Прямой эфир

Куда ведут мечты об Италии: финский Плутон едва не похитил российскую Прозерпину

Анна Федорова
8 апреля 2022, 16:20
Финляндия задержала картины из российских музеев, которые везли в родные пенаты после выставок в Италии и Японии. Запад умудряется одновременно «отменять» российское искусство и совершать шаги, которые подчёркивают его ценность.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Культура напрокат

Финляндия едва не наложила руку на российские предметы искусства, которые возвращали в страну после иностранных выставок. Это первый случай подобной попытки конфискации в связи с событиями на Украине. Власти Суоми сразу закивали на Евросоюз и введённые им санкции. Мол, не мы такие, жизнь такая. Захваченное российское музейное добро финны оценили в 42 млн евро. На фоне «арестованных» валютных резервов это немного, куда важнее символическое значение данного шага. Особо стоит заметить, что никакой практической целесообразностью его объяснить нельзя. Картины и мрамор не участвуют в спецоперации, и их временное отсутствие в России никак не поможет остановить конфликт на Украине. То есть, невозможно даже представить, как одно могло бы влиять на другое.

Власти страны пообещали хранить картины, скульптуры и антиквариат с учётом всех требований, предъявляемых в таких случаях. Чтобы ни моль, ни ржа, ни крысы их не испортили. При этом в отделе таможенного контроля заверили, что будут соблюдать международные договорённости о предметах искусства и музейные соглашения, и ни в коем случае не забудут, что имеют дело с собственностью России, которую «рано или поздно» придётся возвращать. Но, конечно, обольщаться после этих слов не было никаких оснований, «рано или поздно» — это может быть и через 200 лет, когда в России построят тот вид демократии, который устроит Брюссель.

Фото: пресс-служба финской таможни
Фото: пресс-служба финской таможни

Но в итоге Финляндия неожиданно передумала уже на следующий день. В Еврокомиссии разъяснили, что добыча финской таможни всё-таки не попадает под санкции. Во всяком случае в пятницу, так как в четверг ещё попадало. Теперь дальнобойщикам, везущим коробки, стоит поторопиться с возвращением, ибо кто его знает, что там разъяснят уже в субботу.

Верните Прозерпину

В руки финской таможни попали экспонаты из Эрмитажа, ГМИИ Пушкина, а также музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село» и «Гатчина». Речь идёт о возвращении предметов искусства, побывавших на нескольких выставках в Японии и Италии. В частности, с декабря петербургские музеи принимали участие в выставке «Гран тур: мечта об Италии от Венеции до Помпеев». Вместе с Национальным музеем Неаполя, лондонской Национальной галереей, Прадо, Лувром, Версалем, Метрополитен-музеем, Галереей Уффици, музеями Капитолия и Ватикана.

В Италию среди прочего отправили экспонаты, которые две с половиной сотни лет назад привезли из Апеннин будущий император Павел Петрович и его супруга Мария Фёдоровна. Среди них и подарок от короля Сардинии — мраморная скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину». Теперь это название, да и вся история приобретают символические черты. Мечтали об Италии, как живом памятнике, общей художественной галерее всего человечества, а нарвались на стража царства мёртвых Плутона с вороватыми ручонками. Но ведь и Прозерпину ему пришлось-таки вернуть.

Во всём виноват Достоевский

Всё это странным образом попадает в общий контекст дискуссий об «отмене» русской культуры. По другую сторону информационного фронта всё чаще раздаются голоса о том, так ли уж хороши Пушкин, Чайковский и Достоевский, если не заставили русских забыть о своих соотечественниках на Украине. В их дневниках и даже в их творчестве теперь старательно ищут «имперские» черты.

Фото: общественное достояние
Фото: общественное достояние

С живым искусством обходятся ещё суровее. Отменяются концерты, закрываются выставки, изгоняются артисты. Причём в числе прочих и те самые, которые ради выступлений готовы повторить любой требуемый набор слов, включающий осуждение спецоперации, как оперная дива Анна Нетребко. В Европе уже давно придумали несуществующие преступления, и обвинили в них всех россиян скопом, включая Пушкина и так называемых противников спецоперации. Отбрехаться не получиться никому.

Конечно, в этой атмосфере культурного «канселинга» нет ничего нового. Более того, можно копнуть совсем глубоко. Точно также в варварских государствах Европы тёмных веков, из которых выросли все современные западноевропейские державы, частично «отменяли» античное искусство. А потом отменяли уже Средневековье под лозунгами возрождения античного наследия. Так что плакать тут вряд ли стоит. Значит, Россию тоже будут открывать заново.

И здесь нельзя не обратить внимания на видимое противоречие. С одной стороны, идея «канселинга» искусства подспудно опирается на представление о том, что не так уж оно и ценно. С точки зрения западных партнёров, разумеется. Но если бы оно недостаточно ценно, тогда какой смысл его арестовывать? Да и сами финны уже подтвердили, что ещё как ценно, даже в тех категориях, которые поймёт любой западник-либерал — целых 42 млн евро.