Общество
10:406 октября 2022

Дёшево и сердито? В Петербурге набирают популярность магазины с «жёсткими» скидками

У дискаунтеров, базирующихся на неприметных складах без вывесок, сегодня очереди – а раньше туда приличный человек и зайти бы постеснялся. Но покупки дешёвых товаров всё равно сопряжены с рисками.
Фото: 78.ru

Куда завезли фрукты и овощи со скидкой, где купить бытовую химию подешевле и какие полуфабрикаты разочаровали — обо всём об этом Анна Князева рассказывает своим подписчикам. У обзоров продукции из магазинов-дискаунтеров — десятки тысяч просмотров. Но больше всего пользователей сети интересуют товары со скидками категории «хард».

— Мои подписчики больше всего интересуются овощами. Покажу, что есть сейчас. Груша «Аббат» — 79 рублей. Мне лично интересен вот этот перец, посмотрите, сколько его, цена 47 рублей 20 копеек, — рассказывает Анна.

В этом есть некий психологический момент, считает блогер: радость найти что-то дешевле, чем в другом магазине, у народа не отнять.

— У нас люди как никогда поняли, что не хотят платить посредникам, а сети — это как раз и есть посредник между потребителем и производителем. Почему я должна на бытовую химию тратить на 20% больше моего лично тяжело заработанного дохода только за красивую полку? — вопрошает она, озвучивая вместе с тем мысли и других горожан.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Просторные помещения на окраинах города, больше похожие на склады, отсутствие рекламы, мерчендайзинга и минимум персонала — по такому принципу работают так называемые «жёсткие» дискаунтеры.

— Если найти не особо крупное помещение, не особо вкладываться в ремонт, то, конечно же, расходы на эту статью у сети гораздо меньше. Плюс, опять же, закупка и продажа большого объёма продукции. Если вы обратите внимание, товары стоят на палетах до самых потолков… Этот продавец пользуется скидками у производителей. Он покупает очень много и может с минимальной наценкой продавать большие объёмы товара, — объяснила причину дешевизны товаров Наталья Соколовская, эксперт Национального центра финансовой грамотности.

В магазинах, куда ещё несколько лет назад многие и зайти-то стеснялись, теперь выстраиваются очереди. Ведь цены порой действительно поражают: тарелки по 70 рублей, сыры по 60, две больших коробки готового завтрака известной марки — за 159. У ретейлеров одна только пачка по акции — 173. По объёмам продаж такие маркеты постепенно обходят крупные сети. Неудивительно, что и новые точки появляются как грибы после дождя.

Но у привлекательных ценников есть и обратная сторона: качество товаров, немалая доля которых — продукты. Риски приобрести фальсификат в жёстких дискаунтерах велики, говорит Всеволод Вишневецкий, председатель санкт-петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Отобрали ряд образцов, направили в лабораторию Росстандарта и получили протокол испытаний, в котором было чётко сказано, что это не сметана, это подделка, потому что в этой псевдосметане не был обнаружен главный ингредиент — молочный жир. То есть это был продукт полностью без молочного жира, молочный жир был заменён на растительный, — пояснил специалист.

Здесь даже маркировка «молокосодержащий» или «сметанный» продукт — не оправдание. То же самое касается, например, сыра: на упаковке нет и половины информации, которую предписывает размещать законодательство.

— В таких вот дискаунтерах я категорически не рекомендую покупать продукты, которые упакованы и перепакованы самой торговой сетью. То есть мы видим, что это — не заводская упаковка, — обращает внимание на важную деталь Всеволод Вишневецкий.

Общественники регулярно мониторят качество продукции крупных торговых сетей, и среди них жёсткие дискаунтеры, увы, самые злостные нарушители.

В том, что качественное просто не может быть дешёвым, уверены и производители. Ведь никто не будет продавать товар по цене ниже, чем стоят его ингредиенты. Взять будущий творог. Две тонны молока примерно за 12 часов превращаются в 300 килограммов массы. С учётом оптовой цены на молоко в 40 рублей за килограмм несложно подсчитать, что здесь исходного продукта — на 80 тыс. рублей. А значит, килограмм готового творога в этом случае будет стоить минимум 266 рублей, а качественный сыр — не меньше 400 рублей за килограмм.

Есть у производителей и минимальный порог цены за литр молока.

— Бутылка с крышкой, с этикеткой, с QR-кодом — уже стоимость превышает десять рублей, плюс ещё логистика, плюс переработка, пастеризация, доставка…. Сами понимаете, цена далеко за 60 рублей получается. То есть если вы хотите приобрести молоко и хотите получить действительно качественный продукт, нужно ориентироваться на цену, ну, не менее 70-80 рублей за единицу молока, — считает Александр Перетятько, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам племенного завода.

Ценник с меньшей суммой, по мнению производителей, должен вызвать подозрения: дешёвое молоко может быть разбавлено водой, жиры заменены на животные или растительные, а в состав добавлены сухие смеси.

Но в одной из крупнейших в стране торговых сетей призывают не спешить с выводами: здесь молоко продают по 53 рубля за литр, потому что производят его сами. Как и сотни других товаров. На статус «хард» в сети не претендуют: здесь всё-таки есть скромный ремонт, раскладка товара и продукты известных марок по ценам примерно на 15% ниже обычных.

— Процессы максимально оптимизированы, чтобы экономить на всём, и эту экономию перекладывать в цену. Дополнительно у нас большой ассортимент собственной торговой марки, который позволяет, потому что это наше производство, и мы его полностью производим — от А до Я. Соответственно, это позволяет давать ещё большие скидки. Они доходят до 40%, — заявил Денис Лопатин, директор Санкт-Петербургского филиала торговой сети.

Шесть таких точек уже работают в Петербурге, вскоре будет больше. Но и хард-дискаунтеры останавливаться на достигнутом не собираются: в ближайшее время на петербургский рынок собирается выйти новая сеть магазинов для практичных — с Урала. А значит, крупные ретейлеры просто вынуждены будут открывать свои собственные точки со скидками — или баловать покупателей спецпредложениями.

Например, в сети уже можно приобрести продукты в рассрочку. Пока только на месяц, с минимальным порогом стоимости корзины и по отдельным банковским картам, но, по мнению экспертов, условия неминуемо смягчат, когда дискаунтеры наступят на пятки.

А потому нелишним навыком в эпоху охоты за скидками станет умение отличать качественный товар от фальсификата, которого только на рынке молочной продукции, по мнению специалистов, не меньше 30%. Подделывают сейчас профессионально, но кое-что можно заметить и в домашних условиях.

— Немножко наклоняете бутылочку, если она прозрачная… Там такое кольцо образуется, серовато-беловатое, по всей поверхности — это уже подозрение на фальсификат… Если берёте сметану… Вот, вместе с вами открываю, поверхность должна быть глянцевая блестящая — это свидетельствует о нормальном качестве. А если отделение сыворотки будет на поверхности — это недопустимый порок, — показал выявление фальшивки Михаил Дмитриченко, профессор кафедры торгового дела и товароведения Государственного экономического университета.

Обилие влаги на мясных продуктах говорит о том, что их могли шприцевать крахмалами или водой. Да и в принципе с дешёвыми съедобными товарами стоит быть максимально осторожными, считают эксперты. Иногда жёсткая скидка — это жёсткий вред здоровью.

ЕдаТорговляБизнесВидео
Новости партнеров