2023-й год начался для Петербурга с жарких споров об изобразительном искусстве и поэзии Александра Блока. Новый памятник у музея-квартиры поэта, мягко говоря, не вызвал энтузиазма у публики. Грустный четырёхметровый падающий Блок гуляет по улице Декабристов возле дома, где прожил девять лет. Всего год назад не менее горячо памятник обсуждали на Градостроительном совете, но тогда поводом для противоречий стали место и направление прогулки. Скульптор Евгений Ротанов сумел убедить взыскательное сообщество в том, что перенос памятника в любое другое место не вариант «как по смыслу, так и по пространственным характеристикам», а смотреть поэт должен «в сторону центра города», ибо с таким умыслом и создавался монумент, хотя кому-то такой подход показался излишне конформистским.
— В фигуре и образе поэта отразился трагический характер замкнутого в себе человека, его одиночество и, вместе с тем, движение вперёд по «тропе поэта». Поэт идёт к людям, этим обусловлен и выбор места — в сторону центра города, — так Ротанов объяснил концепцию Градостроительному совету.
Скульптор давно интересуется творчеством поэта. Среди ранее представленных им вариантов памятника Блока, к примеру, есть «кубистический гранитный объект, трактующий темы ветра и метели». А один из ротановских Блоков ранее был установлен во дворе Филологического факультета. Он тоже исполнен в «эскизном стиле» и вообще похож на новый памятник во всём, включая отошедшие от канонов реализма пропорции тела, но стоит прямо. Видимо, по дороге домой поэт сильно устал.
Новый памятник собирались открыть ещё полгода назад, но дата переносилась, а когда Блок предстал взору прохожих, его, мягко говоря, не узнали. Причём обычных петербуржцев в отличие от некоторых экспертов, кажется, вряд ли бы устроило, если бы поэт просто развернулся в другую сторону или подошёл поближе ко входу в свой музей.
«Можно в паре с известной Алёнушкой выставлять для пущего эффекта врезания в память».
«Отправить в Москву за Петром».
«Куда денежки уплыли… Блок красавчик был».
«У меня внучка лучше лепит».
«Теперь понятно, почему его так долго в полотне прятали».
На этот раз споры идут скорее о наиболее подходящих негативных эпитетах и сравнениях. Одни, к примеру, ругают за памятник «скульпторов-русофобов» и прочих либералов, вторые напротив считают корнем зла «власть, погрязшую в коррупции».
Помимо Алёнки новый Блок напомнил петербуржцам памятник Сахарову на Васильевском острове и Петра Первого на Петропавловской крепости за авторством Михаила Шемякина. Ещё монумент сравнивают с дементорами из романов Джоан Роулинг. А падение вызывает ассоциации то с новогодним злоупотреблением спиртным, то с современными проблемами уборки города от снега и наледи. Впрочем, нередко участники дискуссии вспоминают и стихи Блока, и перипетии сложного жизненного пути. Правда, и здесь часто возникают претензии к скульптору, связанные с непопаданием в стилистику Серебряного века.
Художественный директор Центра Михаила Шемякина Дарья Лобанова уверена, что автора памятника просто не поняли.
— Мне он показался, по крайней мере, очень необычным и интересным. Очень даже нетривиальный взгляд на поэта, и при этом ничего неуважительного я там не увидела, — заявила эксперт в беседе с 78.ru.
Скульптор и автор памятника Довлатову Вячеслав Бухаев с окончательными оценками пока не определился.
— Бывает, когда нужно движение показать, а он падает. Это меня, честно говоря, очень смущает. Можно же и наклонную скульптуру сделать, где он идёт — показать ветер, какое-то сопротивление, а он просто падает. Это немного смешно и не очень складно. Но надо съездить, конечно, лично посмотреть, — заявил Бухаев.
А вот писатель Александр Пелевин мысли в унисон с «простым народом».
— Это п*ц. Полный. Тотальный. Блок был красивым мужиком, уникальным поэтом, удивительной личностью. Что это за памятник Человеку-Сопле в духе монумента Сахарову у СПбГУ? Где у вас вкус, где руки, где вообще глаза? Зачем это? Понимаю, это такая ранняя постсоветская школа памятников в духе «маленький человек против режима», но Блок не был маленьким человеком против режима. Дерьмо полное, — художник слова, мягко говоря, не стеснялся в выражениях.
Впрочем, от одного обвинения скульптуру Блока стоит всё же защитить. Согласно сайту госзаказа, изготовление и установка памятника обошлись городу в 3 млн рублей, причём за время торгов цена сократилась почти вдвое. На коррупцию не похоже. Всё остальное — дело вкуса. Другой вопрос — нужно ли что-то делать с тем, что вкусы обычных петербуржцев сильно отличаются от вкусов более взыскательной публики из Градостроительного совета. Может быть, её мнение в будущем при решении подобных вопросов тоже стоит учитывать?