В Петербурге продолжается работа над обновлением Генерального плана города. Этот документ призван определить дальнейшее развитие Северной столицы до 2048 года: где появятся новые парки и рекреационные зоны, где вырастут жилые кварталы, какой высотности они будут, а где проложат новые транспортные магистрали.
Генплан Петербурга должны были принять ещё пять лет назад, в 2018 году, но процесс затянулся. Предварительный вариант документа петербуржцам представили лишь в августе прошлого года. Общественные слушания прошли во всех в 18 районах города с 27 июля по 24 августа 2022-го. За это время в комиссию поступило более 11 тыс. предложений по правке от горожан. Какие-то отклонялись на стадии рассмотрения, какие-то были учтены. Но стоит отметить, что решение комиссии под руководством вице-губернатора Николая Линченко носят лишь рекомендательный характер. Окончательное решение — за депутатами ЗакСа, которые вот-вот вернутся с каникул.
Комиссия по подготовке изменений в Генплан отклонила заявку о переводе участков на Биржевой линии в зону жилой застройки. Речь идёт о 6000 кв. м, занятых Государственным оптическим институтом им. Вавилова.
Ранее здания института с прилегающей территорией ушли с молотка: за 302 млн рублей их выкупила строительная компания «Арсенал-6», аффилированная с другой известной строительной компанией «Арсенал-Недвижимость».
Два участка рядом с историческими зданиями (Биржевая линия, 8—10, а также 12, литера М) строители просили перевести в зону среднеэтажной жилой застройки. Однако комиссия решила «прописать» на этом месте деловую зону, тем самым продолжив формировать в историческом центре города так называемую «серый» пояс бывших промышленных предприятий, получивших новое предназначение и новые смыслы: научные организации, офисы, кафе, мастерские и мелкие торговые предприятия, рекреационные и креативные пространства.
Отклонены заявки горожан с просьбой прекратить расширять территории намыва Васильевского острова и острова Декабристов. На заседаниях 14 и 21 июля в общей сложности было отказано более десятку подобных обращений. Причины отказа — несоответствие критериям оценки — уже подверглись критике в том числе и со стороны «яблочника» Бориса Вишневского.
Надо отметить, что недовольство намывом со стороны жителей Васильевского острова длится десятилетие, но в нынешнем году конфликт вошёл в свою активную фазу. Противники намыва считают, что проект представляет серьёзную опасность для экологии акватории Финского залива и негативно влияет на морскую флору и фауну. Кроме того, объём нового строительства на намывных территориях, по мнению участников гражданского протеста, чреват серьёзной дополнительной нагрузкой на транспортную и социальную инфраструктуры острова. А само строительство шумом и пылью досаждает жителям окрестных домов.
Активисты ссылаются на федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 года, защищающий права граждан на благоприятную окружающую среду.
Напомним: в 2020 году «Группа ЛСР» приобрела право на намыв северной части Васильевского острова по договору субаренды у компании «Терра Нова». На территории 163 ГА планируется построить около 875 тыс. кв. м нового жилья.
Ситуацией вокруг петербургского намыва уже заинтересовался Следственный комитет России. Возбуждён ряд уголовных дел, ответчиками по которым проходят чиновники Смольного, выдававшие разрешение на застройку, и работники Росприроднадзора. Подчинённых Александра Бастрыкина не устроило заключение экспертизы последнего, в котором указывалось на отсутствие вреда окружающей среде. СК проводит собственную экологическую экспертизу, которая должна завершиться к осени.
«Тучков буян» между набережной Малой Невы и проспектом Добролюбова снова станет парком. Но лишь частично. Статус рекреации в случае принятия законопроекта, скорее всего, не получат дворец танца Бориса Эйфмана и Судебный квартал, которые останутся «деловыми».
В настоящее время территория полностью находится в общественно-деловой зоне. Вернуть ей назначение места отдыха горожан (зоны зелёных насаждений) предложила петербурженка Елена Скороходова. Она выступила с инициативой присвоить статус зелёной зоны на участке почти 10 ГА, ограниченном проспектом Добролюбова, улицей Сперанского и площадью академика Лихачёва. Заявка была учтена.
Однако в границах участка чиновники готовы допустить капитальное строительство спортивных объектов, объектов досуга и развлечения, гостиниц и пансионатов.
Кроме того, как сообщила пресс-служба Петроградского района Петербурга на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте», близ будущего парка уже в 2024 году появится пешеходный подземный переход, который соединит «Тучков буян» с Петропавловской крепостью. Его разместят у подъезда к переправе под площадью Академика Лихачёва.
Депутат ЗакСа от партии «Новые люди» Дмитрий Павлов тщетно просил комиссию по подготовке изменений в Генплан поддержать строительную компанию ООО «Спорт Сити» и рассмотреть возможность разместить у «Газпром Арены» четырёхзвездочную гостиницу со спортивно-реабилитационным центром. Земля в этом месте на островах Петроградской стороны относится к рекреационной зоне, а компания просила перевести её в общественно-деловую.
«Деловой Петербург» обратил внимание, что «Спорт-Сити» владеет правами на сайт сообщества PushkinRun, основателем которого и является депутат Павлов. Комиссия просьбу парламентария удовлетворять не стала. Как и другое заявление Павлова, предполагающее переориентирование участка Южной дороги с транспортной на рекреационную.
Зато на островах Петроградской стороны с большой долей вероятности в случае принятия законопроекта по Генплану появится филиал пансионата для воспитанниц Минобороны. Для этого участок на набережной Мартынова сменит назначение с рекреационного на общественно-деловое.
Свои ходатайства за перевод хотя бы части Муринского парка в «зелёную» зону в комиссию по изменению Генплана направили почти 100 петербуржцев. Жители Калининского района давно выступают против какого-либо строительства в парке, вырубки деревьев и коммерческого использования территории. Однако один из его участков всё еще относится к зоне спортивных сооружений. На нём планировали возвести спортивный комплекс, но протесты горожан затянули процесс. А Санкт-Петербургский городской суд осенью прошлого года и вовсе отменил разрешение на строительство спортивного комплекса в Муринском парке. В октябре 2022 года градозащитники победоносно сообщили в соцсетях, что там начали убирать строительный забор.
Некий О. В. Поплавский отдельной заявкой просил комиссию приобщить к зелёным насаждениям парка близлежащую территорию, занимаемую сейчас гаражами, и «предусмотреть комфортную пешеходную зону для входа в парк с колясками и маленькими детьми». Но комиссия эту отдельную заявку отклонила.
Этим летом стало окончательно понятно, что часть стратегической автомагистрали непрерывного движения М-7 пройдёт в черте Петербурга. Она свяжет северные районы с центром города: от Шпалерной улицы по будущему мосту через Неву в створе Арсенальной улицы через Полюстровский проспект вдоль железнодорожной ветки до Выборгского шоссе и КАД. Эстакада будет построена прямо над территорией Удельного парка.
Получивший столь сильный общественный резонанс проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнёрства. На ПМЭФ-2023 в июне нынешнего года губернатор Петербурга Александр Беглов и глава банка ВТБ Андрей Костин подписали соответствующее соглашение. Строительство магистрали обойдётся в весьма круглую сумма — не менее 300 млрд рублей.
Сразу после подписания соглашения в Удельном парке появились листовки градозащитников с призывом подписаться под петицией против строительства. Появилось даже отдельное общественное движение «Друзья Удельного парка». Только за первую неделю онлайн-петиция набрала 13 тыс. голосов.
Надо отметить, что нынешняя петиция против строительства М-7 в Удельном парке далеко не первая. Корнями вопрос о строительстве трассы уходит в 2005 год. Именно тогда ещё при губернаторе Полтавченко «седьмую магистраль» впервые заложили в Генплан Петербурга, а из перечня зелёных насаждений общего пользования под её строительство выделили 80 ГА территории парка. Той, что прилегает к перегруженному транспортом проспекту Энгельса.
Чаяния жителей просты и понятны: Удельный парк — тихий, зелёный уголок, а трасса — это всегда пыль и шум моторов. Однако новая автомагистраль призвана не только разгрузить улично-дорожную сеть района, без неё невозможно нормальное транспортное сообщение со строящимся аэропортом в Левашово.
Власти города настаивают, что проект магистрали с эстакадой — максимально щадящий. Зелёные насаждения под её опорами удастся сохранить. Активисты не соглашаются и апеллируют к собственным исследованиям экологической обстановки рядом с эстакадой ЗСД в районе Юнтоловского заказника. Дорога в том месте построена по тому же принципу, что будет применён в Удельном парке.
Ситуация осложняется тем, что с 2013 года Удельный парк включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Это означает, что проводить строительные работы на его территории категорически запрещено.
К слову, упомянутый как участок М-7 Арсенальный мост стал одним из пяти переправ через Неву, которые учтены в проекте нового Генплана. Кроме него в городе планируют Широтную скоростную магистраль с разводным мостом, а также Большой Смоленский мост, Орловский тоннель и Ново-Адмиралтейский мост.
Комиссия по подготовке изменений в Генплан Петербурга отказала РПЦ в удовлетворении заявок на изменение зонирования территорий под строительство десятка церквей. Шесть обращений были удовлетворены.
Так, среди отклонённых оказались заявки на воссоздание взорванной в 1930-е годы церкви Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского на пересечении 2-й Советской улицы с проспектом Бакунина, трёх храмов в Адмиралтейском и двух — в Петроградском районах города. В том числе, Троицкого собора на одноимённой площади.
Среди согласованных — ходатайство сразу двух комитетов (Комитета по инвестициям и Комитета имущественных отношений) о переводе из рекреационной зоны в общественно-деловую части Синопской набережной для воссоздания на этом месте Борисоглебской церкви. Сейчас на этом месте находится автостоянка, сохранить которую пытается ряд градозащитников. Проблемы с парковкой в центральной части города вынуждено поставили на одну чашу весов комфорт автолюбителей, а на другую — пищу духовную.
До конца неясной осталась из протоколов заседания комиссии судьба участка на площади Растрелли. Заявку на изменение его назначения подавали Санкт-Петербургская епархия и Комитет по инвестициям Смольного. Проект воссоздания на этом месте барочной колокольни Смольного собора тоже обсуждается не первый год. Сомнения скептиков связаны с изменением линии высотных доминант Петербурга — не испортит ли колокольня облик города, получится ли её воспроизвести в стилистике собора.
Лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Надежда Тихонова назвала проведение публичных слушаний и общественных обсуждений Генплана в онлайн формате «совершенно неправильным».
— В 2022 году в общественных обсуждениях приняли участие всего 13 тыс. человек. Это крайне низкая цифра для почти шестимиллионного города. При таком подходе многие жители были крайне мало информированы о проведении слушаний, а некоторые просто не имели технической возможности в них участвовать.
Все предложения, по которым ярко и активно выступали жители, собирали тысячи подписей, за что болит у людей душа, отклоняются. Это и Охтинский мыс, участок под строительство жилья для судей Верховного Суда РФ у Охтинской гостиницы, дальнейшее расширение намыва на Васильевском острове. Не отказались от планов по намыву в Сестрорецке в районе Тарховки, странное решение по «Тучкову буяну», где всё-таки возводят строения. Это целый массив предложений по сохранению зелёных зон.
Откровенно обидно, что происходит перенос на невероятно поздние сроки строительства новых станций метрополитена. «Полюстровский проспект», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Пискарёвка», «Бестужевская» — предложено перенести на срок после 2040 года, как и строительство участка Кольцевой линии от станции «Лесная-2» до станции «Большой проспект»», — поделилась впечатлениями от документа Надежда Тихонова.
Но не критикой единой. Лидер петербургских эсеров прокомментировала и ряд положительных моментов. В том числе возвращение части Муринского парка в рекреационную зону, чего долго добивались жители Калининского района. Комиссия отложила, но не отклонила предложение по установлению зоны отдыха для «Янтарного пляжа». А также приняла заявку об ограничении высотности кварталов, которые потенциально могут попасть под действие закона о КРТ.
С Надеждой Тихоновой согласна и эксперт в сфере градостроительства, архитектурный критик Мария Элькина.
— У меня нет надежды на депутатские прения во время принятия законопроекта по Генплану. Они могут отбить для жителей ещё один зелёный уголок, но стратегические вопросы — намыв и М-7 — депутаты, к сожалению, не решат, потому что решение уже кем-то и где-то принято. Такие вопросы не дискутируются. Самая главная заявка, которую отвергла комиссия по внесению изменений в Генплан — это продолжение намыва. Этот вопрос несомненно должен быть, по меньшей мере, дискуссионным, — считает Элькина.
По её мнению, Генплан иллюстрирует губительную для города градостроительную политику.
— Те ценности, которые предлагает нам Генплан — в лучшем случае 1970-х годов, они уже морально устарели. И то, что в Петербурге подход к развитию города не меняется десятилетиями, мне кажется, очень плохо.
Мы опять делаем ставку на быстрые автомобильные дороги, опять строим много жилья низкого качества, опять не создаём в новых районах среду, в которой хотелось бы находится и было бы так же приятно, как и в центре города. Опять мало зелени.
Безусловно, есть моменты, которые приятно удивляют, но меня волнует вектор развития города в целом. Мы говорим о том, что с Петербургом происходит стратегическая катастрофа.
Городу нужно изменить стратегию развития: не отдельные пункты, а сам принцип работы над Генпланом. Жилые зоны, промышленные зоны — не меняется методология зонирования города.
Современный подход предполагает, что мы должны видеть не квадратики на Генплане — жилая зона, нежилая зона — мы должны в каждом случае публично видеть и публично обсуждать, как конкретно разные части нашего города будут выглядеть, почему они так будут выглядеть, — прокомментировала эксперт.