Общество
16:5925 августа 2022

Бесплатное удовольствие: более 3000 человек подписали петицию о свободном проезде по ЗСД

Соглашение города и частного инвестора было подписано в 2012 году на 30 лет. В год инвестору нужно платить немаленькую сумму - 9 миллиардов 600 миллионов рублей.
Фото: 78.ru

Петербуржцы собирают подписи за отмену платы за проезд по ЗСД. Автор петиции вдохновился примером столицы, где власти разрешили москвичам и жителям области ездить по скоростному диаметру бесплатно… Между тем эксперты сомневаются, что такая практика применима к нашему городу. ЗСД — одна из самых востребованных платных трасс в стране, которую строили с привлечением инвестиций, а за сутки проходит до 400 тысяч транзакций.


Петицию за отмену платы проезда по ЗСД подписали более трёх тысяч человек, и это всего за пару дней. Автор документа ссылается на опыт столицы, где с января следующего года проехать по МСД горожане и жители области смогут бесплатно. Это стало возможным, потому как для строительства частные деньги не привлекались.

— ЗСД создавался в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением частного капитала. Наша компания «Магистраль Северной столицы» осуществила финансирование строительства центрального участка, наиболее дорогостоящего, создание которого обошлось более чем в 120 млрд рублей. Сбор платы за проезд идёт на обслуживание привлеченных финансовых потоков, на их возврат и содержание трассы, — пояснил начальник управления на связям с общественностью ООО «Магистраль Северной столицы» Андрей Цапу.

Соглашение города и частного инвестора было подписано в 2012 году на 30 лет. В год инвестору нужно платить немаленькую сумму — 9 миллиардов 600 миллионов рублей. До 2021 года платежей автолюбителей за пользование ЗСД не хватало, и разницу в качестве — субсидии — добавлял город. Только сейчас Петербург начал получать доход.

— Деньги, которые зарабатывает город в лице АО «ЗСД», тратим на развитие дальнейшее. Например, шкиперская развязка строится частично за счёт средств, которые мы получаем от оказания услуг по ЗСД, — пояснил председатель комитета по инвестициям администрации Санкт-Петербурга Роман Голованов.

Кроме того, всё обслуживание платной трассы также ложится на плечи оператора. Он же отвечает за безопасность автолюбителей. Работает автоматизированная система управления с мониторинговым центром, куда стекается информация с 800 камер наблюдения, установленных вдоль трассы. Каждую нештатную ситуацию оперативно отрабатывают дорожные инспекторы, которые выезжают на помощь автолюбителям. Отсюда и складывается стоимость проезда, которая, кстати, в последний раз подросла в начале года.

— Цены изменяются, периодически растут. Любое изменение тарифов — это сложный процесс разработки, который осуществляется совместно с городом, который регламентирует из ГЧП и регулируется максимальными уровнями тарифов. При разработке тарифов, естественно, используются данные маркетинговых и транспортных модуляций, чтобы создать ситуацию, когда востребованность использования трассой не снижается, — заявил Андрей Цапу.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Сейчас проезд по ЗСД стоит 200 рублей за одну зону. Всего их пять. Проезд транзитом по диаметру обойдётся в 1000 рублей. Это за наличный расчёт. А вот при использовании транспондера, который установлен у 94% автолюбителей, та же поездка обойдётся намного дешевле — в 393 рубля.

— ЗСД — это одна из самых востребованных платных трасс страны. Это не пустые слова. До 400 тысяч транзакций в сутки. В городе, где 2 миллиона транспортных средств зарегистрировано вместе с областью, — подчеркнул Цапу.

Периодически ЗСД делают бесплатным. Последний раз во время репетиции военно-морского парада. Даже не в часы пик движение останавливалось от Екатерингофки до Васильевского острова. Отменив плату, очевидно, что о скоростном проезде по магистрали можно будет забыть.

— Лучше, конечно, оставлять платной, чтобы избежать повышенного спроса. Чтобы избежать ситуаций, когда люди машиной не пользовались и начинают ею пользоваться. Если у вас ездило по дороге 100 машин, а стало ездить 150 машин, то лишние 50 машин эти ездят по улицам и забивают их. Поэтому как механизм регулирования спроса и предложения — плату вводить, — считает урбанист Аркадий Гершман.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Итак, проведём журналистский эксперимент: стартуем отсюда, с Петроградской набережной, недалеко от нашей редакции, и поедем в Курортный район Петербурга, в посёлок Репино. Двумя маршрутами, двумя съёмочными группами, двумя автомобилями. Первая группа отправится по ЗСД, по платным дорогам, вторая будет преодолевать этот маршрут по бесплатным магистралям нашего города. В конце сравним уровень комфорта, сколько нам понадобилось времени, денег, а ещё сил и терпения, потому что кто-то из нас точно попадёт в пробки.

— Видимо, в дорожные заторы попадём мы, потому как поедем по бесплатному маршруту. По навигатору ехать 46 километров, это примерно полтора часа. Ну что, все готовы? Тогда сбрасываем одометры и погнали, — говорит корреспондент Марк Стакионис.
— Наше путешествие длится всего 10 минут, и мы уже на ЗСД. Столкнулись с небольшой пробкой на Ушаковской набережной. Благополучно проехали. Нигде пока не стояли, — рассказывает специальный корреспондент Павел Панов.
— У нас не так радужно как у вас. На выезде из Санкт-Петербурга мы застряли в пробке и еле-еле продвигаемся, — отмечает Стакионис.
— Комфортно ехать по ЗСД. Трафик умеренный. Скорость не превышаем допустимую в 110 км/час. Едем комфортно. И до места 38 минут всего остаётся, — рассказывает Панов.
— Стоит отметить, что мы стоим в пробках так долго, что нас начинают обгонять велосипедисты, — сетует Марк.
— Недолго мы радовались, потому как попали в дорожный затор. Недалеко от Белоострова на съезде — Северный участок ЗСД, перед пунктом оплат, — говорит Павел.
— Если затруднений дальше не будет сильных, то минут через 30-40 приедем и будем в Репино. Какие у нас шансы обогнать их? Думаю, невысокие, максимум приедем вместе, — считает водитель Игорь Захаров.
— У нас всё как по маслу. Дорога прекрасная. Нету никаких задержек, — признаётся Марк.
— Закончился платный участок дороги, мы съехали с ЗСД и оказались в пробке, которая нас поджидала здесь на Зеленогорском шоссе. До места, до Репинского сквера, где мы договорились встретиться, нам остаётся примерно 10 минут. Полагаю, что вторую нашу команду придётся там подождать. Им ещё ехать примерно 35 минут, — отметил Павел.

Завершился эксперимент у памятника Илье Репину в одноимённом посёлке Репино. Приехали за 58 минут, вторая группа приехала позже. Пришлось подождать минут 20.

— Мы попадали в 4 пробки. Даже велосипедисты нас обгоняли в какой-то момент. Было невыносимо ехать, и солнце в глаза светило. Не очень приятный эксперимент, но мы не заплатили нисколько, не считая затрат на бензин, — отметил Марк.

Ну, а в конечном итоге выбор остаётся за автолюбителями: либо экономить время, но платить за это больше, либо экономить деньги, затрачивая больше времени на дорогу.

Транспорт ЗСДВодителиАвтомобили
Новости партнеров