Нарвские ворота, которые расположены сейчас на площади Стачек, считаются вторыми. Первые триумфальные ворота были возведены в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги. Находились они недалеко от нынешних, буквально на расстоянии 200 метров, — на Старо-Петергофском проспекте. Именно она встречала гвардию победителей, которые возвращались из Европы по Нарвской дороге.
Слышали ли вы когда-нибудь фразу: «Плюс-минус Нарвские ворота»? Это совсем не значит «Снести и заново построить». На самом деле наблюдательные петербуржцы очень точно назвали формулу приблизительности расположения старых и новых Нарвских ворот. Формула активно вошла в городской лексикон и использовалась вплоть до середины XX века.
Видео: 78.ru
Нарвские ворота находились недалеко друг от друга, и был даже небольшой период времени — с 1814-го по 1829-й, когда первые ворота уже стояли, а вторые уже начали возводить.
Как раз-таки благодаря русскому архитектору Василию Петровичу Стасову вторые Нарвские ворота обрели русскую душу.
И никакой мистики в перемещениях нет.
Частично верный миф. Дело в том, что раньше на месте Нарвских ворот располагался мост. Он был перекинут через речку Таракановка: протекала она ровно там, где сегодня находится пешеходный переход. Именно здесь было русло реки.
Когда-то люди по мосту переходили к Нарвским воротам, поперёк ворот располагался шлагбаум. Солдаты караулили и проверяли документы, досматривали грузы и людей, собирали подорожную, для того чтобы желающие могли пройти или проехать Санкт-Петербург.
Не совсем так. Практически все скульптуры, украшающие триумфальные ворота, держат венки. В общей сложности их 25, они считаются символами победы. Но однажды венков стало 24: несознательные горожане решили сфотографироваться со скульптурой русского витязя, и обломили венок, который он держит в руках.
Нарвские ворота — единственный медный памятник в Петербурге. Пластины для ворот получались из медных слитков: их брали в Санкт-Петербургском монетном дворе, отвозили их на Александровский чугунный завод — и раскатывали в пластины. А краска зелёного цвета лучше всего скрывает патину, которая появляется на меди.
Городская легенда быстро распространилась благодаря картине Павла Николаевича Филонова, которая так и называется, — «Нарвские ворота» (1929).
В начале XX века никаких домов и построек рядом с Нарвскими воротами не было. Стояли покосившиеся деревянные дома-избушки, рядом с которыми росли кустарники. И никакого освещения! А поскольку в Петербурге довольно быстро темнеет, фигура, возвышающаяся над Нарвскими триумфальными воротами, превращалась в колдуна… Каждый день, ровно в 00:00, колдун выходит и устрашает проходящих мимо.
Если войти в Нарвские ворота и подняться по винтовой лестнице, то можно оказаться в небольшом помещении — это и есть музей.
Всех посетителей встречает бюст Василия Петровича Стасова. Он никогда не покидал пределы Нарвских триумфальных ворот: работники музея в торжественные и праздничные дни даже ставят небольшую стопочку, для того чтобы Василий Петрович поддерживал и оберегал музей. Мало кто знает, но работники музея осуществили мечту архитектора — построили музей, куда можно прийти в любой день, кроме понедельника и вторника, с 11:00 до 17:00.
На самом деле — ничего таинственного. Здесь размещён проход, который соединяет два пилона. Он появился 40 лет назад, раньше его здесь не было. Дело в том, что в 1987 году, когда было принято решение о создании в Нарвских воротах постоянной музейной экспозиции, сюда требовалось перенести все коммуникации, которых в подвале никогда и ни было. В подвале можно увидеть гранитные плиты, по которым мы ходим на площади.
Нарвские ворота, несмотря на величественность и монументальность, никакие не мистические. Это уникальное архитектурное достояние города, которое вдохновляет гостей и жителей Петербурга.