Культура
14:543 июня 2022

Слово – воробей: дадут ли шанс в Петербурге выступить дирижёру, критиковавшему СВО?

В Санкт-Петербургской филармонии 4 июня был запланирован концерт дирижёра Василия Синайского. Вдруг в Сети всплыла критическая по отношению к России речь артиста. Музыкант выразил сожаление по поводу сказанного в сердцах, и ему решили дать шанс.
Фото: Стас Левшин/muzlifemagazine.ru

Тот случай, когда от искры до взрыва секунды: в Северной столице накалились страсти в связи с тем, что на сцене Санкт-Петербургской филармонии будет выступать в честь своего юбилея и 140-летия коллектива дирижёр Василий Синайский — человек, позволивший себе рубить сук, на котором сидит. Ну, так это оценила публика.

«Гнать его»

Дело вот в чём. Россиянин по рождению, но европеец по сути, он почти десять лет живёт за рубежом, где сегодня возглавляет Филармонический оркестр Яначека в Остраве (Чехия).

28 февраля, когда на фоне начала специальной военной операции России на Украине бурлил весь мир, на сайте Филармонического оркестра появилась его речь — с критикой СВО, по европейским правилам нового времени. Иначе — прямой путь ему в аутсайдеры, как было с Нетребко.

— Нынешние события ощущаются как подлое вторжение в суверенное государство, которое приносит только горе и трагедию тысячам людей. Тем, кто всё это затеял, было бы полезно послушать гимн Украины. Какая чистая, мощная и яркая мелодия, которая так хорошо показывает характер этого народа. Его звук всегда будет преобладать над лязгом инопланетных танков и грубыми приказами, отдаваемыми командующими армиями. Так и хочется сказать: стой, правда не на твоей стороне, — заявлял он.
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Синайский в основном выражал сострадание мирному населению Украины, а не хейт по отношению к политическим решениям.

— Помимо гнева и негодования, которые я испытываю, когда вижу несправедливость нынешних событий, я испытываю большое сострадание к народу Украины. Мой дед был украинцем, и с самого раннего детства я слышал от мамы и других родственников украинские песни, слова и поговорки. Мои самые счастливые времена были проведены во время школьных каникул с родственниками в Киеве и его окрестностях, — поведал дирижёр.

Российский зритель, уже впитавший известный урок западной культурой отмены, вынес вердикт: «Гнать его»; «Пусть даёт концерты в Киеве»; «Надеюсь на замену дирижёра».

Но быть культурным русским человеком — значит, быть великодушным. Поэтому разрешилась ситуация иначе.

«Не уподобляться западным коллегам»

В противовес публике руководство Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича склонно понять и простить музыканта. В комментарии 78.ru Илья Черкасов, директор учреждения, отметил, что заявление, сделанное Синайским, довольно давнее, и тогда дирижёр был просто шокирован происходящим. Как и многие во всём мире. К тому же, артист извинился.

— Он [Василий Синайский] сожалеет. Это эмоциональная реакция — эмоциональная реакция человека. Опять же, не в оправдание, но в объяснение: да, он наш, российский человек, но при этом международный музыкант, который представляет нашу культуру во всём мире, и большую часть своей творческой биографии проводил в Европе. И, собственно, где вся эта ситуация его и застигла. Мы сейчас знаем про то зашкаливающее давление, которое осуществляется на наших граждан, особенно на граждан наших заметных — со стороны, скажем, как профессионально подготовленных, так и простых обывателей, того, что называем мы сегодня коллективным западом, поскольку степень их объединения в этих усилиях действительно весьма существенна. И хотел бы обратить внимание, что творческие люди, к которым относится и господин Синайский, — они всё-таки, прежде всего, эмоциональны, а потом уже рациональны в своих оценках, суждениях. И слава богу — иначе как бы развивалось искусство? — подчеркнул Черкасов.

Собственно, добавил он, не только творческие люди, но и сограждане изначально не очень были готовы к февральскому развитию событий. И, заметил глава филармонии, неспроста президент Владимир Путин столько уделял личного времени для разъяснения наших целей и задач на Украине, целей и задач специальной операции, целей и задач мобилизации внутренней политики и экономических усилий. Но «мы сейчас действительно живём в особенное время». К тому же, есть ещё одна причина такому великодушному решению, помимо извинений, принятия акта патриотизма и великодушия.

— Хотелось бы отметить пару вещей, почему всё-таки пока планируем эти концерты. Потому что не хочется уподобляться нашим коллегам по цеху, представляющими различные западные музыкальные институты, которые фактически принуждают людей делать — или не делать — какие-то заявления, которые на сегодняшний день идут уже дальше. Под запретом произведения наших классиков, которые ещё недавно ими же [Западом] разносились всячески. Не все, естественно, находятся ещё какие-то очаги здравого смысла, но во многих местах снимаются концерты, где в афишах фамилии Чайковского, Рахманинова. Определённые гонения возникают на нашу литературу, в том числе великую литературу XIX века, мировое значение которой признавалось ещё недавно всеми, и это было очевидно. Сегодня это, к сожалению, не так. И вот не хотелось бы уподобляться. А во-вторых, мне просто хотелось бы дать человеку шанс своим поступком, своим стремлением играть на родине — в городе, где он делал первые шаги в музыке. Когда-то выпускник нашей консерватории — теперь признанный во всём мире мастер, — пояснил свою позицию Илья Черкасов.

Синайский, напомнил глава филармонии, до 2013 года возглавлял оркестр Большого театра. Он много сделал для продвижения русской культуры, русской музыкальной традиции в мире. И в Петербург приехал не заработков ради — он уже много лет получает фиксированный гонорар, не повысившийся за годы ни на рубль, сообщил директор Санкт-Петербургской филармонии. Поэтому рубить с плеча не следует.

Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
— Не хотелось бы, что называется, создавать прецедент, когда мы отталкиваем тех людей, которые разочаровали в своих первых эмоциях, которые имели возможность понаблюдать, что происходит, как развивается ситуация, как выжигаются русские культурные традиции во многих местах в мире на сегодняшний день, которые делом хотят служить дальнейшему развитию и дальнейшему продвижению наших культурных традиций. Не хотелось бы создавать прецедент, который мог бы послужить, скажем так, отталкивающим, негативным примером, для каких-то ещё значимых для музыкальной культуры наших сограждан.

«Нашкодил, мучаешься»

Илья Черкасов также объяснил, почему все извинения в адрес жителей России за сказанное Синайским в феврале звучат из его уст. Артист пока не готов выходить на публику.

— Вчера в разговоре [Василий Синайский] выражал сожаление по этому поводу, просто не готов сегодня напрямую общаться. Тоже можно понять. В детстве бывало — нашкодил, мучаешься, ощущаешь свою неправоту. Но пойти и покаяться — это такая история… Совсем другая, — улыбнулся Илья Черкасов.

Остаётся отметить, что выступление Василия Синайского с оркестром филармонии 4 июня всё-таки не состоится. Тут тоже несколько причин: нужно, во-первых, понаблюдать за настроением зрителей, которые, в конце концов, за этот канселинг ответят рублём и возможностью воочию наблюдать за признанным маэстро. А во-вторых — не хочется разводить дрязги в священном для музыкантов пространстве.

— Страсти на сегодняшний день накалены, и существует достаточное количество людей, которые, на мой взгляд, избыточно эмоционально относятся к людям оступившимся, скажем так. И хочется использовать это интервью как возможность обратиться к людям, настроенным, скажем так, более радикально. Не хотелось бы приносить в этот зал проявления излишних эмоций, тем более проявления физического свойства. Потому что этот зал — у нас в августе планируется большое мероприятие, историческая конференция, посвящённая исполнению Седьмой симфонии в 1942 году, 80 лет 9 августа будет, а вечером большой концерт. В память о тех событиях, и не только о тех событиях, просто это ближайшая история, — из этого зала люди, послушав музыку, люди шли на фронт. Расхожий штамп, но это правда. И на сегодняшний день, конечно, не хотелось бы превращать этот зал в место конфронтации. Поскольку сейчас нам всем нужно единение, безусловно, — заявил собеседник.
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Принимать некоторые решения по поводу дальнейшей судьбы запланированных мероприятий, в том числе и юбилейного концерта дирижёра, «придётся с колёс» — в зависимости от дальнейшего развития событий. Однако не только творческим, но вообще всем людям необходимо давать шанс.

— Эта история — она всё равно вдолгую, и мы должны выходить из неё достойно. Я имею в виду историю не специальной военной операции, а вот это зарастание ран. Надо понимать, что культура будет с точки зрения сближения человеческих отношений на переднем краю. Мы должны по мере сил всё-таки быть гуманнее, тем самым выше. И безусловно, как я уже сказал, отталкивать людей, которые готовы поддерживать нашу сторону во всех смыслах, — это неправильно. Это не по-государственному, — считает Черкасов.

Быть выше и оттого гуманнее между тем ещё недавно не стремились ни в Европе, ни на других континентах. В США отстранили российского дирижёра Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева от выступлений в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Вместо Гергиева дирижировать Венским филармоническим оркестром назначили Янника Незе-Сегена. А петербургских артистов балета отстранили от участия в конкурсе в Лозанне. И таких примеров десятки. Но в последние пару недель температура отношений начала, вроде бы, выходить из минуса. Возможно, поданный Петербургом пример станет вскоре заменившим культуру отмены трендом: ведь искусство должно быть, как уже говорилось сотни раз, вне политики.

ИскусствоТеатрыМузыкаВидео
Новости партнеров