Общество
21:1014 ноября 2022

Решающее мнение: чем живёт бизнес по созданию фейковых отзывов в Сети

В Петербурге врач пошла в суд из-за негативного отзыва в интернете. Казалось бы — всего несколько строчек, но они могли серьёзно навредить её репутации. Поэтому в этой сфере существуют серьёзные структуры и вертятся довольно большие деньги.
Коллаж 78.ru: unsplash.com

Отзывы о товарах, услугах и специалистах в интернете сегодня зачастую обязательная часть рекламной стратегии большинства компаний. Негативные или положительные мнения — не имеет значения: они в любом случае повышают конверсию, улучшают позиции товара в поисковой выдаче, отодвигают конкурентов (нередко недобросовестные поставщики пишут плохие отзывы конкурентам, чтобы «уронить» их продажи и позиции) и повышают видимость при прописывании в отзывах ключевых запросов.

Важно это и для людей: чем большая предполагается трата, тем важнее быть уверенным, что деньги будут потрачены не зря. Также, скорее всего, захочется заглянуть в отзывы, если нужно что-то, что будет постоянно присутствовать в повседневной жизни — элементы декора, музыкальные колонки, телефон, одежда и так далее.

Ошибка ценой в 100 тыс.

По данным экспертов, на протяжении нескольких последних лет письменные мнения других юзеров изучают свыше 70% пользователей, прежде чем выбрать отель, товар, авто или даже квартиру к покупке. Среди них и петербурженка Софья Кривошеева. Ради покупки или услуги онлайн она не считается со временем — может потратить на чтение отзывов час-другой. Обязательно обращает внимание на их число: если оценок слишком мало или слишком много — возможно, они размещены по заказу продавца.

Вначале девушка изучает самые актуальные, сортируя их по дате размещения, а потом сравнивает их с комментариями на других сайтах.

— Смотрю по негативным, по позитивным. Чаще всего больше информации в негативных, потому что в позитивных обычно как говорят: «Хороший товар». Если отзыв негативный, там появляются уже подробности.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Но и плохая оценка не всегда является признаком правдивости. Одна из клиенток петербургской клиники на сайте популярного агрегатора по поиску медуслуг разместила язвительный пост. Только вот не о своём лечащем враче, а о другом — банально ошиблась. Медик обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. В итоге разместившая отзыв компания обязана выплатить врачу-эндоскописту компенсацию 100 тыс. рублей. Но не стоит считать это таким уж простым делом — на разбирательства ушёл год.

В той же компании, разместившей негативную оценку, рассказали 78.ru, что за всеми отзывами следят модераторы. Большую часть из них всё-таки пишут зарегистрированные пользователи — и с ними конфликты решаются оперативно. А так называемые безымянные мнения проходят несколько этапов автоматической проверки. Их делят, как сообщил гендиректор сервиса Александр Печерский, на неподозрительные и вызывающие сомнения.

— Неподозрительные проходят всё равно ручную проверку, но по упрощённой схеме. А вот самая интересная категория — подозрительные. Там уже проходят расследования такое. Здесь мы не раскрываем детально, — рассказал он.

Продажное мнение

В интернете между тем существует глобальная индустрия создания и размещения отзывов. Работают в ней не только специалисты острого словца — сайты по поиску вакансий заполнены сотнями объявлений, так называемых «отзовиков», на телеграм-каналы подписаны тысячи пользователей, жаждущих заработка. И да, иногда за мнения платят деньги, хотя и копеечные — до 10 рублей за единицу, иногда оплата идёт кэшбеком или заказчик оплачивает покупку. При желании таким способом можно зарабатывать порядка 100-150 рублей в час.

Фото: Bai Xueqi/globallookpress.com
Фото: Bai Xueqi/globallookpress.com

Само собой, карьеру в этом деле может попытаться построить любой желающий. Такими объявлениями полнятся буксы — сайты с простой удалённой работой, биржи копирайтинга или контента: «Нужен копирайтер на длительное сотрудничество, который может писать тексты по 30-40 рублей за 1000 символов»; «Требуется наполнить сайт отзывами, 30 товаров, по 10-20 постов, 1200 рублей»; «Публикация отзывов от 100 до 150 символов, 60 рублей за 5». Появились даже профессии по отзывам! Специалисты подобного рода называют себя веб-райтерами.

И те же «отзовики» активно предлагают также услуги по удалению негативного отзывов и комментариев, на чём построен огромный бизнес. Например, в одном из объявлений гарантируют удаление любой информации без обращения в суд или к юристам — при помощи, как удалось выяснить во время звонка, «переговоров с надёжными специалистами». Такой вот метод. Голос на другом конце провода также обозначил срок на выполнение задачи — не меньше недели. И тут же выяснилось, что никаких гарантий по поводу отзыва на самом деле нет — не каждый поддаётся удалению.

— Порядка где-то от 10% до 50% получается удалить. Но в любом случае оплата по факту. Если отзыв удаляется — оплачиваете, не удаляется — не оплачиваете. Стоимость удаления одного отзыва 5000 рублей, — сообщил «чистильщик».

Признаки фейка

Лжеотзывы могут размещать и бизнесмены ради того, чтоб подмочить репутацию конкурентам и переманить клиентов на свою сторону. Но, как отмечает Елена Ваганова, исполнительный директор завода по производству теплового оборудования, за такое можно и свободой поплатиться.

— На самом деле это нарушение закона, потому что это нанесение ущерба деловой репутации компании, это приводит к убыткам, оттоку клиентов. Ну, в общем, плохая история, — подчёркивает она.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Заказные отзывы в основном пишут по техзаданию клиентов таких сервисов, говорят таргетологи. Время на изучение информации о компании, услуге, товаре авторы не тратят, поэтому комментарии чаще эмоциональные, чем информативные. Фальшивки, впрочем, даже начинающий специалист по рекламе в интернете может отличить от искреннего пересказа личного опыта.

Большинство подрядчиков и агрегаторов, заточенных под работу над отзывами, пользуется одними и теми же приёмами, говорит СММщик Вадим Кравченко. У них есть несколько маркеров, которые не всегда бросаются в глаза.

— Отзывы, скорее всего, фальшивые, если у нескольких похожи сочетания слов и общая стилистика — ведь все посты пишет один копирайтер и не умеет менять стиль — или не знает, как это сделать. Также для фейковых отзывов характерны официальные обороты, которые люди в живой речи не используют. Идеальная грамотность, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, лишних пробелов, опечаток — тоже признак фальшивки, как и отсутствие фотографии товара или услуги и активной ссылки на страницу автора, если отзыв не анонимный или размещён в соцсетях, — говорит специалист.

В живых отзывах, добавляет он, скорее всего, будут локальные упоминания, либо же характерные для конкретного покупателя. В фальшивых всё шаблонно.

— Сейчас вычисляю фальшивые отзывы по фразам: «товар», «продукция», «команда отлично сработала» и так далее, — говорит Вадим.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Впрочем, согласно наблюдениям, в последнее время пользователям всё ленивее писать отзывы, говорит Кравченко.

— Я думаю, на это есть несколько причин. Мы уже слишком избалованы разнообразием товаров и услуг и уже не получаем тех эмоций, которые были ранее. Плюс сейчас обычно люди намного меньше стали писать отзывы, ведь если все хорошо — зачем заморачиваться? А вот если случилось плохо — накидаем ушат грязи. Отсюда можно сделать вывод, что негативят зачастую конфликтные и не сильно «успешные» люди, которые трясутся за каждый рубль и готовы уничтожить того, кто во время нанесения «френча» залил краюшек ноготка, — считает собеседник.

Прямиком в суд

В судебной практике не так много дел о фейковых отзывах в Сети. Вести их сложно и затратно для истца, говорят юристы. Для начала нужно найти автора порочащей заметки и доказать, что текст написал именно он. И это ещё только полдела.

— Нужно заключение лингвистического эксперта, что действительно порочит, потому что не каждое слово, хоть и бывает обидным, но порочащим. Потом идёт доказательство, кто размещал, где размещал, где они имеют место быть. Но лингвистическая экспертиза встречается не так часто, и суд на своё усмотрение решает, оскорбляет это или не оскорбляет, — говорит юрист Сергей Носов.

И если даже автора фальшивого отзыва найти не удалось, а модераторы сайта не реагируют на просьбы удалить комментарий, эксперты всё равно советуют подавать гражданский иск. После длительных разбирательств убрать сообщение и возместить моральный ущерб, возможно, обяжут интернет-ресурс, на котором размещена ложь.

Интернет
Новости партнеров