Петербургский городской суд отклонил иск противников реновации квартала Нарвская застава. Теперь они будут ждать решения депутатов — законопроект, который допускает снос 200 исторических зданий, в том числе и в Кировском районе, уже прошел первое чтение в ЗАКСе, до 7 марта парламентарии должны подготовить поправки к документу. Тем временем сторонники расселения тоже решили не молчать и провели сход в поддержку строительства нового микрорайона. Они хотят привлечь внимание к состоянию своих домов и условиям проживания.
— Пожалуйста, передайте нашим депутатам, что если они хотят сохранить Нарвскую заставу, то мы тоже «за», только с одним условием — они переезжают в Нарвскую заставу, а мы в их апартаменты, — заявили жильцы.
В апартаменты, конечно, они вряд ли переселятся, а вот в новые благоустроенные дома — вполне возможно. Ведь в некоторых квартирах послевоенной постройки нет даже элементарных бытовых условий.
— Если узаконивать, это нужны деньги, чтобы поставить, чтобы установить санузел нормальный. Кабинку душевую или ванну. Во первых это надо разрешение и при деревянных перекрытиях это нереально. Это каменный век, — высказалась одна из жительниц Любовь Воропаева.
Уже через шесть лет по плану развития застроенных территорий компания «Спб Реновация» должна построить здесь современный микрорайон с 10 и 11- этажными домами, детскими площадками, садами и школами. И если одна часть жителей хочет сохранить исторический облик квартала, для другой —
важен комфорт и безопасность.
— Наш дом, Турбинная 39, сделали якобы ремонт в подъездах, но нам поменял и одни деревянные доски на другие. Нам сделали крышу, у нас текла, три раза делали. Крыша продолжает течь. У нас смеситель провалился в стену, потому что дранка просто сыпется, — сказала Татьяна Тарасова, жительница дома № 39 по улице Турбинной
Галина Филиппова живет в доме на Промышленной улице уже почти 62 года. За это время ремонт здесь делали всего пару раз, но принципиально ничего не изменилось. Старые доски в подъезде просто заменили на новые. Хотя скрипят они одинаково. Электропроводку в доме 1947-го года постройки ни разу не меняли. Полы в бывшей коммуналке буквально «пляшут» — как выражаются хозяева, стены — сыпятся, а полы — в трещинах.
— Крысы пешком ходят, вот здесь крысы, мы травим, травим их. До сих пор отрава лежит, — жалуется Галина Филиппова.
К соседям на второй этаж женщина лишний раз не поднимается. По этой деревянной лестнице, ведущей к ним, Галина Филиппова ходила, когда ещё была маленькая. С тех пор здесь мало что изменилось. Разве что ступени скрипят, а держаться за перила небезопасно. Под окнами дома с некоторых пор местные жители тоже стараются не ходить. Не так давно рядом с домом обрушилась часть балкона, по иронии судьбы, это произошло почти сразу после того, как в доме отремонтировали фасад. Обломки кирпичей и штукатурки до сих пор так никто и не убрал.
Почему же не все жители Нарвской заставы хотят перемен? Ведь такие «спартанские» условия — практически в каждом доме.
— Они боятся, что их выселят из этого района. Противники же они листовки распространяли. Даже висели на домах листовки — в Сосновую поляну выселят. Хотим здесь жить, как будто других вариантов нет, — говорит Марина Кремененко, жительница дома № 9 по улице Новоовсянниковская.
Как выяснилось, переезжать в другой район людям совсем необязательно. Они могут сделать это только по своему желанию.
— По программе развития застроенных территорий, в которой мы работаем, все жители квартала переселяются в пределах квартала. Построили — переселили. Построили — переселили. Площадка освободилась, какое-то количество домов мы расселили, снесли. Построили новые, — объяснила Елена Абазева, руководитель аналитического отдела дирекции развития улучшения жилищных условий «Спб Реновация» (ГК «Самолёт»).
Дома Нарвской заставы получили статус исторических в 2009 году, когда администрация Петербурга приняла решение включить в этот список все здания до 1957-го года постройки. Специалисты называют это правовым казусом. Ведь на тот момент строения уже были включены в программу реновации. При этом экспертиза в 2011 году показала — больше половины зданий квартала не имеют исторической ценности. И не являются объектами культурного наследия.
— Дома, которые входят в программу РЗТ, программу реновации, их возможно сносить. Возможно расселять, делать демонтаж зданий, если данные дома не являются культурно-исторической ценностью, — объяснила директор по связям с органами госвласти компании «Спб Реновация» (ГК «Самолёт») Яна Грозовская.
Поменяет ли Нарвская застава свой облик — в первую очередь будет зависеть от жителей квартала. Ведь для того, чтобы здесь что-то снести или построить нужно согласие всех собственников. Но как минимум все жители квартала заслуживают право выбора — участвовать или нет в реновации. Условия закона о РЗТ им такой выбор дает.