Новый порядок накопления твёрдых коммунальных отходов разработали в Комитете по природопользованию Петербурга. В регламенте расписаны требования к контейнерным площадкам, определены зоны ответственности участников процесса сбора мусора и даже приводится перечень его видов. Власти, правда, пока точно не определились — на какое количество фракций разделять отходы? Стоит ли ставить много разных контейнеров под все виды мусора или обойтись одним-двумя пухто, чтоб, как говорится, не мельчить. В ситуации разбиралась корреспондент 78.ru.
Кирилл Куканчиков тщательно сортирует мусор. За семь лет экоактивист приучил себя разделять отходы на целых восемь фракций. Вынос мусора, который можно сдать на переработку, раз в неделю — как ритуал. Только если раньше прогулка с пакетами занимала считанные минуты, теперь — не меньше сорока. Ближайшие баки во дворе пропали ещё зимой.
— Чтобы отнести стекло, получается, нужно пройти где-то два квартала: одну улицу, перейти дорогу, потом через двор, ещё одну улицу — перейти дорогу, ещё двор — и только доходишь до контейнера, — говорит молодой человек.
Исчезновение цветных контейнеров для пластика, макулатуры и стекла после старта мусорной реформы петербуржцы заметили и в других районах. Раньше раздельным сбором отходов занимались порядка 30 частных компаний, а количество точек для сортировки в Северной столице превышало 5,5 тыс.
— Охват по контейнерам для пэт-бутылок был такой, что пятиминутный доступ был более чем у 4 млн жителей Петербурга. То есть, порядка 70% жителей были охвачены пэтом либо в своём дворе, либо в соседнем, — объясняет координатор отдела по содействию внедрению придомового раздельного накопления отходов ассоциации «Раздельный сбор» Анна Смирнова.
В январе количество частных фирм сократилось до 13 — все они стали подрядчиками Невского экологического оператора.
— Мы работаем уже не во всём городе, а в определённых районах. Это же отразилось и на нашем проекте. В ряде районов, где мы его реализовывали, были вынуждены забрать контейнеры и сконцентрировали максимально свои усилия в тех районах, которые мы сейчас обслуживаем, — отмечает начальник отдела маркетинга предприятия по вывозу отходов Карина Сидун.
По данным регионального оператора, раньше раздельный сбор действовал только на 15% площадок, а нужно — по всему городу. Чтобы предложить жителям оптимальную схему сортировки, специалисты НЭО несколько месяцев изучали содержимое мусорных пакетов петербуржцев.
— В данный момент у нас больше содержится стекла — примерно 22%, около 10% — это пластиковые бутылки в различных вариациях, включая молочные и масляные, дальше пластиковые флаконы, алюминиевые банки, тетрапак — всё это составляет у нас в сумме примерно 40-50%, — поясняет руководитель направления по организации раздельного сбора отходов АО «Невский экологический оператор» Глеб Вершков.
Осталось определить: сколько контейнеров нужно, чтобы всё это рассортировать. У регионального оператора — вариантов два. Вот контейнеры для так называемого двухпоточного сбора отходов. По сути, в один отправляется всё, что мокрое, в другой — сухое. Содержимое последнего отвозят на комплекс по переработке, где извлекают всё, чему можно подарить вторую жизнь. Даже многослойный тетрапак. Сто таких площадок уже установлены в Московском районе.
А вот в Калининском и Красногвардейском районах тестируют другую схему — многопоточную. Жёлтый контейнер — для пластика и металла, синий — для макулатуры, чёрный — для стекла. Так всем проще и привычнее, считают эксперты.
— Компания, которая занимается макулатурой, и должна заниматься макулатурой. Компания, которая вывозит стекло, должна вывозить стекло и отправлять его на переработку. Только так многофракционный раздельный сбор будет работать правильно — и будет доверие. Ведь принцип раздельного сбора — как раз доверие. Люди видят, что система работает, соответственно, они несут отходы в эти контейнеры, — объясняет руководитель компании по раздельному сбору отходов Анатолий Пынин.
Подобные эксперименты уже вызвали немало вопросов у жителей и работников мусорной отрасли. И главный из них — зачем? Если и так всё работает.
— Мы уже научились разделять пластиковые бутылки, стекло и макулатуру, поэтому не хотим начинать всё снова смешивать в один контейнер, например, для вторсырья, — отмечает Анна Смирнова.
Идею двухпоточного сбора отходов переняли у Москвы. Там на сухое и мокрое делят уже несколько лет. Но кропотливые петербуржцы — это другое, считают эксперты. Новинка рискует не прижиться.
— Это, конечно, лучше, чем ничего, но это нас не спасёт. Людям столько времени объясняли, рассказывали, как сортировать — отдельно макулатуру, отдельно стекло, отдельно пластик, и сейчас всё это дело пойдёт в один бак. С этого бака произойдет та же самая «лайтовая» сортировка. Там будет отсортироваться не 5%, а 25%, — говорит Пынин.
Так, а жителям-то нужно, чтобы все 100… Пластиковая бутылка в нужном контейнере — только самое начало сортировки. Прежде чем превратиться, например, в мелкие хлопья для изготовления синтепона или упаковочной ленты, материал проходит множество этапов обработки. В дело пойдёт примерно 80% всего этого объёма. Оставшиеся 20% — это белые бутылки, этикетки и пробки — отправляют партнёрам, тоже на переработку. В итоге каждый месяц — до 300 тонн нового материала. Разделение мусора на два контейнера такого результата не дадут, говорят на предприятии.
— Лично моё мнение: должно быть не меньше трёх фракций — пластик, стекло и картон, потому что когда это забирается компактером, мусоровозом и если стекло попадёт в картон, то его уже никто не купит на переработку, конечно, — убеждён генеральный директор компании по переработке пластика Александр Максимов.
Кроме того: звучит банально, но двухпоточную схему сортировки отходов сложно понять.
— Двухконтейнерная система нигде в мире себя хорошо не показывает, в том числе и в Москве. Столичные операторы говорят, что очень сложно объяснить людям, что такое вторсырьё и что такое сухой или мокрый отход, потому что, например, использованный памперс — это вроде мокрый отход, а сухой памерс — это какой отход? — считает Смирнова.
С этим соглашаются и сами инициаторы эксперимента.
— По моему мнению, в Петербурге приживётся многофракционный сбор, потому что дуальный сбор показал, конечно, свою экономическую эффективность, но при этом засор составляет, по тем экспериментам, который сейчас проходит в Московском районе, порядка 52%. То есть граждане из двух контейнеров не выбирают ни один и кидают мусор куда бог на душу положит, — сетует председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Александр Герман.
— За два месяца работы проекта мы собрали почти 30 тонн отходов, отсортировали. Из них порядка 11-12 тонн вторсырья отправилось переработчикам. Это вторсырьё, которое получит вторую жизнь. К сожалению, пока мы видим, что больше половины — это засор, и необходима работа с населением. Людям нужно объяснять, как подготовить вторсырьё к сдаче, что перерабатывается, а что нет, — говорит руководитель пресс-службы компании-перевозчика отходов Анастасия Афонина.
Но для единого экологического оператора вывоз двух контейнеров вместо четырёх, с большой вероятностью, окажется более выгодным. Впрочем, настаивать на той или иной схеме сортировки НЭО будет не в праве. Решающее слово власти решили оставить за жителями.
— Граждане или управляющая компания, ТСЖ, вместе с «Невским экологическим оператором» определяют тот раздельный способ накопления, который им представляется лучшим — или дуальный, или пофракционный. После этого НЭО выставляет контейнеры для сбора мусора, заключают договор, и всё это уезжает в те организации, которые будут заниматься утилизацией, — добавляет Александр Герман.
Но самое главное: велики шансы, что введение централизованной сортировки поможет сократить расходы на вывоз мусора. Ведь платить в этом случае собственники будут не по нормативу, а по фактическому объёму вывезенного.
— Соответственно, если вы сгенерировали 300 кубических метров мусора, то всё это разбивается на общую жилую площадь. Ну, допустим, на 17 тыс. И получаете уже не 6.30 с квадратного метра, или 8.32, как сегодня тариф, а 1.80 или 2.50, предположим, — добавляет Герман.
Какая схема лучше отразится на суммах в квитанциях, пока неизвестно. Возможно, об этом расскажут в августе, когда единый экологический оператор подведёт итоги своего контейнерного эксперимента.
Видео: 78.ru