Культура
14:355 сентября 2023

Могли уйти в небытие: трагическая история Московских триумфальных ворот

Недавно во время реставрации Московских ворот специалисты обнаружили клад: за крылом одной из скульптур в металлической коробочке лежали шесть монет отечественной чеканки, серебряный крестик, сторублёвая купюра, именные значки и письмо со стихами. Вероятно, их заложили во время предыдущей реставрации, в 2003 году. А как появились Московское ворота и почему их судьбу можно назвать трагической?
Фото: wikimapia.org

Их силуэт виден издалека, они стоят на самой высокой точке Московского проспекта. Нет в нашем городе человека, который ни разу не видел бы Московские ворота.

По императорскому хотению и велению

Пётр Первый заложил традицию устанавливать триумфальные ворота в Петербурге. Екатерина Великая переняла добрый обычай — задумывалась о строительстве арки при въезде в Петербург со стороны Москвы. Она рассматривала рисунки архитектора Шарля Луи Клериссо, и в 1781-м году француз вместе с моделью ворот прибыл в Петербург. Но проект, предлагаемый знатоком классического искусства и древнеримской архитектуры, оказался слишком дорогим. Документы и модель ворот и по сей день можно найти в музее при Академии художеств.

Московские ворота Шарля Клериссо/ Фото: wikimedia.org
Московские ворота Шарля Клериссо/ Фото: wikimedia.org

Внук Екатерины, император Николай I с бабушкой никогда не разговаривал, — она скончалась, когда ему было всего четыре месяца. Зато Николай ценил военные мотивы во всём, в том числе и в архитектуре. Арка Главного штаба с «Колесницей славы», Нарвские ворота — всё это появилось во времена правления императора. Но одних ворот было мало, поэтому выдающийся архитектор Василий Петрович Стасов, пока трудился над Нарвскими, заодно создал проект Московских ворот. Как и француз, он был воодушевлён античным Акрополем.


Видео: 78.ru

И повод для возведения триумфальных ворот нашёлся: Россия одержала две победы — над персами и над турками. Для многих войны 1826–1829 годов ни о чём не говорят, но именно благодаря им в состав Российской империи вошло Эриванское ханство вместе с Ереваном. А после победы над турками в 1829 году мы снова получили проход через Босфор, помогли грекам и болгарам, а также присоединили стратегически важные земли в Закавказье.

Посвящение на аттике ворот написано на двух языках: с северной стороны — на латыни, а с южной — на русском языке.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru
«Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши».

Кроме Персии и Турции, здесь фигурирует Польша. Известно, что Николай I лично придумал эту надпись. Реставраторы в начале XXI века были вынуждены совещаться с МИДом, точно ли нужно восстанавливать надпись в первозданном виде. В конце концов, архитекторы сохранили её в исторической формулировке.

Имя его — Стасов

Местом для установки Московских ворот была выбрана первая застава по дороге в Москву. Объявили конкурс: императору приглянулся проект автора Мариинского театра инженера Альберта Кавоса, но он оказался сильно дорогим.

Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

Тогда достали проект Василия Стасова, доработали — на самом деле просто уменьшили, чтобы уложиться в смету. Сократив количество колонн, Стасов с запада и востока от арки спроектировал два здания — кордегардии. Они предназначались для караула и соединялись чугунными решётками. В каждом пешеходном проходе установили скамейки. А вот декор ворот, предложенный русским архитектором, императору совсем не понравился. Тогда скульптуры — 30 женских гениев славы, которые держат щиты с гербами российских губерний, — были поручены Борису Орловскому.

Ни прошло и месяца после открытия Нарвских триумфальных ворот, как были заложены Московские. Для Стасова этот проект стал последним в жизни, а для всего мира уникальным: никто тогда не делал таких крупных сооружений из чугуна.

Тяжёлые времена и героический подвиг Московских ворот

Конструкцию отливали на Литейном заводе. В октябре 1838 года состоялось торжественное открытие Московских триумфальных ворот.

Несмотря на то, что они стояли буквально в поле, о них знали все. На этом история могла закончиться, но в 1936-м их бездушно разобрали. Площадь решили кардинально изменить: кордегардии снести, а ворота установить в другом месте. Всего пять дней понадобилось, чтобы превратить уникальный памятник в руины.

Ворота перед началом демонтажа колонн, 18 сентября 1936 года/ Фото: архив КГИОП
Ворота перед началом демонтажа колонн, 18 сентября 1936 года/ Фото: архив КГИОП

Архитекторы Евгений Левинсон и Иван Фомин в память об утрате первозданных ворот поместили их изображение на 145-й дом по Международному проспекту — так тогда назывался Московский.

Во время блокады Ленинграда Московские ворота, не существуя по факту, всей чугунной плотью встали на защиту города. Части разобранных колонн служили укрытием во время налётов, а главное, они стали мощными заграждениями.

Восстали из пепла и руин

При Никите Хрущёве ворота решили вернуть на прежнее место, но уже без кордегардий. Тут же выяснилось, что из 108 чугунных деталей и колонн сохранились лишь 65. Со скульптурами было ещё хуже: 13 фигур ещё можно было отреставрировать, а остальные 17 пришлось изготовить заново.

Всё отлили на Кировском заводе, и Московские ворота заняли своё законное место в 1959 году. Через два года открылась одноимённая станция метро: подземный вестибюль и сегодня украшает картуш из военных атрибутов. Это уменьшенная в два раза копия скульптуры, установленной на воротах.

Монтаж ворот, Южный фасад, 1959 год/ Фото: архив КГИОП
Монтаж ворот, Южный фасад, 1959 год/ Фото: архив КГИОП

Несмотря на тяжёлую судьбу, Московские триумфальные ворота по-прежнему хранят в себе отголоски радости и чаяния архитектора Василия Стасова. Сегодня это один из важнейших памятников Петербурга, наравне с Исаакиевским собором и Александровской колонной.

ПамятникиСтроительствоСанкт-Петербург
Новости партнеров