Общество
15:461 июня 2022

Первые уроки: чем обернётся старт второго этапа транспортной модели для Петербурга?

В Смольном заверяют, что второй этап транспортной реформы в Петербурге пройдёт «более плавно», чем первый с учётом его уроков. Между тем, горожане жалуются на проблемы с оплатой и непродуманные маршруты. Чиновники успокаивают: над этим работают.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Первый этап транспортной реформы или новой модели, как её называют в Комитете по транспорту Смольного, стартовал в Петербурге 1 апреля 2022 года. Тогда многие горожане столкнулись с изменением части привычных маршрутов (появилась почти сотня новых), долгим ожиданием транспорта и проблемами с оплатой проезда. Эти явления, к сожалению, всё ещё есть. Чиновники транспортного блока заверяют, что сделали выводы на будущее, и второй этап, который стартует 1 июня, будет менее болезненным для петербуржцев. Новые маршруты введут не всем «пакетом» разом, а постепенно в срок до 1 июля. Разобраться в них жителям города на Неве помогут волонтёры, а ситуация с оплатой уже разрешится. Не исключено, что по такой же схеме будет реализован и третий завершающий этап 15 июля, когда в городе больше не останется привычных маршруток с их «серым» бизнесом.

Пока хватает

Как пояснил 78.ru глава Комитета по транспорту Кирилл Поляков, решение о более плавном введении новых маршрутов было принято с учётом опыта первого этапа.

— Связано это и с тем, что это более удобно, мы концентрируем работу волонтёров на наиболее напряжённых остановочных пунктах. Мы сегодня видели нашего волонтёра, который позволяет людям ориентироваться. Чтобы более плавно войти во второй этап, мы приняли решение, что в течение месяца еженедельно будем вводить дополнительные маршруты и анализировать те жалобы, которые нам поступают, замечания, предложения. У перевозчиков вместе с производителями будет возможность основательно подготовить подвижной состав, — рассказал, в частности, он.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

По словам Кирилл Полякова, несмотря на санкционный режим, пока новой техники городу хватает. Однако есть проблемы с комплектацией, поэтому «график поставки подвижного состава немного сдвинулся».

— Сегодня утром приехало 10 автобусов из Белоруссии, проходят регистрацию. Как только будут готовы, выйдут на рейсы. Мы оказываем содействие производителям, чтобы как можно быстрее комплектация поступила на заводы, и эти автобусы поступили в Петербург, — подчеркнул Кирилл Поляков.

Всего в рамках реформы Петербург получит почти 3000 новых автобусов, будет создан и резерв, необходимый перевозчикам для качественного выполнения транспортной работы.

Как заверяют в Комитете по транспорту, в целом к третьему заключительному этапу город готов, однако не исключено, что пройдёт по аналогичной схеме, как и третий, то есть с постепенным внедрением новых маршрутов.

— Город готов к завершению реформы 15 июля, мы работает с производителями, чтобы они успели поставить весь необходимый подвижной состав. Сегодня по сути уже половина подвижного состава уже в городе, проходит прокатку и адаптацию. Насколько производители смогут соблюсти график поставки, смогу сказать недели через две-три, — отметил Кирилл Поляков.

Что меняется с 1 июня?

Всего в рамках второго этапа в Петербурге будут открыты 20 новых маршрутов, поменяются привычные трассы 12 автобусов, закроется один социальный и 32 коммерческих. Появятся 700 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. Такую технику направят и на маршруты первого этапа.

Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Оплачивать проезд пассажирам придётся самостоятельно любыми проездными, банковскими картами или разовым QR-билетом. Узнать, что в машине нет кондуктора и нет оплаты наличными, можно будет по наличию оранжевых стикеров на дверях. По «Подорожнику» в наземном транспорте в течение часа поездка обойдётся в 40 рублей, вторая — в 10 рублей, а третья и последующие будут бесплатными.

Так, например, в городе появится экспресс- маршрут № 204 от Комсомольской площади до Ломоносова. Автобус № 239 повезёт от Петергофского шоссе к ТК «МЕГА Дыбенко». Как заверяют в Комитете по транспорту, маршрут заменит №К-339, и интервалы в движении в часы пик не будут превышать 15 минут. А на маршруте № 103 можно будет доехать от метро «Проспект Ветеранов» до платформы «Старый Петергоф». Он станет условным аналогом популярной у петербуржцев №К-343.

Автобус № 249 будет везти пассажиров от железнодорожной станции Ручьи до метро «Приморская» с заездом на Петроградскую сторону. Частично он заменит, как считают в Комитете по транспорту, любимую многими горожанами №K-690, связывающую сейчас Приморский район с Василеостровским.

Маршрут автобуса № 147 продлят от Южного кладбища до метро «Московская» и улицы Костюшко. Маршрут № 71 от Двинской улицы до Сенной площади будет больше ехать по Путиловской набережной.

Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

При этом в городе будет ликвидирован социальный маршрут № 372. Раньше он возил горожан из Пушкина в Павловск. Его трассу полностью покроет новый № 252.

Из коммерческих направлений горожане лишатся, например, №К-32, он возил практически через весь город от метро «Приморская» до метро «Ладожская». Его заменят № 222 и № 230.

№К-96 больше не будет возить от станции «Обухово» до метро «Купчино». А от него до улицы Стойкости в Шушарах больше будет не добраться на №К-216. Здесь появится новый маршрут № 256.

От метро «Автово» в популярный летом Петергоф прекратит ездить №К-424. Аналогом станет № 210 и № 204. Также от «Автово» в Ломоносов больше не повезёт №К-424А.

«Сделали бы как в Севастополе…»

Примечательно, на странице Комитета по транспорту в социальной сети «ВКонтакте» горожане как приветствуют отмену маршрутов, так и выступают против такого решения.

— Зачем маршрутки? Надо развивать социальный транспорт, и тогда маршрутки будут не нужны, их сейчас в разы меньше стало, тот же К-76 походу дела подох, не видел его с прошлой недели, — пишет пользователь под ником Александр (орфография и пунктуация здесь и ниже соблюдены авторские — прим. редакции).
Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Организатор перевозок"

Горожанка Маша вспоминает, что на маршруте № 13 по Стартовой улице 29 мая прошло три маршрутки «и только минут через 40 появился социальный автобус». А маршрутчики заявляли, что по льготным проездным билетам они не возят.

— Да хоть на сколько бы растягивали эту транспортную реформу, но сделали бы как в Севастополе, чтобы льготники могли ездить по своим билетам и на маршрутках! — эмоционально высказывается она.

Многие обращают внимание на то, что теперь вынуждены больше времени тратить на поездки.

— Один-единственный социальный автобус 106 — не альтернатива! Его приходится очень долго ждать, и он делает огромный крюк у Полюстровского рынка. Маршрутка же 106 шла прямиком по набережной. Итог: вместо 15 минут на маршрутке до Финляндского вокзала и метро, сейчас мы тратим более часа! чтобы добраться до метро. Есть разница??? 15 минут и час со всеми ожиданиями автобуса, — возмущается пользователь под ником «Анна Линдтнер» (орфография и пунктуация здесь и ниже соблюдены авторские — прим. редакции).

Запомнить в мгновение бортовой номер

Есть много претензий у горожан и по вопросам с оплатой, часто встречают жалобы, что пересадочный тариф не работает, а за вторую поездку в течение часа снова берут 40 рублей.

— Снова при пересадке сняли повторно 40 рублей. Мерзость какая, пересадка работала только первый день. Прекрасно понимаете, что люди не будут связываться из-за такой суммы, Люди зачастую просто не смотрят сколько списалось, а вот я один раз попав посмотрела и уверена, что так происходит если не у всех, то у многих, просто люди не обращают внимание, — пишет Наталья Демидова и уточняет, что пересаживалась именно на наземном транспорте.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Пользователь Сергей Окуневич подтверждает, у него также не сработал пересадочный тариф.

Как добавляет Наталья Демидома, после обращения к чиновникам выяснилось, что ей надо было заранее запомнить бортовой номер машины, что сделать достаточно трудно.

— Наталия Демидова, здравствуйте! К сожалению, в работе бортового оборудования, установленного в салонах некоторых автобусов, происходят сбои. Мы выявляем эти случаи и стараемся оперативно устранить их. В случае некорректной работы валидаторов просим сообщать нам по ссылке: http://orgp.spb.ru/treatment/ Просим указывать номер маршрута и бортовой номер, — подтверждает пользователь под ником «комитет по транспорту».

«Оперативно исправляем»

Как подчёркивает Кирилл Поляков, в ведомстве старались оперативно исправлять все недочёты первого этапа. Уже было обновлено программное обеспечение.

— Эти проблемы ушли в течение недели, жалобы прекратились. Сейчас пересадочный тариф работает стабильно. Бывает, что не срабатывают валидаторы, такие факты есть, когда автобус выезжает с разворотного кольца, только заводится. Чтобы загрузиться валидатору, нужно десять минут, поэтому когда машина приезжает на первую остановку, валидатор ещё не успел загрузиться. Мы сейчас обсуждаем с производителями подвижного состава, как эту проблему убрать. На данном этапе автобусы заводят за пять минут до выезда с кольца. Я думаю, это решится довольно быстро. Но надо понимать, что если возможности оплатить проезд нет, перевозчик везёт пассажиров бесплатно, и это на его стороне проблема, — уверяет Кирилл Поляков.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

По его словам, перевозчиков штрафуют за то, что в том или ином подвижном составе не работает оборудование, поэтому здесь интерес взаимный.

— Штрафы поквартальные, будем разбираться в августе, — обещает чиновник.

Как добавляет Кирилл Поляков, в ведомстве готовы и корректировать неудобные для горожан маршруты.

— Там, где мы видим, что маршрут не востребован, меняем тип автобуса на средний класс. Где видим, что по автобусам идёт переполнение состава, добавляем подвижной состав на такие маршруты. Это происходит и в центре, и в спальных районах. Мы до конца 100% не понимали количество пассажиров, которых перевозили на «К». Это был серый рынок. Там, где востребованность высокая, добавляем автобусы. Мы видим жалобы наших жителей, сами on-line наблюдаем в камеры в автобусах наполняемость и можем её чётко проанализировать, — считает Кирилл Поляков.

Отметим, что самый масштабный ввод новых маршрутов в Петербурге придётся на третий этап, и именно к нему в городе по логике больше не должно остаться маршруток.

Транспорт
Новости партнеров