Во вторник, 30 мая, в свет вышел долгожданный ремейк легендарной игры System Shock. В России игра «недоступна», но вряд ли это остановит фанатов. В 1994 году проект, по сути, создал целый жанр immersive sim (у нас больше прижился термин «умный шутер»), оказал огромное влияние на всю индустрию: только благодаря System Shock вышли такие игры как Bioshock, Deus Ex, Prey (2017), Portal, Atomic Heart — список можно долго продолжать.
Казалось бы, разработчики давным-давно должны были схватить в удавку такую «сочную» корову для ностальгии, но «доить» франшизу не спешили: о начале разработки заявили ещё в 2015 году — как же так вышло, что на обновление ушло больше времени, чем на иные топ-игры?
Отчасти дело в той самой любви к игре, в том смысле, что разработкой занималась изначально не большая компания (перевыпуск Mafia как пример), а «реставрационная студия» от мира видеоигр и фанаты игры, которых она заработала миллионы по всему миру.
Это не удивительно, учитывая действительно колоссальное влияние на индустрию. Игроки когда-то откровенно обалдели от шутера с таким подходом к пространству (по сути оно твой главный враг, а не болванчики) и сюжету: для тех времён запихнуть историю в txt-файл было не то чтобы зазорно. На этом фоне борьба протагониста с пугающе-харизматичным ИИ SHODAN с перемещениями между реальностью и киберпространством и атмосферой, которую можно описать как комбинацию «Бегущего по лезвию» и «Космической одиссеи» Кубрика, выглядела чем-то действительно свежим и интересным.
Впрочем, гипер-хитом игра не стала, продавшись тиражом в 170 тыс. копий, что неплохо по тем временам, но не ошеломительный успех, зато запала в душу ценителям, которые выросли и сами стали разработчиками: помогло этому то, что протагонист игры не был перекачанным десантником, а хакером — проще ассоциироваться. Закрепил успех System Shock 2, который уже стал мировым хитом, собрав горсть наград «Игра года». При этом серия не отказалась от творческого развития: здесь одними из первых прикрутили механику развития из ролевых игр к шутерному протагонисту, ещё и дали развитие идеям жанра survival horror.
С игрой связана и ещё одна из легенд индустрии. Один из разработчиков System Shock, Уоррен Спектер, трудившийся над первым проектом позднее приложит руку к сериям Deus Ex и Thief, которые также двинули свои жанры вперёд.
Кстати, как рассказывал в интервью глава компании, разрабатывавшей ремейк, Стивен Кик, команда привлекала к консультации того самого Спектера. Впрочем процесс это никак не ускорило: объявление о начале разработки редизайна классической игры появились, как было сказано ранее, в 2015 году. Тогда казалось, что мы вот-вот увидим саму игру, а может даже и третью часть.
Студия Nightdive, к которой перешли права на франшизу System Shock, как раз профессионально занималась восстановлением старых игр, чтобы с ними могли ознакомиться новые поколения.
В 2015 выходит System Shock Enchanced Edition (всё та же игра 1994, но которая может запуститься на современном ПК) и разработчики говорят, что помимо работы над редизайном подумывают и о третьей части.
Через год запускается кампания на Kickstarter с целью в 900 тыс. долларов — собирают в итоге свыше 1,3 млн от более чем 20 тыс. фанатов. Выглядело всё идеально, и люди ждали игру в ближайший год. Тогда же, в 2016, выходит деморолик на движке Unity. Но затем что-то пошло не так: в ноябре разработчики сообщили, что передвигают дату релиза.
«Наша цель — запустить на ПК /Mac/Linux/ Xbox One / PS4 ко второму кварталу 2018 года. Не уверен, что это будет одновременный запуск, но мы сделаем всё возможное», — гласило тогда заявление компании.
В 2017 году многие фанаты поняли и это продолжительное перечисление платформ, и задержку. В новом трейлере игра уже была на Unreal вместо движка Unity — по сути это означало, что все ранние наработки просто выкинули в мусорку. Почему? Ответ журналистам дал директор игры Джейсон Фейдер, заявив, что Unity был не лучшим решением для разработки кроссплатформенного FPS (first person shooter). Разработчики даже называли свой изначальный выбор «ошибкой» и перешли к Unreal, как к более разумному решению. Многие фанаты тогда похоронили игру, понимая, что разработка начинается заново. Перспективы стали ещё печальнее ещё через год, особенно на фоне того, что игроки забеспокоились о том, что игроделы слишком далеко отходят от канона — оказалось, что они и сами так считали.
«По мере того, как росла наша концепция и менялась наша команда, рос и масштаб того, что мы делали, а вместе с ним и бюджет игры. По мере роста бюджета мы начали долгую серию переговоров с потенциальными партнёрами-издателями. Чем больше мы работали над игрой, тем больше нам хотелось сделать и тем дальше мы уходили от первоначальных концепций, которые сделали System Shock таким замечательным», — заявил Стивен Кик в 2018 году, объявляя, что разработчики «берут перерыв».
Оттого внезапной оказалась новость 2019 года, когда команда собралась и снова взялась за работу, вернувшись к концепции единого пространства. Игре снова назначили очередную дату выхода, но и её перенесли в 2021 году: зато тогда же у игры появился издатель и стало даже казаться, что её всё-таки выпустят в 2022-м, но, как можно догадаться, релиза всё равно пришлось ждать.
Учитывая историю долгих обещаний, а также то, что из «производственного ада» в лучшем случае получаются крепкие середняки, фанаты не многого ждали от игры и пока выглядит так, что это позитивно сказалось на отношении.
Трудно предположить, как бы игроки оценили продукт, выйди он на пике интереса через пару лет после гипер-успешной кампании на Kickstarter, но у истории нет сослагательного наклонения, и первая реакция довольно тёплая: Metacritic выдаёт 75 из 100 на основе 38 рецензий, из которых 15 нейтральных и ни одного «разноса».
Критики отмечают, что и графика не удивительная, и баги проскакивают, хотя за такой срок разработки казалось бы, но в целом отмечают, что Nightdive удалось сохранить главное — атмосферу агрессивного и холодного мира самого первого System Shock. К тому же отмечают и бережность разработчиков: на YouTube десятки роликов со сравнениями двух игр, которые довольно комплементарны, в том смысле, что многие вещи повторяются кадр в кадр.
Конечно, нужно сказать, что у того же перевыпуска System Shock 2015 года рейтинг на «мете»: 85 из 100. Новая игра действительно вряд ли повторит оригинал, впрочем, кто бы смог. Возможно, для новых игроков, которые во время выхода первого System Shock ещё не родились, она действительно будет интересна, но нужно понимать, что есть современные и оригинальные проекты, вдохновлённые всё тем же шедевром 1994 года — новый релиз уже не является революцией в жанре, а скорее попыткой вернуться в детство для одних, и способом лучше понять батю для других.