Культура
12:1126 марта 2022

Псы, пустыни и Апокалипсис: ставки букмекеров и критиков на Оскар-2022

28 марта в театре «Долби» пройдёт 94-я церемония вручения самой престижной кинопремии в мире — Оскар. О том, кто же получит заветные статуэтки, узнал 78.ru у экспертов.
Кадры фильмов "Власть пса", "Не смотрите наверх", "Дюна"/ Фото: Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на коронавирусные ограничения и нестабильную политическую ситуацию, Американская киноакадемия решила не уходить от традиции и провести 94-ю церемонию Оскар в очном формате. Седьмой раз подряд режиссёром премии станет лауреат «Эмми» Гленн Вайс, а ведущими — Эми Шумер, Реджина Холл и Ванда Сайкс. В 2022 году церемония вернётся в своё традиционное место проведения: голливудский театр «Долби».

Утопические миры, абьюз и банды мафиози

Больше всего номинаций получил фильм «Власть пса» Джейн Кэмпион. Драма претендует на 12 наград, включая главные: «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». В центре сюжета — семья американских фермеров, живущих в Монтане в 1920-х годах. История сосредоточена на противостоянии двух братьев и нездоровых отношениях в их семейном кругу. Таким образом, центральными темами картины стали нынче «модные» проблемы абьюзивного поведения мужчин и одиночества среди, казалось бы, самых близких людей. Исполнившие главные роли Бенедикт Камбербэтч, Джесси Племонс и Кирстен Данст также номинированы на Оскар.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Власть пса"/ Фото: kinopoisk.ru

Чуть меньше номинаций досталось «Дюне» Дэни Вильнёва — одной из самых успешных экранизаций легендарного фэнтези Фрэнка Герберта. Первый фильм в антиутопическом цикле «Дюны» рассказывает о распаде знаменитого рода Атрейдесов, посланного править на своевольную, но богатую самым дорогим веществом (меланж) планету Арракис. Эпичные съёмки, невероятная операторская работа и талантливая игра актёра -«открытия» 2021 года Тимоте Шаламе подарили «Дюне» аж 10 номинаций. Правда, восходящей «звезде» не досталось заветной актёрской номинации. Впрочем, по мнению критиков, успех фэнтези в кинопрокате не даёт надежд на победу «Дюны» в главных категориях Оскара.

Третьим лидером по числу номинаций стали британская драма «Белфаст» Кеннета Браны и драматический мюзикл «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, претендующие на семь наград. «Белфаст» рассказывает о детстве самого режиссёра в Северной Ирландии 60-х, его тяготах и личностном становлении. «Вестсайдская история» в свою очередь стала киноримейком легендарной бродвейской постановки о противостоянии двух крупнейших нью-йоркских банд.

Согласно подсчётам экспертов портала «Рейтинг букмекеров», самые высокие шансы на Оскар как раз — у «Власти пса», уже завоевавшей победу в «Золотом глобусе». Правда, помешать фильму стать однозначным лидером церемонии могут «Белфаст» и «Вестсайдская история», также получившая «глобус» как лучший фильм-мюзикл.

Апокалиптичные угрозы и «божественный» Марадонна

Ещё одной «звёздной» премьерой прошлого года стала драма «Не смотрите наверх» с Дженнифер Лоуренс, Леонардо Дикаприо, Мэрил Стрип, Тимоте Шаламе и другими титанами Голливуда в главных ролях. Фильм в первые же дни возглавил топ стриминговой платформы Netflix, собрав миллионы просмотров по всему миру. Причиной такой популярности стал не только яркий актёрский каст, но и «модный» в массовой киноиндустрии сюжет о грядущем Апокалипсисе.

В гротескной сатирической форме режиссёры рассказывают по своей сути трагическую историю двух астрономов, предсказавших приближающийся конец света. Драма в том, что учёные, имея на руках неоспоримые доказательства, не могут убедить ни Белый Дом, ни СМИ, ни окружающих людей в том, что опасная комета врежется в Землю уже через полгода. Общество гораздо больше волнуют новости шоу-биза, чем неминуемая катастрофа. Несмотря на мрачный сюжет, фильм полон юмора и комичных персонажей. В итоге «Не смотрите наверх» претендует на четыре номинации, включая «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». Оскароносные ДиКаприо (за «Выживший»), Лоуренс (за «Мой парень — псих») и Стрип (за «Крамер против Крамера», «Выбор Софи» и «Железную Леди») в этом году остались без номинаций. Несмотря на грандиозный успех фильма в Сети, эксперты считают, что у этой трагикомедии мало реальных шансов получить главный приз.

Также по четыре номинации получила японская драма Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины» об отношениях театрального режиссёра и девушки-водителя и триллер Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров». Кроме того, на награду претендуют подростковая мелодрама «Лакричная пицца» и римейк французской ленты «Семейство Белье» «CODA: ребёнок глухих родителей» о глухонемой семье. За звание же лучшего режиссёра поборются Кеннет Брана, Стивен Спилберг, Джейн Кэмпион, а также Рюсукэ Хамагути и Пол Томас Андерсон («Лакричная пицца»).

Кадр фильма
Кадр фильма "Сядь за руль моей машины"/ Фото: kinopoisk.ru

По мнению кинообозревателя Вероники Скурихиной, из 10 лент-номинантов можно выделить две, реально претендующие на главный приз.

— Это первый Оскар за последние несколько лет, который составлен из очень понятного зрительского кино. Не получится назвать совсем уж зрительским лишь японский фильм «Сядь за руль моей машины». Про остальные ленты сложно сказать, что они фестивальные, «не для всех». Это кино, которое выходило в кинотеатрах или онлайн-стримингах и проходило с успехом. Основная борьба развернётся между «Властью пса» и «CODA: Ребёнок глухих родителей». Оба фильма — зрительские, но если «CODA» находится в более понятной повестке, это скорее подростковая мелодрама, то «Власть пса» чуть более сложная для восприятия, это медленный вестерн. Этот фильм сложно посмотреть, но если вы посмотрели, он потом не вылезает из головы: для меня это признак очень хорошей картины. Остальные фильмы также заслуживают внимания, но по большей части они номинированы, потому что надо было номинировать. Например, народ не простил бы, если бы не номинировали «Дюну», хотя этой картине Оскар даже не нужен. Мне хочется, чтобы главный приз достался картине «Власть пса», чтобы многие посмотрели на неё под другим углом, — говорит эксперт.

Заслуживают внимания и номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В частности фаворит премии — биографическая драма оскароносного Паоло Соррентино «Рука Бога». Фильм рассказывает о бурной неаполитанской юности альтер-эго Соррентино — очаровательного Фабьетто, его колоритной итальянской семье, личной жизненной трагедии, а также роли Диего Марадонны в невероятном «спасении» героя. Конкуренцию «Руке Бога» составят японский фильм «Сядь за руль моей машины», датский «Побег», бутанский «Лунана: Як в классной комнате» и норвежский «Худший человек на свете».

Российская драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки», попавшая в оскаровский шорт-лист, в основной список номинантов не прошла.

Триумф Камбербэтча и возрождение Стюарт

Не менее обсуждаемыми, чем «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», из года в год становятся актёрские номинации. Так, на Оскар за главную мужскую роль претендуют уже упомянутый Камбербэтч, а также Уилл Смит за роль в «Короле Ричарде», Хавьер Бардем — за «В роли Рикардо», Эндрю Гарфильд — за «Тик-так… БУМ!» и Дэнзел Вашингтон — за «Трагедию Макбета».

— Среди моих фаворитов — Бенедикт Камбербэтч, который потрясающе перевоплотился, это настоящее актёрство, а не отработка хорошо известного образа. Его основным соперником является Эндрю Гарфилд, который выдал феерический перфоманс в фильме-мюзикле «Тик-Так...БУМ!», — считает Вероника Скурихина.
Бенедикт Камбербэтч/ Фото: kinopoisk.ru
Бенедикт Камбербэтч/ Фото: kinopoisk.ru

За звание лучшей актрисы поборются Николь Кидман («В роли Рикардо»), Джессика Честейн («Глаза Томми Фэй»), Оливия Колман («Незнакомая дочь»), Пенелопа Крус («Параллельные матери») и Кристен Стюарт («Спенсер»). Букмекеры почти единодушно ставят на победу Уилла Смита и Джессики Честейн в то время, как критики пророчат победу совершенно другим артистам. Так, по мнению экспертов, высокие шансы есть и у Кристен Стюарт, над чьей «пресной» игрой всего несколько лет назад единодушно потешались после выхода вампирской саги «Сумерки». А конкуренцию ей может составить лауреатка Оскара 2005 года Николь Кидман.

— Говоря о лучшей актрисе, здесь также есть две соперницы: Николь Кидман и Кристен Стюарт. Оливию Колман откидываю, потому что она успешно прошлась по Оскару совсем недавно. В данном случае я признаю, что Кидман проделала гигантскую работу, за этим сложным гримом она умудрилась выдать хорошую эмоциональную игру, но самое главное — ей удалось выдать «не Николь Кидман», она не была похожа на свои типичные проявления страдающей, надломленной женщины. Кристен Стюарт также проделала большую работу, перевоплотившись в принцессу Диану и действительно, когда смотришь «Спенсер», сложно понять, где ты видишь актрису, а где — популярные образы Дианы. Проблема этой роли заключается в том, что режиссёр представил Диану уж совсем невротичкой и смотреть на это было тяжело, — поделилась своими прогнозами кинообозреватель.
Кадр фильма
Кадр фильма "В роли Рикардо"/ Фото: kinopoisk.ru

За победу в номинации «Лучший актёр второго плана» будут сражаться Киран Хайндс («Белфаст»), Трой Коцур («CODA: Ребёнок глухих родителей»), Джесси Племонс и Коди Смит-Макфи («Власть пса»), Дж.К. Симмонс («В роли Рикардо»). А на звание лучшей в женской категории претендуют Ариана ДеБос («Вестсайдская история»), Джуди Денч («Белфаст»), Онжаню Эллис («Король Ричард»), Джесси Бакли («Незнакомая дочь») и Кирстен Данст («Власть пса»). Согласно букмерским подсчётам, в этих категориях Оскар заберут Коди Смит-Макфи и Ариана ДеБос.

Стоит отметить, что в 2022 году среди номинантов — один россиянин. Режиссёр-мультипликатор Антон Дьяков претендует на Оскар в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» за творение «Боксбалет», созданное на петербургской студии «Мельница». Правда, на фоне политической ситуации режиссёру не удалось получить американскую визу для выезда на премию.

Кадр мультфильма
Кадр мультфильма "Боксбалет"/ Фото: kino-teatr.ru

94-я церемония вручения премии «Оскар» пройдет 28 марта, в три часа ночи по московскому времени.

Улица РубинштейнаКиноИскусствоЗвездыПремии
Новости партнеров