Прямой эфир

Подводный «мотоцикл»: студенты Военмеха восстанавливают уникальный буксировщик

Андрей Макаров
8 июня 2022, 16:24
Этот образец экспериментальный, он был создан в единственном экземпляре. И долгое время находился в одном из дайвинг-клубов в качестве музейного экспоната.
Фото: 78.ru

Студенты петербургского Военмеха реставрируют уникальный буксировщик — аппарат, который помогает водолазам перемещаться в воде, не затрачивая усилий. Необычность его в том, что он был создан в единичном экземпляре ещё в 1960-е, но так и не вошёл в серию и чудом сохранился как музейный экспонат в одном из дайвинг-клубов, передаёт корреспондент 78.ru.

Как электросамокат или мотоцикл — только подводный. Такой буксировщик, внешне напоминающий миниатюрную лодку, больше полувека назад помогал аквалангистам передвигаться в воде, не затрачивая усилий. Этот образец экспериментальный, он был создан в единственном экземпляре. И долгое время находился в одном из дайвинг-клубов в качестве музейного экспоната.

— Когда выяснилось, что он не на ходу, появилось идея восстановить его до рабочего состояния. Для этого нужно было приложить достаточно большие усилия и, в общем-то, ребята активно поработали: удалось восстановить его до рабочего состояния и оценить ходовые свойства, — делится начальник студенческого конструкторского бюро БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова Сергей Чириков.
Сергей Чириков/ Фото: 78.ru
Сергей Чириков/ Фото: 78.ru

Вот кадры испытаний буксировщика уже в наши дни. Аквалангист передвигается по водной глади, словно ухватившись за дельфина. И тогда, в 60-е, и сегодня с помощью буксировщиков изучают дно на большой площади, исследуют опоры мостов и конструкций, которые находятся под водой. По меркам того времени, аппарат инновационный. Батарея активировалась при соприкосновении с водой, но была одноразовой.

— Водоактивированная батарея хорошо тем, что ничего не требует: как только электролит получил доступ к пластинам, электродов начинает вырабатываться электроэнергия, — объясняет Чириков.

Сейчас на буксировщик поставят современные аккумуляторы, всё остальное останется прежним. На нём, как и полвека назад, можно будет погрузиться на глубину до 25 метров или проплыть три-четыре морских мили. Главное, как шутят конструкторы, донести буксировщик до воды.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Его вес был сопоставим с весом самого водолаза. Каждая из двух батарей весила в среднем по 35 килограммов. Мощность буксировщика составляла около трёх лошадиных сил, стартер был от обычного «Москвича».

— Интересно представлен выключатель. Он имеет только два положения «Вкл» и «Выкл» — это значит, что регулировщик не имел регулировки скорости, — отмечает студент Военмеха Владимир Новиков.

За эти годы технологии шагнули далеко вперёд, скорости возросли и регулируются. И в наше время студенты Военмеха работают над буксировщиками, управлять которыми можно будет без специальной подготовки.

— Моя разработка заключается в том, что я совмещаю подводное и аэродинамическое крыло для того, чтобы на таких аппаратах мог двигаться абсолютно любой человек, вне зависимости от возраста и образования, — рассказывает о своей модели студент БГТУ «Военмех» Данила Иванов.

Впрочем, это пока далёкое будущее, а не вошедший в серию буксировщик полностью подготовят в к началу лета — любители ретродайвинга уже выстраиваются в очереди.

Видео: 78.ru