Как подсчитали в NF, сейчас на различных стадиях проработки в Петербурге находятся 13 проектов фуд-пространств общей площадью 32 000 «квадратов».
По данным экспертов Nikoliers, в разные годы в городе было анонсировано 15 объектов, при этом восемь — в историческом центре. Как добавили там, на текущий момент гастропроекты заявлены как в рамках торговых центров, креативных и общественных пространств, так и в составе апарт-отелей и жилых комплексов.
Примечательно, что раскрывать детальный список проектов аналитики не торопятся, ссылаясь, в том числе, на инсайдерские данные и сомнительные перспективы некоторых объектов.
Однако 78.ru всё-таки составил список из девяти проектов на перспективу и опросил экспертов, будут ли подобные заведения общепита популярны у петербуржцев и гостей Северной столицы. С учётом того, с 2022 года в городе работает под управлением УК «Адамант» крупнейший в России фуд-молл Vokzal 1853, где собрана почти сотня корнеров, а в 2023 уже открыты «Фабрика» и гастромаркет «Рябово».
Как сообщили в NF, к открытию готовятся три фуд-холла в торговых центрах «Адаманта»: «Заневском Каскаде», «Континенте на Стачек», «Академическом».
Пространства также появятся в «Невском центре», ТЦ «Антлантик Сити» и ТРЦ «Голливуд».
Участники рынка также вспомнили проект «Горожане» в Гостином дворе на два этажа на 1800 кв. м на Ломоносовской линии, правда, запустить этот объект собирались ещё весной 2022-го.
Ещё до пандемии планы по созданию гастропространств вынашивали собственники Торжсковского и Полюстровского рынка.
Как сообщила руководитель департамента маркетинга и рекламы УК «Адамант» Алена Мариничева, в планах холдинга продолжать развитие формата современных фуд-парков в тех районах, где это востребовано.
— Уже запущенные нами проекты показывают всё возрастающий интерес и стремление жителей проводить время в таких модных фуд-пространствах, пробуя блюда новых кухонь и посещая интересные мероприятия.
Чем больше рынок предлагает современных фуд-парков, тем выше ожидания у потребителей. Изучая опыт существующих объектов, мы более точно будем прорабатывать концепцию и, в зависимости от этого, корректировать форматы будущих фуд-пространств, — заверила она.
По данным Алены Мариничевой, ориентировочно завершить разработку проектов для ТК «Заневский каскад», ТК «Континент» и ТК «Академический» планируется в IV квартале 2024 года, после чего и будут определены конкретные сроки запуска фуд-парков.
В «Невском центре» от комментариев отказались.
Идеолог «Горожан» Артём Балаев признаётся честно, что у нет даже ориентировочного понимания, когда может быть запущено пространство.
В пресс-службе Торжсковского рынка рассказали, что все работы по благоустройству территории планируется завершить до конца 2023-го, сейчас уже идёт поиск арендаторов, а сам гастромаркет с коронерами обещают запустить в начале 2024-го.
По данным Nikoliers, ТРЦ «Голливуд» заработает не раньше 2024-го.
Ресторатор, соучредитель пространства Balagan в здании бывшего Приморского рынка в Петроградском районе Иван Перцев искренне удивился данным аналитиков о 13—15 проектах и заявил, что «их намного меньше».
По его словам, главный вопрос заключается в том, что девелоперы, владельцы торговых центров и эксперты вкладывают в термин «гастрономическое пространство».
— Если просто готовится к появлению новая вывеска и проводится перепланировка помещения, а затем слово «фуд-корт» автоматом меняется на «фуд-молл», то идёт просто подмена понятий, а не создание нового гастрономического пространства. Покупателей элементарно путают в подмене этих понятий. А по сути фуд-корт как был, так им и останется, пусть и назван более модным теперь словом.
Лично для меня гастрономическое пространство — это отдельно стоящее здание с разнообразной гастрономией, как популярной (итальянская, грузинская, японская кухня), так и трендовой в последнее время (Израиль, Индия, Корея), а не объекты на последних этажах ТЦ, где параллельно идёт бойкая торговля другими товарами или по соседству располагаются кинотеатры. В фуд-пространства люди едут именно за едой, а не затем, чтобы купить какую-то другую продукцию, — пояснил ресторатор.
Как добавил Иван Перцев, тренд на гастрономические пространства возник в Европе. И речь там шла именно о новом использовании этих отдельно стоящих зданий: рынков, догов, старых цехов и т.д.
При этом, по словам ресторатора, уже существующие гастропространства активно занимаются «каннибализмом» из-за высокой конкуренции. Так, Vokzal 1853 «каннибалит» Московский рынок, Vilka во Всеволожске жестко конкурирует с имеющими на Дыбенко заведениями «Теремка» и «Вкусно. И точка» и пока в этой борьбе проигрывает, а «Сити Молл» с его City Food около метро «Пионерская» явно будет отбирать трафик у ТРЦ «Голливуд».
Вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина полностью согласна с тем, у «Голливуда» уже есть прямые конкуренты в лице «Сити-Молл».
Фуд-холл «Невский центр» будет недополучать трафик из-за фуд-молла в ТРК «Галерея». Фуд-холл «Атлантик Сити» делит трафик с фуд-парком «Меркурий».
— К благоприятным факторам можно отнести локацию спальных районов, с большой плотностью и численностью населения, наличие транспортных узлов и хорошую проходимость. Хороший потенциал для успешного ведения бизнеса есть у фуд-холлов «Адамант» в ТЦ «Академический, ТЦ «Континент» на Стачек и у ТЦ «Заневский Каскад», — констатировала она.
Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин и вовсе готов назвать тот же «Атлантик Сити» мёртвой зоной.
По его словам, там не задерживался ни один арендатор, который мог бы генерировать трафик. Там нет ни одного заведения фаст-фуда, там есть только венская кофейня, но при всём уважении, это не то заведение, которое генерирует потоки.
— Когда там ещё была «Призма», люди туда шли. Но после того, как её сменил «Перекрёсток», поток упал, так как там рядом ещё три «Перекрёстка», и смысла ходить в самый дальний нет. В итоге «Перекрёсток» не проработал и полгода. При этом гастрономическое пространство есть рядом в «Меркурии», и он собирает на себя весь трафик, так как люди от метро «Беговая» идут в жилой массив на Оптиков и Туристскую улицу.
А через «Атлантик-Сити» никто никуда не идёт. В лучшем случае, это происходит только в летний период, когда многие устремляются в парк 300-летия. Но там есть «Питерлэнд», так что это утопическая идея, которая будет реализована, но в итоге всё закроется, — рассуждает эксперт.
Михаил Лачугин выступает в принципе против фуд-холлов. По его словам, данный формат общепита в ТЦ вводит потребителей в заблуждение.
— Фуд-холлы — это формат, который вводит на самом деле потребителей в заблуждение.
Я не могу понять, когда человек приходит фактически в какое-то пространство, где много людей, где столики расставлены как в столовой, где мимо могут ходить люди с подносами, где могут быть очереди, и, по сути, платит ресторанные деньги. Но уровень сервиса там, в лучшем случае, на уровне хорошей «столовки».
Если же фуд-холлы расположены рядом с загруженными станциями метро, то рядом с посетителями могут оказаться и люди, ведущие асоциальный образ жизни, пришедшие с собственной едой, приобретённой в других местах и заказавших в заведении чего-нибудь по минимуму.
Но с другой стороны, если люди готовы на это вестись, платить деньги, то почему нет? Это бизнес, — в то же время констатирует эксперт.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков уверен, что активное развитие фуд-моллов в торговых объектах — это вынужденная мера.
— Мы видим, что покупательская способность падает, многие торговые сети показывают отрицательные результаты по итогам второго квартала 2023 года. Мы видим, что у многих сетей и трафики, и объёмы продаж уходят в отрицательную зону, даже несмотря на то, что была высокая инфляция. Это говорит о том, что экономика торговых объектов уходит в негативную тенденцию по целому ряду причин: кто-то уходит в on-line, кто-то вынужден экономить, кто-то уехал из страны.
В тоже время торговые объекты есть, они не могут простаивать, — поясняет он.
По словам аналитика, в развитых странах такие процессы тоже идут. Там торговля замещается сферой услуг: медицинскими и косметологическими организациями и магазинами. Но в России из-за низких доходов они не востребованы, поэтому единственным выходом становится общепит. Так как, очевидно, что даже в самых непростых экономических временах люди не прекратят есть.