Общество
09:3413 сентября 2022

Современные староверы: жители деревни Лампово сохраняют тысячелетние традиции предков

Здесь 150 домов, современные коттеджи соседствуют с новоделом, а есть 32 дома — объекты культурного наследия. Например, дом, построенный ещё в 1864 году. Резные ставни, наличники — именно в таких и селятся староверы. Либо покупают участки.
Фото: 78.ru

Член старообрядческой общины из Гатчинского района Ленобласти собирается передать вещи в музей, чтобы сохранить историю предков. Мужчина живёт в деревне Лампово. Он, как и его единомышленники, чтит консервативный уклад староверов и заботится об архитектурном наследии, которое оставили основатели «Невской обители». Корреспондент 78.ru увидел, как живут современные староверы.

Косоворотка да борода — вот то, что отличает старовера, шутят мужики. Борода при них постоянно, рубахи по случаю. Сегодня она есть, при приходе лекция о «расколе» церкви после реформы Никона. И если на службу иноверцев, да ещё и с камерой, пускать запрещено, то на лекцию не возбраняется. Но даже на это мероприятие попасть сложно — в деревню старообрядцев нас пустили только после долгих переговоров.

На лавках местные, ламповские, но есть и городские. Алёна — не старовер, просто интересуется, она здесь вроде пресс-секретаря: отвечает за трансляции в мессенджерах — старообрядчество — это не «хлебать щи лаптями». Тут и новенькие смарт-часы на руках, да и дети с планшетами играют, но на деле висеть на водокачке или есть малину веселее.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Когда говорят «деревня староверов», в голове представляются хлипкие избы, стоящие где-то в глуши тайги. Но Лампово — это совсем другая история. Здесь 150 домов, современные коттеджи соседствуют с новоделом, а есть 32 дома — объекты культурного наследия. Например, дом, построенный ещё в 1864 году. Резные ставни, наличники — именно в таких и селятся староверы. Либо покупают участки. Переехав из города, либо исторически дома передаются из поколения в поколение.

Денис возглавляет общину. Это его дача, а в прошлом дом немца-стеклодува Геринга. Предки семьи были староверами, также крестили и его. Работает Денис в Кунсткамере — он научный сотрудник, на вопрос, как религия сочетается с наукой, отвечает «нормально»: и там, и там всё по своим законам.

— Есть устав. Если ты ему не следуешь, это твой, выражаясь современным языком, косяк, за который потом ты на исповеди можешь понести церковное наказание в виде епитимьи, — объясняет глава Ламповской старообрядческой общины Денис Ермолин.

Гурий, Фёкла, Сисой — многие из этих имен исчезли бы, если бы не староверы. У Дениса две дочери — Ульяна и Феодосия. Городские часто спрашивают, это что с Крымом связано? Да нет, просто имя. Есть и другие непривычные моменты.

— Мы с вами из одной посуды есть не будем. У вас своя будет, у меня своя. Даже если вы придёте ко мне в гости, я вам дам гостевой набор. Христиане в принципе не могут общаться в молитве и еде с иноверными, — отмечает Ермолин.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По праздникам здесь дымит самовар на дровах, чугунки и ухват тоже не простаивают. Принимая гостей, босиком и в рубахе, дядя Женя, как его тут все называют, ведёт нас на чердак. По факту — настоящий музей. После войны в годы тотального атеизма бабки в деревне крестили Евгения Платонова тайно. От предков остались дом, фото и такой артефакт, как прейскурант на извоз.

В начале века Платоновы подрабатывали в городе. Это табличка от конного тарантаса. Дядь Женя и сам, как его чердачный музей: были годы комсомола, армии — неверия, а потом потянуло к корням — к этому всему.

— Мне 75 лет, помру, куда это? Не выкинут, но пылью покроется. Конечно, надо передавать в музей, — убеждён житель деревни Лампово Евгений Платонов.

Чтобы сохранить память о них — жителях тоже по сути большого музея под открытым небом — деревни Лампово. Хотя меньше староверов тут не становится, как и в соседнем Петербурге, где по сей день продолжают креститься двумя перстами 1500 человек.

Видео: 78.ru

РелигияИсторияМузеиЛенобластьВидео
Новости партнеров