В 2022 году положение российского кинематографа на международной арене оказалось, на первый взгляд, крайне незавидным. После 24 февраля крупные европейские кинофестивали стали один за другим отказывать в аккредитации российским журналистам, а порой и фильмам. Стокгольмский кинофестиваль отказался принимать наши картины, снятые за госсчёт, фестиваль в Глазго исключил из программы уже принятый ранее российский фильм, а Европейская киноакадемия решила полностью бойкотировать российское кино.
Тем не менее, российский рынок кино не станет обособленным и замкнутым в себе, несмотря на санкции и отказы европейских фестивалей. О том, каков на данный момент вектор продвижения отечественного кино и анимации, рассказала в интервью 78.ru Инна Шалыто — руководитель Роскино, ведомства, представляющего российский аудиовизуальный контент на международном рынке.
— Что касается продвижения — у нас полностью, на 90% сменились территории, — отметила глава Роскино. — Мы сейчас ориентируемся на новые рынки.
Наша собеседница пояснила, что международное сотрудничество в сфере продаж нашего кино и мультфильмов направлено сейчас в первую очередь на страны Азии и Латинской Америки. Но интересен ли этим странам российский контент?
— Мы всей своей мощью навалились именно на эти регионы, мы на них сконцентрированы, — подчеркнула Инна Шалыто. — И, если говорить о статистике, которую мы уже успели собрать с проведённых в этом году мероприятий в Дубае и во Вьетнаме, то уже можно сказать, что рынок арабского Востока, например, очень интересуют наши исторические костюмированные сериалы. Насколько мне известно, сериалы ВГТРК, такие как «Екатерина», «Елизавета» и подобные фильмы очень хорошо воспринимаются в арабском регионе. Что касается Вьетнама — то анимация и даже документальное кино, связанное так или иначе с Восточной Азией, сильно востребовано сегодня в этих регионах.
Сотрудничество налаживается и с другими странами востока:
— Мы ведём переговоры и надеемся, что будем представлены в Корее (в Сеуле). С Индией мы прорабатываем в этом году мероприятия — это касается именно профильных выставок. Но также есть фестивали российского кино, где мы для широкого зрителя показываем наше кино, анимацию, и эта география значительно шире. Уже и в Бразилии мы были представлены в этом году, и во многих странах СНГ, прорабатываем сегодня и Мексику, и Бахрейн, и многие-многие другие страны.
Отметим, что в данном случае речь идёт не просто о поездках на форумы «для галочки»: на этих мероприятиях уже сейчас заключаются различные соглашения о сотрудничестве и контракты.
— Мы после каждой нашей поездки собираем обратную связь, выпускаем пострелизы. Но нужно, конечно, разделять, что есть подписания каких-то меморандумов, соглашений, а реальное исполнение проектов может идти годами. Поэтому, я бы сказала, что в этом году мы закладываем фундамент, начало в новых локациях, которые раньше не очень были нами изведаны, потому что фокус раньше всегда был смещён в Европу. Сегодня мы выходим в новые регионы.
Впрочем, если российское кино в некоторых регионах относительно в новинку, то вот наши мультфильмы знают и любят на востоке очень давно. Наверное, все слышали, что российские «Смешарики» безумно популярны в Китае, а Чебурашка — кумир детей в Японии. И это — только верхушка айсберга. Интересно, что востребован и контент, производимый петербургскими студиями анимации, и совсем молодыми российскими компаниями.
— Вообще всё, что касается российской анимации, очень востребовано в мире, — рассказала руководительница Роскино. — Наша российская анимация находится на высоком мировом уровне, и, куда бы мы ни приезжали с нашими анимационщиками, несомненно они являются важной точкой притяжения к нашему стенду. Поэтому и молодые, и уже заслуженные, и золотая коллекция Союзмультфильма, и новые фильмы, и всевозможные «Смешарики», и любимые мною — так как я молодая мама — киностудия «Пилот», и «Мельница», всё это востребовано, интересно. Сделки идут, и мы надеемся, что всё это будет развиваться и в новых регионах тоже.
Совместная работа в сфере анимации идёт и со странами СНГ. Так, Инна Шалыто вспомнила, что в 2021 году стартовал проект Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин». Этот мультфильм знаменитый режиссёр создаёт совместно с мастерами анимации из Узбекистана и Казахстана. Более того, в Узбекистане, по информации местных СМИ, Бекмамбетов открыл школы анимации, где и будут обучаться будущие создатели мультфильма.
Вопрос выхода российского кино на восточный рынок был поднят на заседании руководителей киностудий стран СНГ в Мариинском дворце 23 августа. Представители киностудий Узбекистана, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и других стран СНГ, а также регионов России (Санкт-Петербурга, Башкортостана) обсудили вопрос создания нового творческого объединения, на базе которого будут сниматься совместные кинопроекты.
Заседание прошло в рамках Международной конференции по совместному кинопроизводству России и стран СНГ и Lendoc Film Festival. Отметим, что в этом году петербургская киностудия «Лендок» отмечает 90-летний юбилей. Как рассказал директор киностудии Алексей Тельнов, в новую организацию войдут девять стран СНГ, а также Грузия и Молдова. Штаб-квартира же расположится в Узбекистане.
Отметим, что «Лендок» внёс большой вклад в создание устава международного творческого объединения — по словам Алексея Тельнова, созданием документа занималась Елена Дементова, заместитель директора киностудии. Вот что рассказал о международном объединении кинематографистов, пока не получившем названия, сам директор «Лендока»:
— Это общественная организация, в некотором смысле — продюсерский центр киностудий стран СНГ. Задача этого центра — выход на внешние рынки общими силами, финансирование совместных проектов, образовательные вещи. То есть мы пришли к тому, от чего когда-то ушли, вернулись друг к другу. Мы просто поняли, что нам не хватает друг друга, не хватает рынков. Тот рынок, к которому мы сейчас развернулись — это восток, Азия, он просто невероятно огромен, и потенциал там, творческий и человеческий, немыслим. Я думаю, мы делаем хорошее дело.
Устав организации будет утверждён на Ташкентском кинофестивале, который пройдёт в Узбекистане с 13 по 17 сентября.
У петербургских киностудий уже есть договорённости на производство совместных фильмов со странами нового объединения. По словам Алексея Тельнова, на прошедших в рамках фестиваля питчингах были представлены очень интересные проекты, из которых три были приняты в работу киностудией «Лендок».
— Расскажу об одном, — не стал хранить тайну Алексей Тельнов. — Картина, которая больше всего вдохновляет — это документальный фильм «Мечеть», картина про эмира Бухарского. И у нас уже есть непосредственная договорённость с Узбекистаном, глава департамента кинематографии Узбекистана уже подтвердил их участие. Надеюсь, в этот проект войдёт ещё несколько республик. Это будет документальный блокбастер, историческое расследование. Я думаю, что года полтора-два, и вы увидите очень хорошее кино.
Директор «Лендока» рассказал, что киностудия займётся созданием не только документального, но также игрового кино и даже анимации. Он подчеркнул, что уровень проектов, представленных на фестивале, очень высок и весьма порадовал его:
— Не хочется никого обидеть, но на этом питчинге я убедился, что у нас питчинг не хуже, чем в Министерстве культуры. Очень много разнообразных тем, неожиданных локаций, мы отвыкли от таких: горы, озёра, горные реки, пустыни. Были представители из Якутии, наших регионов, и все коллективы многонациональные, и композиторы, режиссёры все разных национальностей. Это даёт энергию проектам с новых сторон, позволяет создать какие-то оригинальные проекты, штучный товар.
Тельнов отметил, что на работу «Лендока» никакие западные санкции не повлияли вовсе:
— Во-первых, культура вне политики, хотя, конечно, у нас тоже есть гражданская позиция, это само собой. Но сейчас мы знаем, что происходит в мире, что все разобщены, а так получилось, что мы, наоборот, собираемся. У нас же не только Азия и восточные страны, у нас же и Грузия, и Молдова, мы достаточно плотно и близко общаемся, и все стремятся, чтобы была какая-то практическая реализация. А идеи и темы фильмов — общечеловеческие, понятные любому человеку.
У этого симбиоза уже есть свои интересные плоды, которые скоро можно будет увидеть на большом экране. О совместном сотрудничестве с российскими и, в частности, петербургскими киностудиями рассказала 78.ru Сайёра Худайбердиева, продюсер по международным проектам агентства кинематографии Республики Узбекистан:
— Один из готовых проектов, который буквально 18-го числа вышел в прокат, — фильм «Позывной «Барон». Это совместная работа агентства кинематографии Республики Узбекистан и питерской киностудии «Инферно» Ивана Архипова. Один из первых наших копродакционных проектов вместе с российскими кинематографистами.
Есть ещё два проекта, один тоже уже готов и презентован, он был на открытии Международной конференции в Петербурге, это фильм «Солнце на вкус». Он будет показан в рамках Ташкентского фестиваля, дальнейшую судьбу проката и релиза мы обговариваем. И третья картина — это сказка «Подарок Пери», снятая с российской кинокомпанией «Вега». Вот пока три проекта, которые уже готовы.
Сайёра Худайбердиева также отметила, что на питчинге проектов представители Узбекистана отобрали несколько новых идей, в числе которых тот самый фильм «Мечеть». Отдельно она рассказала историю создания картины «Солнце на вкус», снятой в Узбекистане — хотя изначально планы были совсем иными:
— Когда российская компания «Спутник Восток Продакшн» принесла этот проект нам, действие этого фильма должно было проходить на Урале. Хорошая история, но мы предложили: «А давайте всё действие перенесём в Узбекистан? У нас есть просто потрясающие локации, исторические города, прекрасные горы, пустыни, а почему бы эту историю и не перенести в Узбекистан?». Обговорив со сценаристами, мы приняли решение так и сделать.
«Солнце на вкус» — картина, которая открыла международный фестиваль, посвящённый «Лендоку». Это фильм семейного жанра, фильм-путешествие с участием российских и узбекских звёзд. Он очень хорошо и тепло был принят, вчера на сцене глава кинопрокатной компании «Каро Синема» Алексей Рязанцев обещал, что этот фильм в его кинокомпании будет прокатываться в России.
Это доброе, хорошее семейное кино, это даже отразилось в названии картины. Хочу пригласить всех россиян — посмотрите, вам захочется после этого приехать в Узбекистан! Это была одна из целей — показать нашу страну так, чтобы к нам захотелось приехать. И, конечно, основная тема — семья. Это приоритетная тема в моей стране, и поэтому мы с удовольствием взялись за этот проект. Семья, история, какие-то общечеловеческие ценности — они везде одинаковые, поэтому мы в Узбекистане приветствуем такие проекты.