Культура
12:2812 октября 2022

Философ Секацкий — о «достойной степени шизы» в Петербурге и «этике под ключ»

Почему Петербург — «шизополис», где литературные персонажи обитают наравне с живыми людьми, и как соответствовать ему по уровню «шизы»? В чём заключается парадокс современной этики? Рассказывает петербургский философ и писатель Александр Секацкий.
Коллаж 78.ru: unsplash.com, vk.com/sekatsk

Мистический «шизополис» Петербург

— Смысл Петербурга — бытие вопреки. Согласно легенде, Пётр объявил что-то вроде тендера, задав вопрос голландским и датским специалистам: «А можно ли здесь строить город?». Они посовещались и ответили: «Ни в коем случае!». Он их послушал-послушал, и сказал всем: «Пошли вон!». И в тот же день заложил здесь город.

Такой историей и мыслью поделился во время дискуссии с писателями Сергеем Лукьяненко и Николаем Ютановым петербургский философ, автор множества книг и преподаватель философского факультета СПбГУ Александр Секацкий. Дискуссия писателей о роли нашего города в культурной и других ипостасях новой реальности прошла в библиотеке им. Маяковского в рамках фестиваля «Книжный маяк Петербурга» 9 октября.

И если фантаст Сергей Лукьяненко по видеосвязи из Владивостока заявил, что время Петербурга прошло, что России уже не нужно окно в Европу и время обратиться на Восток вместо Запада, то Александр Секацкий подчеркнул: Петербург — город совершенно особенный, во многом мистический, и нет смысла сравнивать его с другими городами нашей страны.

— Плотность заселения небесного в Петербурге всегда была выше, чем земного, — отметил философ.

И здесь речь не о религиозных аспектах нашей жизни. По мнению философа, чтобы Петербург принял человека, тот должен обладать «достойной степенью шизы», ведь сам город — это «шизополис», город со своей, совершенно особой «безуминкой». Но что это означает? В чём заключается эта особая петербургская «шиза»?

— Это отказ подчиняться утилитаризму, прагматизму, — объяснил Александр Секацкий в интервью 78.ru. — Это то, что мне кажется очень важным, поскольку тогда речь идёт о появлении каких-то новых измерений жизни. «Шиза», о которой мы говорим, — это какое-то количество идей фикс, сверхценных идей. Они, может быть, препятствуют нашей социальной адаптации, но человек, у которого нет ни одной сверхценной идеи, не слишком выделяется из фонового режима бытия. И, тем более, города.
И я полагаю, что как раз наличие таких странных аттракторов, безуминок, той же самой «шизы» и даёт нам основание жить более непредсказуемой, в чём-то невероятной жизнью. Вопрос в том, является ли это привилегией или обречённостью. Трудно сказать. Для кого-то это привилегия, траектория приключений, которая нужна, чтобы наша жизнь не проходила под копирку, чтобы в ней были свои непредсказуемые случаи и странности. Но для кого-то, конечно, сгущение странностей может вызывать досаду — хочется нормальной человеческой жизни.
Петербург здесь на распутье. Именно нормальная человеческая жизнь здесь всегда остаётся слегка проблематичной.

О людях с безуминкой и антифамильярности города

Но откуда в нашем городе-«шизополисе» аура «безуминки»? Это проявление каких-то скрытых сил города, или всё проще, и эту «шизу» привносят особенные, особо талантливые люди: от Курёхина до Гребенщикова, от Блока до поэтов-футуристов?

— Это нечто мистическое, то, что вы упомянули: от Хармса до Курёхина и Асса-культуры в целом, которая тоже носит петербургский характер. Вроде бы это и люди, всё всегда связано с людьми, но ведь странным образом (появляется) такое ощущение, что эта матрица с повышенной шизоидностью где-то существует сама по себе. Она как висящий в воздухе эйдос передаёт своё излучение. Это излучение воспринимается жителями города, и они волей-неволей ему подчиняются, начиная от строительства того же Ледяного дома (забава императрицы Анны Иоанновны — дом, где всё до мелочей было сделано изо льда — прим. авт.) до наших современных фестивалей.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Особенность Петербурга не только в его объёмной мистической составляющей, уверен философ. Другой его характерной чертой и, возможно, бедой является сильная разобщённость людей — как друг с другом, так и с самим Петербургом. Как выразился наш собеседник, «антифамильярность»:

— Наш город — это тот город, где менее всего возможно панибратство, где лёгкая, неустранимая отчуждённость всё же остаётся. И она, может быть, является следствием того, что жившие здесь великие писатели, художники и даже литературные персонажи — тоже законные существа своего рода, имеющие свои права, свои ипостаси. И вот это совместное существование, быть может, и вправду приводит к тому, что определённая отстранённость, дистанцированность граждан — как раз то, что определяется как «степень шизы». Такова атмосфера нашего города, с ним трудно быть на «ты», его нельзя похлопать по плечу, а некоторые города можно буквально похлопать по плечу. Но, тем не менее, настоящий петербуржец свой город никогда ни на что не променяет.

«Этика под ключ» — что это такое?

Александр Секацкий — автор более сотни научных публикаций, включая не только статьи в профильных журналах, но и два десятка книг. Петербургский философ написал также роман «Два ларца: бирюзовый и нефритовый», за который получил премию «Национальный бестселлер». В 2021 году у нашего собеседника вышли в свет сразу две книги: «Этика под ключ» и «Единство мира: опыт поэзии и метафизики».

Фото: ozon.ru
Фото: ozon.ru

Мы решили узнать у автора, что же представляет собой «этика под ключ» и как это возможно, а также каково место этики в современном безумном мире. Как рассказал философ, в современном мире понятие этики приобретает определённую парадоксальность. С одной стороны, этика — вещь всеобщая и общеобязательная:

— А иначе какая же она этика? Вроде бы невозможно сказать, что у каждого своя этика и у каждого своя нравственность, это абсурдно: или нравственность носит всеобщий характер, или она вовсе не нравственность. И, тем не менее, мир, где мы живём, странным образом перешёл к созданию этических систем. То есть в какой-то момент, когда мы видим, как легко была введена в действие политкорректность, пресловутая культура отмены, мы понимаем, что на смену точечным опусам, которые предлагал миру художник как способ самореализации, приходит нечто более обширное.

По словам петербургского философа, в современном мире этика приобретает характер творчества, своеобразной «демиургии», создания миров определённого характера:

— Вот мы решили: давайте учредим вот такой мир и попробуем его обжить, если нам понравится, мы сохраним контуры этого мира и его этику прежде всего, если не понравится — попробуем создать что-то другое. Соответственно, «этика под ключ», или пробная этика — это то, что сегодня приходит на смену прежним точечным опусам и произведениям, как своего рода образ жизни, который можно попробовать предъявить к проживанию, и, если он понравится, если он придётся нам по душе — сохранить.

Парадоксальность этического калейдоскопа

— Мне кажется, мы сейчас подходим к тому горизонту существования мира, где этическое творчество, во-первых, возобновилось, а во-вторых, возможно, становится основным видом творчества, — считает Александр Секацкий. — Сначала мы создаём совместную этику, а затем в рамках её мы создаём и другие объективации, то есть произведения, способы самореализации, которые значимы в зависимости от того, какую исходную этику мы приняли.
Фото: vk.com/sekatsk
Фото: vk.com/sekatsk

Так, этика «ближнего круга» общения человека будет отличаться от более глобальной этики гражданского общества, точно так же, как этика художника, чей взгляд устремлён в будущее, к потомкам, будет отличаться от этики обывателя или путешественника. И тут мы приходим к парадоксу, отмечает философ:

— Парадокс в том, что, с одной стороны, вроде бы этика обретает множественное число — но это и вправду странно, всё-таки этика и нравственность должны претендовать на всеобщность, иначе они перестают быть тем, чем называются. А в то же время мы понимаем, что возможны элементы рукотворности в этике, некой добровольной конвенции. И так же обстоит дело с этикой под ключ: коль скоро она принята, она навсегда и для всех. Но вот калейдоскоп повернулся, и мы оказались в другом пространстве, в котором, быть может, действует иная этика, но она всё равно будет обладать тем характером этики.

Поэзия и проза мира

В своей последней на данный момент опубликованной книге «Единство мира: опыт поэзии и метафизики» Александр Секацкий исследует вопрос поэзии мира. Что же это такое?

— Поэзия — это своего рода проект, тот тонкий динамический узор, который может быть опознан в любом положении вещей: в видимости старого заброшенного сада, в кузнечике, который прыгает в травке, в горном пейзаже, в чём угодно. Но это именно контур, который мы фиксируем, мы подмечаем его особым зрением. Такова поэзия мира: она сказывается и в космологии, и в порядке слов.
А есть проза мира. Она уже состоит из повторений, привычности. Человеческая психология всегда прозаична. Проза — это воплощённость, это материя, материальность, и даже ветхая материя. А поэзия — это всегда лёгкая дымка, контур, и мы её опознаём как поэзию и на грядке, и в космологии, и в каких-то необычных движениях души, ценных как раз в своей уникальности и необычности.

Сейчас к публикации у Александра Секацкого готовится ещё одна новая книга — «Юла и якорь». Она уже сдана в издательство, и любителям современной философии нужно подождать совсем чуть-чуть. Как рассказал автор, новая работа посвящена собственно метафизике вещей.

Культура ПисателиСанкт-Петербург
Новости партнеров