают в Индонезии, не откажутся от собачьего супа и китайцы. На Тайване употребление собачатины в пищу официально запрещено уже почти 20 лет, но её по-прежнему все едят.
В большинстве стран Запада собак не употребляли в пищу никогда. Но в некоторых регионах, например, в Польше, использовали собачий жир, правда, скорее как лекарство. А мексиканские аборигены на еду разводили специальных «лысых» собак — «ксолоитцкуинтли». К счастью, Колумб сотоварищи прервали эту жутковатую традицию.
Но особенно отличился в плане «собаколюбия» Вьетнам: здесь на шашлык может пойти вообще любая упитанная собака любой породы. Так что если везёте в Нячанг своего любимца, следите за ним в оба. И кстати, в отличие от Кореи, во Вьетнаме собак принято есть зимой. Как раз в разгар туристического сезона…