Культура
17:1323 декабря 2022

«Майор Гром: Трудное детство» — о съёмках кинокомикса рассказывают режиссёр и актёры

В Петербурге состоялся предпремьерный показ приквела к фильму «Майор Гром: Чумной доктор». «Трудное детство» повествует о трагедии, постигшей петербургского супергероя в 90-е. Режиссёр, продюсер и исполнители главных ролей дали интервью 78.ru.
Коллаж 78.ru: материалы представлены КиноПоиском

Для чего понадобилось копаться в детстве майора?

90-е — время малиновых пиджаков, жвачек «Турбо» и разгула преступности, эпоха, когда прошло детство нынешних 30-летних. В то же время, хоть и в параллельной вселенной, взрослел главный (да и, собственно, пока единственный) супергерой российских комиксов и фантастического кино — будущий майор Игорь Гром. История детства героя комиксов издательства Bubble выйдет на «Кинопоиске» 1 января, а 22 декабря в кинотеатре «Аврора» состоялась петербургская премьера картины.

В холле кинотеатра на Невском можно было увидеть главных звёзд фильма, продюсеров картины Артёма Габрелянова и Михаила Китаева, а также почти всю съёмочную группу. Как и первый фильм по комиксам о хмуром и храбром полицейском, который не носит табельного оружия и вершит справедливость своими, специфическими методами, картина «Гром: Трудное детство» снималась в Петербурге, в павильонах Ленфильма и на улицах города. И большая часть съёмочной группы, как подчеркнул перед премьерой Габрелянов, была из Петербурга.

Комиксы о майоре Игоре Громе издаются с 2012 года, и историй там очень много — самых разнообразных. Первый полнометражный фильм «Майор Гром: Чумной доктор» вышел на экраны в 2021 году, и экранизация других историй как будто была предопределена. Но, вместо продолжения приключений сурового майора, кинокомпания Артёма Габрелянова Bubble Studios выпустила приквел, которого в комиксах нет. Почему же вторым фильмом об Игоре Громе стала история его детства?

Как рассказал сам Артём Габрелянов, на решение снимать именно эту историю повлияли две вещи: желание «Кинопоиска» как инвестора проекта и требования фанатов «пояснить за сложный характер» майора:

— К нам обратились из «Кинопоиска», а конкретно Оля Филипук, которая также является продюсером этого фильма. Она заявила, что компания хотела бы сделать какую-то интересную короткую историю по вселенной «Майора Грома». Изначально вообще хотели сделать с их подачи какую-нибудь историю про Сергея Разумовского. Я предложил снять историю про самого майора Грома, про его детство, в короткометражном формате — 30-40 минут. Но, в итоге, потом этот фильм у нас разросся до полноценного полного метра — час и 20 минут.
Мы хотели рассказать историю становления Игоря Грома, объяснить, почему он ходит такой угрюмый, хмурый весь фильм «Майор Гром: Чумной доктор», почему он не доверяет напарникам, почему он не носит оружие… Мы думали, что все эти вопросы можно оставить как факт, но оказалось, что зрителям этого было мало. Поэтому мы решили сделать целый фильм, который объяснял бы его трагическую судьбу, его характер — эти метаморфозы в детстве.

Инди-драма с супергероями в сжатом формате

Впрочем, тот факт, что картина изначально задумывалась как короткометражка, всё же сыграл свою роль. Для такой истории экранного времени оказалось слишком мало: повествование обрывается резкой развязкой, едва разогнавшись как следует. Ожидаешь ещё несколько детективных витков — а битва оказывается финальной. Но резкая развязка поражает и личностью главного злодея, оказавшегося под маской. Раскрывать тайну не будем, но поворот зрителей ожидает, действительно, крутой.

Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

История строится вокруг отца Игоря — Константина Грома, который трудится майором петербургской милиции в смутные 90-е. 12-летний Игорь предоставлен сам себе и, хоть и получает призы за школьные олимпиады, не упускает шанса подраться или взорвать на улице какую-нибудь банку.

Один небольшой проступок юного парня, обделённого вниманием отца, влечёт за собой другой, необратимые последствия которого и сделают взрослого Игоря Грома столь суровым и замкнутым. Уже в самом конце, в короткой сцене мы увидим Тихона Жизневского, исполнившего роль Игоря Грома в первом фильме. А пока на экране отец и сын с их сложными, но тёплыми отношениями.

— Это, скорее, инди-драма, чем какой-то блокбастер, — заявил в интервью 78.ru режиссёр фильма Олег Трофим. — И разыграть инди-драму на поле супергероики мне показалось очень интересной и амбициозной задачей.

В своё время Трофим снимал картину «Лёд», но от съёмок второй части отказался, не захотев «второй раз заходить в ту же воду». Позже именно он снял «Чумного доктора», но оказаться в этом потоке дважды ему, как выяснилось, было интересно. По его словам, его привлекла именно возможность экспериментировать с жанром.

«Майор Гром» — это кинокомикс, причём в том числе и в самом прямом смысле: в картине много анимации. И, если качество игры некоторых актёров (особенно второго плана) иногда вызывает вопросы, то анимация удалась на славу.

Режиссёр — о любимых сценах, вызовах и «золотых» эпизодах

Съёмки картины шли меньше месяца, с 29 марта по 27 апреля 2022 года. Как удалось всё отснять за такой короткий период?

— Мы в экстремально сжатые сроки, за 22 съёмочные смены сняли эту картину, — подтвердил режиссёр. — Обычно за этот срок снимаются рядовые комедии, а у нас получилось и с масштабным экшном, и с хорошей кинематографией эту историю рассказать. Я думаю, что большое значение имеет слаженность команды. Мы во второй раз зашли той же самой командой, что и на предыдущем фильме, в «Трудное детство». Мы все понимаем друг друга с полуслова, понимаем и вкус, и интересы друг друга, это позволило нам в кратчайшие сроки создавать, принимать и осуществлять какие-то очень смелые и сложные решения.
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

В «Трудном детстве» петербургского героя будет немало знакомых нам всем локаций. Режиссёр рассказал, какие натурные съёмки дались ему особенно сложно:

— Очень непросто было договориться и осуществить съёмку на Исаакиевской площади. Это большая сцена, она очень много значит для фильма и для меня лично. Это был очень большой труд, стратегический, тактический, административный, я очень благодарен нашей команде и Санкт-Петербургу за то, что он позволили нам это сделать, пошалить немного в самом центре этого прекрасного города. Наверное, это был такой челлендж внутри фильма — поставить эту сцену.

Но далеко не все фантастические задумки удалось осуществить. В одном из подкастов, рассказывая о съёмках «Чумного доктора», Олег Трофим пошутил, что хотел взорвать Академию Штиглица, но ему не разрешили. В этот раз тоже не обошлось без сцен, ушедших «на полку».

— Конечно же, есть несколько таких «золотых» сцен, которые так и остались на бумаге, в раскадровках, картинках, концепт-дизайнах, которые в принципе экономика не позволяет снять, не то, чтобы фильма, а даже в целом российская, — рассказал режиссёр. — Амбиций у нас много, а ресурсы пока те, которые есть. Но это хорошо, знаете, порой, снимая лишний жирок, оставляешь главное, суть, драму, идею. Здесь, в этом фильме, главное на месте. А фантики — это мы успеем ещё.
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

В наше время «зелёных экранов» Олег Трофим снимает «на натуре» даже довольно сложные сцены. Мы решили уточнить, от чего проистекает такая нелюбовь к компьютерной графике. Режиссёр признался без смущения:

— Я очень люблю синий и зелёный экраны, это всегда интересно. Компьютерная графика позволяет делать совершенно удивительные вещи. Но экономика, экономика. Хорошая графика — это очень дорого. На «Чумном докторе» мы зарядили очень высокую планку, и понимаем, что абы как какие-то вещи сделать невозможно, их нужно делать только на самом высоком уровне, и здесь нужно думать заранее, не пытаться взвалить на себя больше, чем ты можешь поднять. Иначе ноги будут трястись, и ты будешь выглядеть глупо. Поэтому вживую часто сподручнее и понятнее, как сделать выдающуюся сцену.

Сергей Марин: скромный герой без приставки «супер»

Особенно сложных сцен в картине не было, признались сами актёры, но были интересные задачи и локации. Сергей Марин, исполнивший роль майора Константина Грома, поделился воспоминаниями о съёмках кульминационного момента:

— Мы снимали в католическом храме, и это было атмосферно. Наши художники создали там отличный интерьер, и та вакханалия, которая происходит в кадре, помогла прочувствовать эту мистику, тёмную энергию. Мы снимали ночью, несколько ночей подряд, там постоянно горели факелы, огонь, и вся эта гарь у нас оседала в носу, ушах, в глазах… После каждой смены это приходилось устранять.
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

Мускулистый темноволосый Марин низким голосом с хрипотцой рассказывает, что ни холод, ни недосып во время съёмок ничуть его не побеспокоили.

— Ночные смены по пять подряд, недосып, холод, дискомфорт — это части съёмок, к которым относишься нормально, — пожимает он плечами, всем видом показывая, что супергерои на такие мелочи и внимания-то не обращают.

Однако сам актёр своего персонажа супергероем не считает:

— Не очень я согласен с этим утверждением. Он человек, который находится в определённых обстоятельствах и делает то, что может и что должен. Он пытается быть полезным в первую очередь, для сына, пытается сделать этот мир лучше, как может. В его ситуации, когда он является милиционером в городе Санкт-Петербург, он может пытаться сделать этот город более безопасным. Вот и всё. А какой он супергерой? В этом и прелесть, что у зрителя, я надеюсь, создастся впечатление, что такие люди незаметны, но они есть, они рядом, делают доброе дело, но не заявляют о себе во всеуслышание.

«Скромный герой», тем не менее, показывает в картине неплохие навыки рукопашного боя и даже владения холодным оружием. Как признался Сергей Марин, чтобы быстро отснять картину за 22 смены, всем актёрам пришлось предварительно много репетировать и готовиться. В его часть подготовки входило владением мечом — точнее, сразу двумя.

— И драки. Недели две мы репетировали всё это. У нас прекрасные каскадёры-постановщики, поэтому у нас всё было хорошо. Бои, по-моему, получились неплохие, зрелищные, — задумчиво поделился актёр.

Пышные усы и рваные фразы Прокопенко-Ведерникова

Для соответствия образу Сергею Марину пришлось примерить на съёмках цветные линзы, сменив родной карий цвет глаз на голубой. Актёр признался, что ему это пришлось по вкусу — помогло «найти внутреннее содержание, отталкиваясь от внешнего». А вот его партнёр по съёмкам и напарник по сюжету Алексей Ведерников, исполнитель роли молодого Фёдора Прокопенко, оказался в картине обладателем пышных усов. Как признался в интервью 78.ru Ведерников, его самого эти усы привели в восторг:

— Это очень круто, усы решают. С ними можно ничего не играть — усы за тебя играют. Я шучу, естественно, но усы — это круто!
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

В «Чумном докторе» Фёдора Прокопенко, начальника петербургской милиции, сыграл Алексей Маклаков. У Ведерникова была непростая задача: представить зрителю того же персонажа, но в молодости. Как он готовился к её решению?

— Мне в какой-то степени было проще, а в какой-то сложнее. Сложнее в том плане, что нужно было не упасть в грязь лицом, повторить, сделать (своего героя) более-менее похожим на того персонажа, которого создал Алексей Константинович. А с другой стороны, намного проще: мне не нужно было выдумывать нового персонажа, нужно было сделать то, что уже есть, просто в молодости. Я, естественно, смотрел его фильмы, сериалы, его интервью, пытался повторить его интонацию, манеру речи. У него есть определённая манера, он как будто рвёт фразы и роняет их.

Алексей изобразил «типичного Маклакова» — и получилось довольно убедительно. Впрочем, на экране мы всё равно увидим совершенно другого персонажа, тоже обаятельного, но по-своему.

Съёмки в Петербурге Ведерникову запомнились с самой приятной стороны:

— Это был такой кайф, это было так интересно! Я в первый раз столкнулся с комиксом. Я не замёрз, не купался в холодной воде, всё было отлично. Было просто удовольствие и желание сделать что-то хорошее.

Для картины Ведерникову пришлось освоить нелёгкое искусство мотоциклиста — причём посадили его на «огонь-машину» середины прошлого века:

— У меня там был старый мотоцикл, на котором я тренировался ездить, какого же — по-моему, 1962 года, то ли Днепр, то ли Урал. Это было интересно. Я встречался с мотоциклами, но у меня нет прав, а именно на старом — это было круто.

Юный Игорь Гром — каким он был?

Роль самого Игоря Грома в «Трудном детстве» исполнил 15-летний Кай Гетц. У юного актёра за плечами, несмотря на нежный возраст, уже огромный опыт съёмок: Гетц работает в кино с пяти лет. Среди его работ — сериалы «Пищеблок», «Жена олигарха», «Монастырь», фильм «Чернобыль» и ещё много строчек на «Кинопоиске». В интервью Кай признался:

— Если честно, комикс я не читал, но перед этим проектом я посмотрел «Майор Гром: Чумной доктор», и мне понравилось, без лести понравилось. И потом Олег пригласил меня на кастинг. Я не думал, что это будет главная роль. Думал: ну, может, эпизодическая, до конца не понимал, мне сценарий не высылали, просто сказали: «Приезжайте на пробы».
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

Кай отметил, что каждый новый фильм — это определённый опыт, но на съёмках «Трудного детства» у него была первая в жизни съёмка с перестрелкой, и это стало самым ярким впечатлением.

Кай и Сергей, как исполнители ролей отца и сына, очень быстро нашли общий язык и подружились — в этом признались оба актёра. И, несмотря на перестрелки, бои на мечах и прочие элементы блокбастера, фильм всё же в первую очередь о другом, подчеркнул Кай:

— Вообще, этот фильм посвящён родителям, как это уже сказал Олег Трофим, и я с ним полностью соглашусь. Потому что это важно, чтобы родители не забывали о своих детях и не бросали на произвол судьбы.

Исполнителю главной роли мы задали главный вопрос: каким же был Игорь Гром в детстве? И похож ли на него сам Кай?

— Игорь Гром в детстве — он похож на всех мальчишек, наверное, — ответил Кай. — Он такой же озорной, хулиган, иногда может делать то, что делают все мальчики: бегают, дёргают девочек за косички, что-то в этом роде. И мы все такими были, я и сейчас иногда бываю такой. В чём-то мы похожи, наверное, детскостью, которая в нас обитает…

О страхе высоты, камео Барецкого и новом проекте по комиксам Bubble

А вот партнёру Кая, исполнителю роли лучшего друга Игоря Грома — Игната «Бустера» в детстве — пришлось на съёмках побороться с собой. Владимир Яганов, сыгравший маленького Бустера, признался:

— Самое сложное — это когда мы снимали на достаточно большой высоте, и было сложно и страшно из-за того, что подо мной ничего не было. Я в принципе боюсь высоты, и было страшно, что я сейчас упаду.
Фото: материалы представлены КиноПоиском
Фото: материалы представлены КиноПоиском

Особое удовольствие зрителям доставит не только хорошая анимация и сцена боя, но и камео одного из самых фактурных питерских актёров — Стаса Барецкого. Роль у него немногословная, но зрителей (особенно юных) обязательно впечатлит.

Ждать ли фанатам вселенной майора Грома новых фильмов и по каким сюжетным аркам? Артём Габрелянов признался:

— Мы, конечно, очень хотим работать над второй частью, но пока ничего конкретного не можем сказать на этот счёт.

Зато продюсер и сценарист поделился информацией о другом, смежном проекте:

— У нас сейчас есть в разработке сериал по другому нашему комиксу. Сериал будет называться «Фурия», и мы в ближайший месяц много интересных новостей про него расскажем. Это всё происходит в одной киновселенной, там, в том числе, существует и майор Гром тоже, и мы очень хотим, чтобы он и там поучаствовал.
Культура КиноРазвлечения
Новости партнеров