Синоптики предрекли Петербургу обильные снегопады. Ранее такое уже не раз бывало, и последствия, увы, обычно не радовали. Настоящая снежная феерия означает, что проблемы с высокой вероятностью возникнут уже у стен родного дома. Порой даже добраться до общественного транспорта, машины, школы или поликлиники — тот ещё квест. Особенно, к примеру, с коляской или тем более на коляске. Дворы уже десятилетиями являются слабым звеном петербургской зимней уборочной кампании. Ещё во времена Валентины Матвиенко активно обсуждался вопрос о так называемых спорных внутриквартальных территориях общего пользования, которые ответственные службы и организации никак не могли поделить. С тех пор городские чиновники мало-помалу разобрались, кто за что отвечает, но прошлая зима в очередной раз подтвердила, что проблема всё равно не потеряла актуальности.
Работа над ошибками помогла найти виноватых — это «Жилкомсервисы» и другие частные компании, которые заключают договора с муниципалитетами или районами, а потом оказываются не в состоянии справиться с работой. И дворников у них не хватает, и техники нет под рукой. Когда зима оказывается не снежной, бизнес неплохо зарабатывает, в противном случае начинаются скандалы, штрафы и даже уголовные дела.
Этой зимой Смольный планирует опробовать новый формат — без конкурсов и прочей игры в свободный рынок. За уборку проблемных территорий будут отвечать жилищные агентства, которые должны будут иметь под рукой собственный штат сотрудников и парк техники, позволяющий решать задачи любой сложности. При этом отсутствие контрактов и подрядчиков даст возможность оперативно реагировать на меняющиеся условия, добавляя финансы из городского бюджета. Для этого было решено изменить организационную форму жилищных агентств, превратив их в бюджетные учреждения.
Правда, новый порядок планируется начать запускать с 1 января, да ещё поэтапно. Этот год доработают существующие подрядчики, так как с ними уже были заключены договора. Далее агентства начнут постепенно забирать территории. В целом данный шаг выглядит обнадеживающе, но рискованно. Ведь в случае очередного снежного фиаско чиновникам будет больше не на кого сваливать вину. А о том, что жизнь в эпоху перемен порой чревата разными неприятными неожиданностями, знали ещё древние китайцы.
Снег — это только полбеды. Куда хуже то месиво под ногами, которое образуется, как только снег слегка подтает. Обувь портится, экология страдает вместе с домашними животными, а аллергии обостряются. В конце ноября глава Комитета по благоустройству Анатолий Повелий потребовал от глав дорожных предприятий «держать расход соли и песка под контролем и не допускать их избыточного применения». Это можно назвать оперативным разбором полётов по итогам первых осенних снегопадов, далеко не самых обильных. Судя по письму жителей центральных районов к Анатолию Повелию, опубликованному на днях, его призыв услышали далеко не все подопечные.
«Зима ещё толком не успела начаться, и мощных снегопадов пока не было. Но уже сейчас все наши улицы завалены тоннами реагентов, а асфальт побелел от въевшейся в него соли», — возмущаются горожане.
Как следует из комментариев к публикации, проблема задела многих. С фотографиями «солёных» петербургских улиц соседствуют фотографии других российских городов, которые приводят в пример.
«Асфальт и плитка становятся повсеместно белыми, дорожная разметка тускнеет и трескается, пачкаются столбы, фонари и фасады. Более того, в этом сезоне петербуржцы заметили, что тонны соли и реагентов сыпят на улицах, когда даже снега ещё толком нет. А уборочные машины в буквальном смысле скребут голый асфальт и гоняют по городу безо всякой необходимости, просто чтобы сжечь бензин и отработать человеко-часы. Реагенты, рассыпанные заранее толстым слоем, превращает даже малейший снегопад в воду. Вода, грязь и химия, смешиваясь, образуют под ногами скользкое месиво, которое по факту гораздо опаснее, чем просто снег, с которым якобы борются во имя здоровья и безопасности горожан», — пишут авторы обращения.
Они предлагают «изменить регламенты, отменив необходимость выскребать снежный покров до асфальта, а песко-соляную смесь заменить на гранитную крошку, которую можно и нужно сыпать на уже утрамбованный плотный слой снега».
Ещё одна песня, которая никогда не кончается — о снегоуборочной технике. Сколько раз приходилось слышать летом — о масштабных закупках, а зимой — о тотальной нехватке. На этот раз на новые машины снова потратили миллиарды рублей. За 3,15 млрд были приобретены 937 единиц техники и 419 единиц прицепного и навесного оборудования. Всё произведено в России или Беларуси. Собственно, большая часть — это знаменитые трактора «Беларус». С отвалами, щётками и погрузочным механизмом. В общей сложности речь идёт о 817 машинах.
Но и отечественный производитель не лыком шит. К примеру, летом в Петербург начали приходить новые лаповые снегопогрузчики производства тульского предприятия АО «Плавский».
— Новые лаповые снегопогрузчики — это машины, о которых очень часто вспоминают петербуржцы старшего поколения. К тому же, это полностью отечественная разработка. Все агрегаты, механизмы и даже электроника тульского снегопогрузчика созданы российскими производителями, поэтому в будущем никаких проблем ни с ремонтом парка, ни с запчастями быть не должно, — пообещал губернатор Александр Беглов.
Новое поколение обладает лучшей проходимостью, манёвренностью и функциональностью, длина стрелы теперь достигает 5,6 метров, а высота её подъёма — 4,3 метров. Как следует из сообщения пресс-службы, «если прежние машины могли грузить снег только в небольшие самосвалы, то эта способна наполнить даже четырёхосный КамАЗ».
Горы снега, который некуда девать — ещё один традиционный петербургский пейзаж. Решать проблему будут за счёт удвоения числа снегоприёмных пунктов. Теперь, по данным Водоканала, их общая производительность составит 101,5 тыс. кубометров в сутки. Для сравнения, один из недавних суточных рекордов по количеству вывезенного снега составлял 45 тыс. кубометров. То есть, если судить по бумажным цифрам, то очередей из «четырёхосных КамАЗов» больше быть не должно.
Многострадальные петербургские чердаки — ещё одна проблема, которая традиционно актуализируется с первыми оттепелями. Снег сперва тает, потом замерзает, и под крышами старых домов образуются метровые сосули. Что только с ними не делали. Один из предыдущих губернаторов призывал сбивать наледь лазерами, а потом организовал конкурс среди учёных на лучшую идею. Идей прислали много, но после этого бороться с «сосулями» продолжали дедовским способом — с помощью кровельщиков с ломами. В какой-то момент они так переусердствовали, что повредили чуть ли не каждую вторую крышу, а жалобы на текущие потолки на верхних этажах носили характер эпидемии.
Прошлой зимой Петербург продолжил нести небоевые потери в результате падения наледи на прохожих. 21-летний петербуржец получил черепно-мозговую травму на Васильевском острове, 25-летняя девушка серьёзно пострадала на Литейном проспекте, 35-летняя женщина получила травмы в результате падения наледи на Фонтанке, и этот список можно продолжать. А в одном случае всё и вовсе закончилось трагедией — погиб 29-летний дворник, который принимал участие в очистке крыш.
Ещё недавно панацеей считалась технология «холодный чердак». Постепенно планировалось утеплить все проблемные чердаки и решить вопрос. Опыт прошлой зимы показал, что существующая технология небесполезна, но не идеальна — на некоторых домах с «холодными чердаками» всё равно появлялись сосульки. Проблемой в очередной раз стала и нехватка профессиональных кровельщиков. Так или иначе крыши в межсезонье продолжили приводить в порядок. Особое внимание было уделено устройству греющих кабелей в желобах кровель и водосточных труб. Они призваны сократить фронт будущих работ для кровельщиков.
Не легче решить и другую застарелую проблему — припаркованные автомобили, которые мешают уборочной технике. Очищать территорию эвакуаторами — дорого, а в чередовании чётных и нечётных дней и сторон жители раз за разом путались.
И здесь не обошлось без нововведений. Согласно подготовленным Смольным поправкам в действующие правила благоустройства, теперь график уборки будет готовиться заранее и вывешиваться на особых стендах. На этот период автовладельцам под угрозой административной ответственности нужно будет убрать свои машины. Предполагается, что речь будет идти о периодах не более четырёх часов, которые будут повторяться не чаще двух раз в неделю. При этом коммунальщики должны будут уложиться во временной промежуток с 10:00 до 18:00. Одновременно планируется следить за тем, чтобы смежные территории оставались доступными.
Ещё одна поправка касается введения новой эксплуатационной маркировки, с помощью которой будут обозначать зоны, где парковаться нельзя никогда. Это места у поворотов, перед мусорными контейнерами и возле пожарных гидрантов. Предполагается, что данная мера также облегчит проезд дорожной техники. Вот только куда петербургские водители денут свои 2 млн автомобилей?
Зима традиционно задаёт нам много вопросов и загадок. Хочется верить, что ответы в этот раз будут более убедительными, нежели год назад.