Федеральные СМИ написали о возможном уходе из РФ международного бренда MAAG, принадлежащего группе компаний Daher, и якобы массовых увольнениях сотрудников в сети. Эта информация вызвала настоящий переполох у участников fashion-индустрии.
Дело в том, что Maag пришёл в Россию только в апреле 2023-го, но за это время открыл свыше 200 точек и должен был стать полноценной заменой испанской Zara (входит в Inditex, также Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe).
Однако уже вечером того же дня Минпромторг новость опроверг, в ведомстве поспешили заверить: первые месяцы продаж соответствуют ожиданиям менеджмента компании и никто «резать» магазины не собирается. Не планируются и сокращения персонала.
Как отмечают сами участники рынка, делать поспешные выводы в отношении MAAG пока преждевременно, сеть вышла с «жёстким стартом» с «экстремальными условиями».
Но очевидно и то, что российские игроки, такие как, например, Melon Fashion Group, Gloria Jeans и Familia, успели вовремя «подсуетиться» и уже отхватили себе львиную долю пирога ушедших зарубежных брендов.
Как подсчитал для «Известий» ещё до заявления Минпромторга вице-президент «Союза торговых центров: Россия, Беларусь, Казахстан» Павел Люлин, ранее прибыль Zara составляла порядка 30—50 млн рублей в месяц с точки.
У MAAG оборот оказался в среднем ниже раза в два.
— Это при том, что российские марки, которые после ухода западных резко пошли в гору, такие как Gloria Jeans, BeFree, Love Republic, в новых концепциях могут продавать на 20—40 млн, — привёл он свои расчёты.
Эксперт добавил, у MAAG дела с продажами обстоят не лучшим образом, поскольку ассортимент сильно отличается от того, что предлагала Zara. Но пока о закрытиях всерьёз рассуждать рано.
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс также напомнила, что MAAG отработал всего три месяца, на основании которых нельзя сделать никаких выводов.
— Даже известный магазин начинает вырабатывать свой полный потенциал после одного — двух сезонов работы. Новому проекту требуется три — четыре сезона, чтобы «прогреть» локацию, — пояснила она.
Анна Лебсак-Клейманс отметила, что у MAAG был запуск без маркетинговой поддержки.
— Надо дать скидку на экстремальные условия выхода бренда на рынок.
Чтобы не потерять арендные места, холдинг был вынужден запустить одномоментно более 200 магазинов.
Но у поспешности есть и побочный эффект: магазины открывались на бегу, без предварительного «прогрева», без мероприятий по открытию и без поддержки инфлюэнсеров, без коммуникации в соцсетях. И главное, даже без on-line магазина! Это жёсткий старт, — констатировала она.
По мнению генерального директора Fashion Consulting Group, сравнение с показателями Zara неизбежно, но несправедливо. Так как это неграмотно. Показатели испанской сети недостижимы даже для самого успешного локального игрока из-за её уникальной по эффективности «жёстко централизованной вертикали»; колоссального масштаба и многолетнего международного fashion-авторитета европейской моды.
MAAG — это стартап, бренд, созданный исключительно для местного рынка, ещё один в пуле локальных марок, разработанных под местного (неевропейского) покупателя.
По данным руководителя пресс-службы hh.ru СЗФО Марии Бузуновой, за последние три месяца петербуржцы, имеющие опыт последней работы в брендах MAAG, Ecru, Dub и Vilet (последние три также входят в ГК Daher) разместили или обновили на hh.ru более 200 резюме.
— Из них на данный момент активно ищут работу и рассматривают предложения от других работодателей порядка сотни человек, то есть ровно половина из тех, кто имеет опыт работы в данной сети магазинов.
Порядка 20 человек, разместивших резюме за последние два месяца, указали в информации о себе, что уже нашли работу.
Ещё десяток соискателей получили предложения о работе от других работодателей и принимают решение по трудоустройству, — констатировала она.
При этом с начала июля в Петербурге в сфере розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами было размещено более 1800 вакансий. Чаще всего работодатели искали продавцов-кассиров, менеджеров магазинов, специалистов по работе с клиентами, менеджеров сайтов магазинов.
Компания-лидерами по числу вакансий в сфере розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами в Петербурге в июле стали: Melon Fashion Group, Familia, Gloria Jean, «Спортмастер», OSTIN, Lamoda, «Снежная Королева».
Диапазон зарплат составил от 42 620 до 68 966 рублей.
Примечательно, что в Fashion Consulting Group также обращают внимание на усиление позиций на рынке отечественных сетей.
Многие локальные компании в ситуации ухода иностранных игроков заняли проактивную позицию. Прежде всего, это крупные российские сети. Эти лидеры имеют разные стратегии по развитию на рынке и открывают новые магазины с разной степенью интенсивности.
Самые энергичные и инициативные компании в текущий момент: Melon Fashion Group (+500 магазинов), Gloria Jeans (+205), Familia (+149), Спортмастер (+ 96).
С точки зрения динамики самые высокие показатели у нишевых локальных брендов, таких как Pompa, You, BLCV, Lusio, ToBeBlossom, 2mood, Lichi, Noun, обороты которых выросли в два-три раза и более. Опережающими темпами развивается формат трендовых универмагов, лидер роста Trend Island.
Как признала индустриальный лид-менеджер Fashion в «Яндексе» Анастасия Липатова, люди начали искать альтернативы иностранным производителям и бренды, которые сейчас активны, будут иметь больше шансов завоевать лояльность покупателей.
Здесь стоит напомнить, что из России, кроме Inditex, ушли H&M Group и Fast Retailing (Uniqlo).
Как подсчитала директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова, в Петербурге в ТЦ и стрит-ретейле эта «тройка» арендовала 77 500 «квадратов». Сейчас 60% этих площадей уже заняты новыми арендаторами, преимущественно отечественными и поглотившими самые качественные объекты.
И если в середине 2022 года доля иностранных брендов в ТЦ в Северной столице составляла 42%, но к концу первого квартала 2023-го этот показатель сократился до 31%.