Увидеть совещательные комнаты судей, посидеть в боксах конвойного помещения и полистать самые старые судебные дела Петербурга: раньше пройти по служебным коридорам Санкт-Петербургского горсуда простому обывателю было невозможно. Для журналистов эти двери распахнулись впервые в сентябре.
Каждый метр здания суда возводили с учетом мельчайших деталей. Взять хотя бы конференц-зал: 752 кресла установлены таким образом, чтобы председателю было видно лицо каждого судьи. Зал президиума… Говорят, там сбываются мечты. Студенты, которые попадают сюда впервые, обязательно присаживаются на кресло во главе стола.
Одним из первых посетителей здания Городского суда был президент Владимир Путин, пояснила Дарья Лебедева, глава Объединённой пресс-службы судов города. Собственно, Владимир Владимирович и сидел на том самом стуле.
— Студенты, которые посещают здание и приходят на экскурсии, говорили мне о том, что, если на этом стуле загадать желание, оно обязательно исполнится. Но, что интересно, отмечали: помочь сдать экзамен этот стул не поможет. А личную жизнь очень помогает налаживать, — рассказала Дарья.
Ну и, конечно, по служебному коридору заходим в один из сорока залов заседаний. Все оборудованы по последнему слову техники: боксы для подсудимых оснащены пуленепробиваемым стеклом, кроме того, здесь налажена и система видеосвязи — для общения с теми, кто находится в СИЗО или уже отбывает срок в колонии.
— Разница и по площади, и по комфорту, и по возможности, и по оснащённости, элементарные места удобства. Комфортные условия для лиц, которых доставляют сюда, которые находятся под стражей. Конвойные помещения, которые отвечают всем необходимым требованиям для работы конвойного полка, — разъяснил председатель петербургского Горсуда Алексей Лаков.
Святая святых — конечно, архив. Даже судей туда пускают не всегда. Необходимые документы по запросу выносят в канцелярию — только на определённое время. Уголовные, гражданские, дела об административных правонарушениях — их тысячи. Все хранятся в архиве на трёх этажах. В одном зале — в основном материалы по тяжким и особо тяжким преступлениям. Но не только. И есть самое старое, можно сказать, раритетное дело — о взыскании средств на содержание ребёнка. Ему без малого 100 лет.
Но суд — это прежде всего не здание, а люди. Справедливые и беспристрастные. На них каждый день лежит огромный груз ответственности.
Ирина Докина проработала судьей в общей сложности 43 года. За плечами женщины даже не тысячи — десятки тысяч рассмотренных дел.
— Работа судьи — когда ты каждое дело пропускаешь через себя. Работа эмоциональная, и ты переживаешь вместе с гражданами все беды и заботы и по уголовным делам, и по гражданским делам, — говорит Ирина.
Рабочее время судей не имеет временных рамок. А потому служебный кабинет для них своего рода дом, и каждый обжит по-своему.
— Очень люблю цветы, сам выращиваю. Вот, например, многие растения мной выращены из всяких стебельков и косточек, — показал свой сад на подоконнике Олег Кутыев, председатель Совета судей Санкт-Петербурга, заместитель председателя Горсуда.
А если силы на исходе, организм требует перерыва, в здании есть оранжерея. По пути к пальмам и фикусам можно насладиться художественной панорамой старого города.
Единственное помещение, куда представителям СМИ зайти не позволили, — зал, в котором рассматриваются дела под грифом «совершенно секретно». В нем нет окон. Там глушат любую связь. Доступ в кабинет имеют не более десяти человек. А потому, даже приоткрыв завесу тайны для журналистов, здание городского суда всё равно остается таинственным даже для тех, кто там работает.