В России предложили обязать управляющие компании следить за соблюдением тишины в многоквартирных домах, а в случае нарушения сообщать об этом в органы внутренних дел. Такое обращение в Минстрой направила «Деловая Россия» за подписью члена генсовета организации Владимира Прохорова. Как это повлияет на работу УК и станет ли меньше шума по ночам, разбирался корреспондент 78.ru.
Чуть больше года назад Анастасия приобрела квартиру в доме на Парашютной улице. И сразу столкнулась с проблемой — шумные соседи. Девушка не может спокойно отдыхать, громкие звуки мешают и рабочему процессу.
— Банально хочешь выспаться после рабочей недели в свой выходной, но нет. В восемь утра кто-то тебя разбудит. Также я работаю из дома, преимущественно на созвоне с людьми. И очень сложно объяснить им про продукт, который заинтересовал, если на фоне идёт какой-то оркестр из отбойного молотка, музыки и мата, — говорит Анастасия Живодёрова.
Своё решение проблемы шумных соседей предложила общественная организация «Деловая Россия». Суть инициативы — обязать следить за соблюдением тишины в доме управляющие компании.
— Работа по назначению штрафов, предполагающая участие МВД, довольно сложна и слишком растянута по времени. Многие нарушители тишины уходят от ответственности, — объясняет член генсовета организации Владимир Прохоров. — Управляющие компании вполне могут составить протокол и передать его в МВД для дальнейшего разбирательства. Более того, УК могут самостоятельно выявлять нарушителей, если жители не уведомили их о ремонте.
Это не первая попытка защитить покой граждан. Буквально две недели назад губернатор Петербурга внёс на рассмотрение в парламент законопроект о введении штрафов для владельцев собак и других домашних животных, которые издают слишком громкие звуки по ночам. В народе его окрестили «законом о лае собак».
В 2013 году похожая инициатива уже рассматривалась в стенах Заксобрания. Депутаты приняли решение штрафовать за ночной шум, к которому отнесли целый список громких звуков. Например, крик, стук, передвижение мебели и игру на музыкальных инструментах. А ещё народные избранники хотели запретить после наступления темноты храп и топот котов. Впрочем, тогда борьба за тишину окончательной победой не увенчалась. Вопрос о допустимом уровне шума так и остался открытым. Парламентариям удалось определиться лишь со временем.
Проводить шумные работы и слушать громкую музыку в жилых домах Северной столицы можно с 8 утра до 10 вечера по рабочим дням — и с 12 до 22 часов по выходным. Тот, кто не укладывается в эти временные рамки, становится нарушителем закона о тишине и может получить штраф до 5 тыс. рублей.
Нередко споры из-за шума перерастают в серьёзные конфликты. Как это произошло на улице Шостаковича, когда девушка пришла жаловаться на слишком громкий колокольчик на входной двери круглосуточного магазина. В ответ последовала агрессия.
Представители управляющих компаний считают, что дополнительные функции, тот есть контроль шумных жильцов, потребуют от них и дополнительных затрат. Ведь придётся либо увеличить штат сотрудников, либо расширить должностные обязанности уже имеющихся работников.
— Если будут какие-то полномочия, то, соответственно, будут какие-то траты на то, чтобы человек исполнял обязанности. Он же не будет бесплатно это исполнять. И, соответственно, это может повлечь увеличение платы на управление многоквартирным домом, поскольку управление входит в состав содержания, — убеждён председатель ТСЖ «Озерки-1» Сергей Левицкий.
По мнению юристов, если управляющие компании получат новые полномочия, то будут заниматься не своим делом.
— Проблема будет в том, что управляющие компании не будут обладать возможностями отслеживать соблюдение тишины в вечернее время, — комментирует ситуацию юрист Александр Голованов. — Да и вообще наделение органа, которым является управляющая компания — подчеркну, негосударственного органа, административно-государственными функциями является не совсем обоснованными. Это всё-таки дело государства.
Эксперты сходятся во мнении: инициатива «Деловой России» нуждается в доработке. Необходимо чётко прописать обязанности управляющих компаний, а также ответственность за их неисполнение. Иначе борьба за тишину на практике может обернуться громкими скандалами с нарушителями спокойствия.
Законопроект «против лая» вынесен губернатором на рассмотрение Заксобрания неделю назад. Документ вызвал бурю обсуждений в СМИ и соцсетях. Скептики сомневаются в реальности применения закона на практике. Юмористы рекомендуют добавить отдельным пунктом чаек, бакланов и даже комаров. Чайлдфри интересуются, когда ждать закона против шумных детей. Зоозащитники просят сначала найти управу на двуногих нарушителей тишины, пьющих и орущих под окнами.
Однако немало тех, кто согласен, что владельцы животных должны нести реальную ответственность за их ненадлежащее содержание. В федеральном законе об ответственном обращении с животными есть норма, по которой при содержании питомцев «их владельцам необходимо соблюдать права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные». Однако на практике эта норма мало применяется.
Сергей Коринец, житель дома №63 на улице Народного ополчения, где на протяжении четырёх лет соседи засыпают и просыпаются под аккомпанемент звонкового лая, сетует: найти управу на семью собачниц не может даже полиция:
— Звонят в дверь, им не открывают. А больше никаких мер не предпринимают. Ссылаются на то, что нет никакого законного основания на данный момент, чтобы полиция как-то могла их оштрафовать.
Другое «громкое» дело — с участием жителей улицы Всеволода Вишневского в Кронштадте — дошло до суда. Пенсионерка Светлана против соседки по парадной Галины. У последней живёт приёмыш Стефания, которая эмоционально и громко реагирует на домофон и шаги людей за дверью. Собака своим лаем мешает Светлане отдыхать и негативно влияет на психическое состояние. Соседи не поддержали Светлану в её недовольстве: те, кто живёт в квартирах рядом с Галиной, лай не слышат. А те, кто слышит, не принимают близко к сердцу. Светлана попробовала народные методы воздействия: писала письма с угрозами и даже подожгла дверь соседки. Когда и это не помогло, признала себя доведённой до психического расстройства и пошла в суд, где потребовала выселить собаку и компенсировать ей моральные мучения в размере 100 тыс. рублей. В суде после разбирательств пришли к выводу, что «истцом не доказан факт нарушения прав действиями ответчика», достойных доказательств представлено не было. Стефа осталась жить в квартире Галины, а Светлана подала апелляцию.
Юристы говорят, что самое сложное в подобных спорах — привлечь экспертов по замеру шума для фиксации нарушения. Результаты замера вносятся в акт, подписываемый лицом, его производившим. С ним-то и можно идти в суд.
— Если честно, не понимаю, как собрать доказательства, необходимые в суде, в случае с лаем собаки, — комментирует юрист Мария Белова.— Она же не будет лаять 24/7. Эксперт и тот, кто его вызывал, могут прождать полдня, а ничего критичного не произойдёт. Лучше решать такие споры переговорами или, как вариант, печеньками.
Впрочем, даже критики законопроекта соглашаются: новый пункт появился не на пустом месте. В действующей редакции «статьи о тишине» закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (№ 273-70 от мая 2010 года) перечислены все возможные виновники нарушения покоя горожан: телевизоры и магнитофоны, кричащие и свистящие соседи, мебель и музыкальные инструменты, петарды и дрели. А вот собак и экзотических птиц упомянуть забыли. Брешь в законодательстве решили восполнить силами сотрудников Управления ветеринарии.
— Полиция передаёт первичные материалы в Управлении ветеринарии и специалисты Управления возбуждают административное производство, — разъяснил принцип исполнения нового пункта закона начальник ведомства Юрий Андреев.
Дойдут ли руки постоянно занятых участковых до «громких» дел с участием собак и попугаев — большой вопрос. Анастасия Гоголева, заводчица питомника собак породы самоед, на квадратных метрах которой живут пушистые Пума и Скай, не особо боится штрафов. Её питомцы лают только днём, хотя и довольно громко: максимальное значение шумомера достигает 103 дБ, что соизмеримо с шумом работающего перфоратора. Но как доказать, что полподъезда разбудила именно ваша собака?
— Каким образом будет отслеживаться этот закон, собака же может один раз полаять и успокоиться, каким образом будет фиксация этого происходить? — обращается к авторам законопроекта Анастасия.
Ей вторят владельцы животных из социальных сетей:
Любовь Савельева: Это же собака, она лает, когда её что-то волнует или предупреждает хозяина: «Рядом чужой!». Ну как ей объяснить, что ночь на дворе или сегодня выходной, лаять нельзя, вот наступит понедельник, тогда лай до 23 часов! Смешно! У меня собачка-Йорк. Она с детства не лает, не кусает и всех в дом пускает. Мы слышим её лай только тогда, когда к дому подходит кто-то из родных (для неё они тоже родные, и она как бы сообщает нам «Открывайте, встречайте»).
Наталия Кокшарова: Я сегодня маме вызывала скорую в три ночи. Собак закрыла в другой комнате, но они лаяли, чувствовали, что не всё в порядке дома. А вообще-то они молчат ночами. Ну и что, штраф??? Случаи бывают разные…
Виктория Филатова: Полная чушь. Совсем недавно в доме была история. Собакен после смерти хозяина был принят в другой дом и выл и скулил сутками. Его чего убить? Связки подрезать? Лекарствами накачать до беспамятства? Ему надо пережить всё, и на это нужно время.
Закон принимать нельзя, считает первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов. В своем Telegram-канале он жёстко прошёлся по инициативе петербургских чиновников: «Я бы за такое голосовать никогда не стал, конечно. Потому что животное, подавая голос, таким образом сигнализирует человеку о проблемах, о том, что ему, животному, плохо, больно, как-то не так, короче. Других сигналов оно подать не может. Это как запретить плакать младенцам, если совсем уж грубо. А закончится всё предсказуемо: увеличением спроса на калечащую операцию „подрезание голосовых связок“, которая превращает лай собаки в хриплый кашель. Вот это будет беда. Поэтому нельзя такое решение принимать, я считаю. Нельзя».
Подрезание связок, транквилизаторы, ошейники, бьющие током — вот основные способы обеззвучивания домашних питомцев, популярные у некоторых, к счастью, немногочисленных владельцев. По мнению кинолога Дарьи Лоховой, они малоэффективны в изменении поведения питомца. Лучше — и человечнее — потратить пару часов (и тысяч рублей) на дрессировку.
Лиза Бочарова, владелица добермана, узнала о шумном досуге своего питомца от соседей. Оказывается, пока Лизы не было дома, пёсель выл, не переставая. Собаке хватило пары занятий с кинологом, чтобы перестать проявлять свои эмоции так громко.
— Вообще уровень комфорта проживания в квартире для собаки начинается с хозяина, — уверен президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев. — Если человек готов много времени уделять своему питомцу — играть, подолгу гулять — то собака вполне сможет жить в небольшой городской квартире.
С оговоркой: если это не мастиф, кавказская овчарка, лайка, аляскинский маламут и акита-ину. Эти породы слишком любят размах и движение, чтобы не проявлять себя, нарушая при этом соседский покой.
Петербурженка Юлия Фёдорова, владелица двух совершенно тихих котов, считает, что причина проблемы — не животные и не хозяева. А строители.
— Люди не виноваты, что стены, полы без звукоизоляции. В домах советской постройки, извините, они нам такими достались. Но современные постройки столь же незащищены. Почему соответствующие службы принимают такие дома? Вот их штрафовать надо.
Юлия советует всем нам быть терпимее друг к другу: не стучать по батареям в ответ на малейшим шум; не выяснять отношения с помощью угроз и мелкого вредительства.
— Мы все с разными ритмами жизни, с разными домашними питомцами, мы все не можем же жизнь свою проводить сидя и передвигаясь на цыпочках. Самим людям надо научиться уважать друг друга. Договариваться друг с другом.