На днях в музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка «Не для всех» под авторством «звёздного» стилиста Вадима Галаганова. В экспозиции представлено 46 чёрно-белых фоторабот, разделённых на четыре серии «Равноденствие», «Лани», «Коды» и Post-Atom Age. Каждая серия рассказывает разном: о любви, феминизме, сексуальной революции и даже цифровой реальности.
Галаганов — новичок в мире большого искусства, но имеет огромный опыт в индустрии моды и глянца. На западе он известен сотрудничеством с Анджелиной Джоли, Наоми Кэмпбелл, Ириной Шейк, Памелой Андерсон, а также съёмками в GQ, Vogue, Elle, Tatler и других фэшн-журналах. По его словам, годы работы в глянце показали, что границы между понятиями мода и искусство в наше время несколько стёрлись. А нагота моделей в его работах — попытка вернуться к первозданной, чистой, ничем не обременённой красоте женщины и мужчины.
— Два года назад я прочитал новость, что английский музей убрал картины в архив из-за того, что многие стали осуждать эпоху Ренессанса, голые тела. Феминистки возмутились, почему женское тело показано голым, а мужское спрятано под тканями? Меня это сильно возмутило, ведь я был воспитан на шедеврах Возрождения — Микеланджело, Да Винчи, Родена, которые несли эту красоту. Сейчас стираются границы между мужским и женским началом, это всё превращается в однородную массу, и мне стало страшно: как дальше жить? Чем восхищаться? Обнажённую натуру не украшает ни одежда, ни ювелирные изделия, она показана такой красивой и чистой, как пришла в этот мир, — рассказывает Галаганов.
Несмотря на минимальное присутствие одежды в работах авторах, Галаганов прославился во многом благодаря тем стильным лукам, которые он создавал для самых популярных актёров, музыкантов и моделей. Моду нашего столетия он называет «винегретом», собранным из всевозможных, циклично идущим другом за другом миксов из стилистических направлений.
— Раньше было очень сложно работать дизайнерам, потому что нужно было создавать по три-четыре коллекции в год, а это колоссальный труд. Нужно было прочесть миллион книг и посмотреть миллион фильмов, чтобы создать эту коллекцию, которая потом должна не только выйти в тираж, но и быть успешной. Сейчас всё упростили, не нужно быть гениальным дизайнером, нужно просто попасть в нужное время и быть на хайпе. Сейчас стёрлась грань между творчеством и обычными действиями. Дизайнер может придумать какую-то шляпу, сказать, что это очень круто, и все в это поверят, потому что сейчас людьми легко управлять. Но мне кажется, когда тебе говорят: «вот это надо носить, это круто» — это слишком просто, люди перестают думать сами. Мода стала бизнесом, как и искусство, на этом стали зарабатывать большие деньги и перестали вкладывать душу, — рассуждает стилист.
Как говорят фэшн-эксперты, мода и стиль — понятия разные. Можно посмотреть десятки показов Gucci и Versace, но так и не научиться подбирать гармоничные луки для себя. Поиск собственного стиля для юного поколения со всеми эмоциональными качелями, свойственными молодёжи и ограниченными финансами на покупку люксовой одежды — всегда мучителен. Галаганов рассказывает: он, как и большинство, прошёл через тернистый путь сомнительных экспериментов в поисках собственного стиля. И, вероятно, без таких «модных провалов» найти свой стиль — невозможно.
— Ты можешь взять от моды, от трендов только 20-30%, при этом у каждого человека должен быть свой стиль, свой стержень. Если у тебя есть стержень, ты можешь выйти голым, как голый король, и при этом быть на высоте, показать, что не в этих дорогих вещах счастье. Твоё нутро — это и есть твоё богатство, одежда и украшения не помогут заявить о себе. Бренды — это второстепенно. Можно пробовать разные варианты стиля, но в итоге ты придёшь к тому, что тебе больше подходит. Экспериментировать — это нормально. У меня были и чёрные, и зелёные волосы, и я стригся наголо, но в итоге пришёл к тому, что мой стиль — тот, который изначально был заложен природой. Стиль важно совершенствовать, — говорит Галаганов.
Выставку «Не для всех» Галаганов сделал вместе с фотографом Дамиром Жухеновым. А изделия, представленные на моделях, он старался выбирать из коллекций российских дизайнеров. И уход зарубежных брендов с российского рынка стилист считает очень важным толчком для отечественной фэшн-индустрии, в котором она так давно нуждалась.
Галаганов ратует за российское производство и нашу моду, которая может «выстрелить» в ближайшие годы.
— У нас единственная проблема в России — в том, что мы доверяем западу. Если вещь западного бренда, то значит, это лучше и круче. У нас очень много интересных молодых дизайнеров, художников, но им не давали раскрыть себя, у них не было возможностей. «Монстрам» известных западных марок по 50, 80 лет, они могут вкладывать большие деньги в рекламу, а молодым дизайнерам приходится тратить всё на производство. У нас проблема в том, что не доверяют российскому бренду, а в него надо верить. Я люблю открывать людей даже на своих съёмках. Были случаи, когда я снимал для американских журналов и должен был снимать только вещи тех брендов, которым даёт рекламу журнал, но я всегда пытаюсь засунуть вещи русских дизайнеров, люблю ими хвастаться. Однажды на съёмке Карла Бруни надела на себя кожаный плащ, спросила, не одна ли эта известная марка, но я сказал: «Нет-нет, Карла, это русский бренд». Меня очень вдохновило, что человек такого статуса оценил наш бренд. Я люблю зажигать людей. Например, есть такой бренд шляп «Руслан Багинский», и его шляпы были мало кому известны, они стоили по 50 долларов. Но однажды я снимал Беллу Хадид, и я попросил его сшить две кожаные шляпы. Когда она увидела эти шляпы, и при том, что там были шляпы более известных дизайнеров, сказала, что одна из них ей очень понравилась. Я сказал: «Я вам её дарю». А сам думаю: «Блин, я сейчас поговорю с Русланом, но, если что, сам ему заплачу». В этот день она надела эту шляпу в Риме на вечеринку Bvlgary, все журналы и интернет-порталы сфотографировали Беллу Хадид в этой шляпе. Люди искали этого дизайнера, и через месяц с 50 долларов цены на эти шляпы поднялись до 600, потом эти шляпы стала заказывать Мадонна, Леди Гага. Руслан всегда говорит: «Вадим сделал из меня звезду». Всё-таки я не зря прожил эту жизнь и помог человеку выйти на мировой рынок, — рассказывает Галаганов.
Интересно, что Галаганов начал свою работу над авторской выставкой уже после того, как ушёл из глянцевого мира, а идея о создании серии фоторабот пришла к нему во время ремонта в собственном доме. «Звёздный» стилист подыскивал картины, которыми сможет украсить стены в своём обновлённом доме и понял, что подходящих полотен нигде нет. Тогда он и начал работать над фотографиями, которые дополнят практически любое пространство.
Смелая экспозиция «Не для всех» открылась в музее современного искусства 2 июня и продлится до 21 августа. Ранее выставку уже привозили в московский ЦВЗ «Манеж», где она произвела фурор и получила множество восхищённых отзывов.
*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.