Если вдруг вам захотелось попробовать себя в роли детектива и за кем-то проследить, вы рискуете получить штраф или принудительные работы по статье 137 УК РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни. Стоит ли оно того, если есть легальные варианты?
В сети можно свободно наблюдать за улицами своего города с помощью общедоступных камер видеонаблюдения. И прямо сейчас, открыв сайт, я, возможно, вижу кого-то из вас, идущего по Невскому проспекту. А кто-то из вас, возможно, увидит завтра меня на станции метро «Звенигородская»… Нет, я не паранойю — просто посетила галерею Anna Nova, где проходит выставка «Парк Вольный. Терминал Жуковский».
Это эксперимент Анны и Виталия Черепановых, создавших иммерсионную видеоинсталляцию на основе записей с городских камер. Авторы исследуют взаимовлияние друг на друга разных «воль», погружая в мир пугающего осознания слежки.
Идея Парка Вольного возникла у художников ещё несколько лет назад.
Как это было и причём тут Парк и Воля, рассказали сами авторы.
Виталий Черепанов
Анна Черепанова
Воля 1. Попасть в парк
Чтобы попасть в Парк Вольный, нужно сначала проявить волю собственную: столкнуться со странной куклой на полу и прочитать, кто это и почему она там лежит.
«Вход в парк осуществляется через специальный терминал (портал) в виде профессора-десантника — постоянного персонажа Парка, способного выжить в самых сложных условиях, но при этом образованного и коммуникабельного».
Если вы ничего не поняли и хотите свою волю вернуть обратно, я вас понимаю, но лучше доведём дело до конца и разберёмся.
Авторы очень давно используют куклы как часть стрит-арта: вещи, предназначенные для утилизации, превращались в человеческие фигуры и выкладывались в парках. Кукла для художников является символом места заботы. В парке за ней приходят и ухаживают: меняют ей одежду, подметают с неё снег. Как будто она — живое человеческое тело. Вот и заходящий на выставку сразу расширяет глаза, а кукла тем временем получает нужную долю внимания. Анна и Виталий тем самым создают сеть терминалов: сквозь место заботы проходит воля и информация, которые терминал, то есть кукла, принимает, обрабатывает и может делиться, отправляя на другие терминалы-куклы, находящиеся в других парках.
Кукла в галерее Anna Nova находится в образе профессора-десантника. Профессор — умный и коммуникабельный, десантник — выживает в любых условиях, а значит должен пережить любую вашу волю.
Воля 2. Понять координаты
Основные залы выставки представляют собой иммерсионную видеоинсталляцию. Со словом «видео» всё понятно, давайте разберемся с другими.
Инсталляция — это художественная композиция, где важны не только объекты и пространство, но и само взаимодействие со внешним миром — с нами, посетителями. Видеоинсталляция в этом смысле работает ещё интереснее: картинка видео как бы отделяется от экрана и начинает взаимодействовать с другими объектами композиции. С помощью этого возникает феномен иммерсии: погружения меня, зрителя, в пространство, которое смоделировали Анна и Виталий Черепановы. Я, таким образом, могу стать участником процесса и — красиво закольцуем — проявить свою волю. Получается, что иммерсионная видеоинсталляция — это одна из самых подходящих форм искусства, чтобы реализовать волю и даже стать соавтором выставки, прикоснувшись, например, к шесту в первом пространстве галереи Around Nizhny Tagil.
Воля 3. Стать участником
В видеоинсталляции Around Nizhny Tagil напротив друг друга установлены две версии одного стрима, снятого с панорамной камеры наблюдения в Нижнем Тагиле — родном городе художников.
Анна и Виталий создавали выставку дистанционно, будучи за тысячу километров от своего родного города и Петербурга. Пытаясь визуально выразить ностальгию, авторы обращаются к неочевидному для выставки предмету — пилону. Это образ воображаемой опоры, за которую художники могут держаться, словно за поручень или перилу. Вы тоже можете схватиться и даже вцепиться. Не забывайте, на то Ваша Воля!
Продолжает выставку видеоинсталляция «Комната ожидания».
На мониторе транслируется прямой эфир с камер наблюдения, установленных на входе в галерею и на третьем этаже, обычно закрытом для посетителей, где располагается офис сотрудников и Collectors Lounge. Кроме того, посетители также попадают на экран монитора. В концепции выставки сотрудники и мы, неравнодушные к современному искусству, становимся такой же частью экспозиции, как и арт-объекты.
«Охранник в парке»
К третьему залу паранойя-то и развивается — снова двухканальная видеоинсталляция, снова слежка. На мой взгляд, эта часть экспозиции — настоящая кульминация. Здесь все чувства усиливаются, благодаря закрытому пространству и сопровождающей музыке, которая была написана самой художницей. На экранах — фильм «Охранник в парке», где главный герой, охранник, мирно наблюдает за ночным парком Сокольники в канун новогодней ночи.
Настоящий error 404 — охранник, следящий за порядком, сам становится объектом для слежки. При помощи фильма художники размышляют о видеонаблюдении как о феномене тоталитарности. Получается, что камера помогает вторгаться в частную жизнь людей, в данном случае — охранника. Как было сказано, за реальную слежку — статья, за виртуальную — ничего.
«Хранилище»
Последняя часть экспозиции открывается только во второй половине дня и созвучно названию является хранилищем разных работ художников, оставленных в России. Здесь картины и другие арт-объекты — в запакованном или полураспакованном виде. С одной стороны, это даёт возможность ознакомиться с художественными идеями авторов, которые не реализованы с помощью видеоинсталляций. Это, например, алтарь, посвящённый кошке, погибшей или потерявшейся во время пожара. С другой стороны, пространство вызывает чувство оставленности и ненужности, которое близко не только Анне и Виталию Черепановым, но и другим художникам, которые уезжают и оставляют свои мастерские.
Воля 4. Волей-неволей
Если так и не захотелось проявить волю, это нормально. Ведь не проявить волю — значит проявить волю. Но, если передумаете, напоминаю координаты.
Выставка продлится до 25 мая в галерее Anna Nova на улице Жуковского, 28.