Масонство – одно из самых мифологизированных, таинственных и интересных любителям мистики культурных явлений. Это и философия, и своего рода религия, но главное – это огромное братство с сетью разветвлённых лож. Уже более трёх веков масонство есть и в России.
Масоны проникли в нашу страну в своё время через «окно в Европу», прорубленное Петром I. Вот что рассказал «78» об этом доктор исторических наук, профессор кафедры истории РГПУ им. А. И. Герцена Юрий Кондаков:
– Начиная с Петра I Россия открылась для иностранного влияния, и одним из проводников и путей этого влияния как раз и было масонство. Масонство как явление вышло на политическую арену в Англии в 1721 году, тогда была создана первая в мире Великая ложа. Но масонские ложи существовали и до этого.
Одной из самых волнующих тем в истории петербургского масонства является вопрос: а был ли сам Пётр I масоном? Наш эксперт считает, что это – лишь устойчивая легенда. Хотя её ощутимо подогревает памятник Петру I, расположенный на Дворцовой набережной – тот самый, где государь лично занимается строительством лодки.
На этом памятнике присутствуют циркуль и угольник – центральные масонские эмблемы. И лежат они на не огранённом камне – а члены братства, как известно, считают себя «каменщиками».
– Но, с другой стороны, возможно, это в целом масонская интерпретация деятельности Петра, который не огранённую глыбу России огранил и ввёл в число наиболее развитых и передовых европейских стран, – считает историк. – Очень маловероятно, что Пётр относился к числу первых братьев-масонов в России. В Европе никто никогда об этом не говорил и не упоминал. Хотя масонская легенда гласит, что первой в России была создана ложа «Нептун», в которую входили Лефорт, Гордон и Пётр.
А вот одним из самых известных реальных петербургских масонов являлся Иван Елагин, чей дворец мы можем видеть в одноименном парке. Именно он основал провинциальную великую ложу, под управлением которой находилось ещё 14 российских лож.
Что касается масонства императоров, многие считают, что членами братства были Павел и Александр I. Однако, как отметил историк, доказательств этому нет.
Настоящие артефакты, связанные с масонами и принадлежавшие членам масонских лож Петербурга, можно своими глазами увидеть в Государственном музее истории религии, расположенном на Почтамтской улице. Как рассказала «78» Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций музея, интерес к истории масонства в Петербурге очень высок:
– Поэтому мы решили организовать фонд открытого хранения, где можно было бы выставить часть тех масонских предметов, которые позволяют нам говорить и про историю, и про символику масонства. К сожалению, таких предметов не очень много, но они потрясающие.
Марина Птиченко показала нам два золотых знака-подвески и рассказала их историю:
– Первый знак – это знак ложи «Палестина», которая осуществляла свои работы в Петербурге, этот знак имеет форму меча, и нередко её так и называли – Ложа Меча. Этот подвес носили на ленте. Здесь выгравирована надпись названия ложи «Ложа Палестина» (по горизонтали), а по вертикали обозначено, где она осуществляла свои работы: на востоке Петербурга. А вот на оборотной стороне – девиз ложи: «За бога, императора и братьев».
Второй знак – это знак степени посвящения. Это по шведской системе 7-8 степень. Поскольку они вели свою историю от Ордена тамплиеров, то рыцарская тематика очень ярко присутствовала в их уставе. На одной стороне треугольника мы видим надпись: «который открывает закрытое», речь идёт о знаниях, это ключ, который открывает закрытое знание.
А на обороте надпись «который закрывает открытое». Потому что то, что тебе открыли, надо держать в тайне. Вот такова символика. И все, кто в петербургском масонстве имел отношение к шведскому уставу, вполне могли носить вот такой ключик.
Есть в музее и ещё один любопытный масонский экспонат – документ из ложи «Избранного Михаила». В эту ложу входили близкие друзья Александра Сергеевича Пушкина – Дельвиг и Кюхельбекер, а руководителем ложи был Фёдор Толстой, художник, скульптор, вице-президент Академии художеств.
Отметим, что и сам Пушкин входил в ряды масонов. Правда, в своё время в ложу «Избранный Михаил» его не приняли. Пришлось довольствоваться другими. Как рассказал нам петербургский масон Вячеслав, в братство поэт был посвящён после кишинёвской ссылки.
– В братстве об Александре Сергеевиче пишут следующее: «В ложе выполнял свои обязанности не прилежно». Это значит, раздолбай был наш любимый Александр Сергеевич.
Масонские знаки в Петербурге можно обнаружить в огромном количестве мест – порой самых неожиданных. Есть такой знак и в самом сердце нашего города, на Дворцовой площади. А именно – прямо на Александровской колонне. На восточной стороне пьедестала мы можем увидеть медаль в окружении дубовых листьев, на которой изображена лучезарная дельта – треугольник с изображённым внутри глазом и расходящимися от него во все стороны лучами.
Лучезарная дельта, или Всевидящее око – один из главных масонских символов. Он обозначает Великого архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков – братьев масонских лож. Интересно, что знак Всевидящего ока во время масонских ритуалов всегда располагается на востоке помещения. Именно на восточной стороне пьедестала колонны мы его и находим.
Александровская колонна была спроектирована архитектором Огюстом Монферраном, которого также причисляют к известным масонам своего времени. Отметим, что Монферран спроектировал и Исаакиевский собор, на фасаде которого можно увидеть одну из самых крупных и заметных лучезарных дельт в городе – она располагается в треугольнике над портиком.
Без сомнения, символы эти были прекрасно знакомы императору, и поместить эти изображения без ведома государя на столь важные доминанты города архитектор никак не мог, подчёркивает Юрий Кондаков. По мнению историка, Николай I в какой-то мере разделял эти взгляды, потому и утвердил такой вид колонны и храма.
Здание Генерального штаба, располагающееся на Дворцовой площади, также имеет непосредственное отношение к петербургским масонам: именно там, отметил историк, заседала ложа «Избранный Михаил», входящая в Союз Астреи. Но и это – лишь капля в море масонских следов в Петербурге, реальных и мифических.
– Как и большинство европейских городов, Петербург просто пронизан масонскими мифами, – рассказал Юрий Кондаков. – Существует огромное количество легенд. Например, про «циркуль» на карте города, который имеет вершиной Адмиралтейство и расходится от него в разные стороны. Это и ростральные колонны, это и глобус на здании Кунсткамеры, и пеликан на здании Педагогического университета. Множество символов в разных местах.
Но есть черты легендарные и черты реальные. Действительно, масоны внесли большой вклад в жизнь нашего города, но сделали они это не потому, что являлись именно масонами, а потому, что масоны были архитекторами, художниками, композиторами. Как правило, это была всё-таки культурная богема общества.
А как же оккультные практики? Разве не ими занимались масоны в первую очередь?
– Что было в оккультных практиках? Алхимия, теургия и кабалистика. Но этим занимались братья высших степеней, которых за всю историю России если 300 человек наберётся, то это очень хорошо, – пояснил историк. – Основная масонская масса: поэты, художники, архитекторы, интеллигенция, буржуа и купцы, они были от этого очень далеки. Они использовали масонство, в конечном счёте, как закрытый мужской клуб.
Масонскую символику в Петербурге можно найти и в совершенно неожиданных местах. Далеко не всегда это именно Всевидящее око. Один из таких не самых явных символов показал нам петербургский масон Вячеслав на стрелке Васильевского острова.
– Под левым локтем у одной из фигур, сидящих у подножия ростральной колонны, нарисован компас. Но компас странный – он указывает на восток. Обычный компас указывает на север. В чём же причина такой странности? Всё просто: свет приходит с востока, именно поэтому этот компас масонский, – поделился историей Вячеслав.
Более того, вся архитектура стрелки Васильевского острова, оказывается, представляет собой масонский храм, уверен современный масон:
– Во-первых, есть храм – Биржа, есть две ростральные колонны, если мы с вами стоим перед колоннами, это значит, что мы стоим перед входом в храм. Но стоит сделать одно простое, почти магическое действие – развернуться – и получится, что колонны стоят уже за нами. Это значит, что мы в храме. А если мы находимся в масонском храме, то перед нами должен быть алтарь. В Петропавловской крепости располагается алтарь собора Петра и Павла, в левом приделе которого похоронен первый досточтимый мастер России – Пётр Алексеевич Романов.
Правда это или одна из городских легенд о масонах – сказать сейчас сложно.
В конце XVII – начале XIX веков в России было множество масонских лож, но далеко не все они оставили на карте города заметный (или хоть какой-то) след. Но один из петербургских особняков окружён особой «масонской аурой» – речь о об особняке Безбородко, где, по мнению историков, сохранились два помещения, в которых заседали и проводили свои обряды члены масонских лож.
Интересно, что сам Александр Безбородко, князь и дипломат XVIII века, масоном не был. Почему именно в его доме собиралось братство – пока неизвестно.
В одном из залов мы видим классический мозаичный пол, который непременно есть во всех масонских ложах по образцу храма Соломона, рассказал Юрий Кондаков. Кроме того, при входе в масонскую ложу человека всегда встречают две колонны – присутствуют они и здесь.
В другом зале есть балкончик для музыкантов – по словам историка, музыканты тоже нередко были членами масонских лож, и выступали на столовых собраниях – агорах. По всей видимости, именно для таких собраний и предназначался этот зал.
– Основной масонский обряд – это обряд посвящения, – отметил эксперт. – Он проходит сложно и многоступенчато. Сначала человека сажают в тайную камеру, приносят ему череп, и он там сидит, размышляет. Затем ему завязывают глаза, ведут в другую комнату, где непосредственно проходит обряд. Очень часто брали чашу, наносили символический удар циркулем (по руке), капля крови капала в чашу, в неё наливали вино, и все остальные братья к ней прилагались.
Затем с него снимали повязку, он приносил клятву и становился полноценным членом братства. После этого обычно устраивали трапезу, которая сплачивала братьев. И вот на эту трапезу, или столовое собрание, могли приглашаться и непосвящённые, и женщины.
Историк обратил внимание на фрески в зале – они изображают поклонение людей животному.
– Этот телец – один из символов масонства того времени. Тогда были разные направления, но наиболее прочное, просуществовавшее до запрета 1917 года – это розенкрейцерство. Розенкрейцеры были кабалистами, алхимиками, и в их сочинениях телец фигурирует много раз.
А вот на колоннах зала можно попробовать поискать тайные символы – по словам историка, масоны использовали тайнопись, и на стенах и колоннах в масонских залах можно найти соответствующие знаки. Правда, прочитать их может только посвящённый.