«Польша — равно современный нацизм», «Варшава, руки прочь от памятников!» — такие плакаты появляются над головами людей, которые устраивают «молебен» рядом с православной церковью у входа на Левашовское кладбище. Женщины пытаются растолкать молодых людей с плакатами, происходят небольшие потасовки.
Видео: 78.ru
С крестом наперевес
А началось всё с того, что утром в воскресенье ко входу на кладбище приехала группа людей, называющих себя участниками конгресса поляков в Санкт-Петербурге.
Стоя у закрытых ворот, люди возмущаются — почему кладбище закрыли на санитарный день, ведь у них запланировано мероприятие.
Появляется католический священник с красным крестом. И вскоре рядом со входом на кладбище паркуется Land Cruiser генконсула Польши в Петербурге Гжегожа Слюбовски.
— Здравствуйте, прокомментируйте, пожалуйста, акция согласована с властями?
— Какая акция?
— А что здесь будет происходить?
— Я хочу цветы положить.
— Там закрыто.
— Если закрыто, тогда не войду. Но не понимаю, какая акция.
Красный деревянный крест планировали поставить на пустующее место каменного памятника, который пропал несколько дней назад. Мемориал посвящён репрессированным полякам.
А где же крест?
Существуют разные версии о том, куда пропал памятник. В Смольном говорят — вандалы облили его краской, крест увезли на реставрацию.
Администрация кладбища сообщила, что памятник повредило упавшее дерево. Возможно, именно поэтому было решено провести санитарный день.
«Я не знаю, не мой крест»
Среди участников встречи была замечена и Ирина Флиге — директор внесённого в список иноагентов НИЦ «Мемориал», которая к полякам себя не относит.
— Прокомментируйте, пожалуйста.
— Я с вами не знакома, — отвечает и отталкивает микрофон Ирина.
— А установка креста согласована с петербургскими властями, скажите, пожалуйста. Ирина Анатольевна?
— Только с Богом!
Участники «Волонтёрской роты», которые приехали с плакатами на кладбище, уверены — всё происходящее — провокация.
— Мы собрались сегодня здесь, потому что польские власти проявляют русофобское отношение к нашему народу. Они запрещают русскому народу говорить на их родном языке. Они сносят советские памятники. Они обесценивают подвиг наших дедов и прадедов, которые отдавали свои жизни в борьбе с фашизмом. Они освободили польский народ, а сейчас их памятники сносятся. Как только польские власти узнали, что с их памятником произошёл инцидент, это сразу же послужило поводом, чтобы они сделали такую провокационную акцию. А когда сносят наши памятники, они считают это нормальным, — заявляет активист организации «Волонтёрская рота» Максим Ильин.
В итоге участники акции возложили цветы ко входу, а генконсул отправился к своей машине.
— Господин консул, скажите, пожалуйста, что будет с этим крестом?
— Я не знаю, это не мой крест. Я не знаю, что будет.
Поляки забрали деревянный крест и уехали. Ну, а тот, что находился здесь — крест каменный — вернётся на своё законное место, как следует из заявлений пресс-службы Смольного. Там отметили: «Мы не воюем с монументами, а сохраняем их. Чего, к большому сожалению, нельзя сказать о наших бывших братьях по оружию».