В Петербурге закрываются или объявляют о приостановке работы иностранные магазины, заводы, заведения общепита. Рикошетом это бьёт и по рынку труда, и по российским поставщикам и партнёрам уходящих компаний. Зависимость петербургской промышленности от импорта также достаточно велика. По оценке главы Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерия Москаленко, она находится в диапазоне от 10% до 70%. Наибольшие проблемы возникают у предприятий с иностранным участием. Особенно острая ситуация с поставками высокотехнологичной продукции и комплектующих. Рушатся логистические цепочки, что порой оборачивается временным дефицитом отдельных категорий товаров или ростом цен. Негативное влияние на ситуацию оказывают и ограничения в финансовом и банковском секторах. Ничего хорошего во всём этом, конечно, нет, но одновременно всякий кризис открывает и окно возможностей. Российские компании попытаются отобрать долю рынка у западных конкурентов, на смену им могут прийти инвесторы с Востока, а ускорившееся импортозамещение сделает российскую экономику более устойчивой и независимой от чужих политических капризов.
На днях сервис SuperJob провёл опрос и выяснил, что 61% россиян поддерживают думский законопроект, предлагающий выставить ушедшим из-за спецоперации западным компаниям ультиматум — или они возвращаются до 1 мая, или покидают российский рынок на 10 лет. Против проголосовали 23% респондентов. Сторонники документа считают, что иностранные компании следует наказать за нелояльность, а отечественный бизнес в целом от этого только выиграет. Любопытно, что «за» чаще голосовали люди с более высоким доходом. Противники считают, что россияне остро нуждаются в качественной импортной продукции и услугах. Особенно когда речь идёт о лекарствах и высоких технологиях. Логика есть в обеих позициях, вот только повлиять на политическую конъюнктуру не так-то просто. А значит, веря в лучшее, следует готовиться к реалистичному сценарию.
Не первым по важности, но одним из самых громких получился уход «Макдональдса», пока временный, так как зарплату сотрудникам продолжают платить. Продукция сети имеет репутацию не самой здоровой, но зато она по карману не самым обеспеченным горожанам. Низкие цены держатся в том числе за счёт высокого оборота. По оценкам «РБК Исследования рынков», сети в Петербурге принадлежит порядка 20% рынка общепита. Ещё 10% у KFC и Pizza Hut.
Национальная ассоциация кулинаров России объявила о планах по созданию технологической карты с готовыми меню на основе традиционных русских рецептов. Предполагается, что их смогут использовать новые сети общепита. Завершить создание карты планируется за три месяца. К примеру, бургеры предлагается заменить на «варежку» — разрезанную булочку с начинками, а «Кока-колу» — на лимонад на травах. Пока звучит не слишком серьёзно, как и в целом разговоры о создании российского аналога «Макдональдс». Тем более что сети фастфуда на основе русской кухни уже есть. Наверняка они отхватят какую-то долю рынка, но потенциал их роста имеет предел.
Много разговоров ведётся также о фудтраках и в целом о малом бизнесе с уникальными крафтовыми рецептами. В Петербурге на фоне пандемии в прошлом году открылось больше заведений общепита, чем закрылось, а по количеству баров и ресторанов на душу населения город в 1,5 раза опережает Москву. В то же время ожидать появления большого количества новых бизнесменов вряд ли стоит, всё-таки порог входа достаточно высок даже с учётом уже озвученных мер поддержки. При этом рынок испытывает всё больше давление со стороны магазинов, продающих готовую еду.
На этом фоне стало известно о том, что Союз торговых центров ведёт переговоры с ближневосточными и азиатскими игроками. В частности, на российский рынок может выйти турецкая компания Chitir Chicken, работающая уже в 17 странах. Также в фокусе бренды фастфуда из Китая, Индии и Бразилии.
Наверное, проще всего будет пережить уход американских соцсетей, которые в последние годы превратились ещё и в маркетплейсы и пользовались большой популярностью среди российских предпринимателей, особенно в сегменте самозанятости и микропредприятий. «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram за три недели резко увеличили количество подписчиков. Созданная в Петербурге сеть «ВКонтакте» уже пытается монетизировать этот тренд — она объявила о запуске направления поддержки малого и среднего бизнеса. Предпринимателям обещают помочь с настройкой страницы и организацией дела на платформе «Бизнес ВКонтакте», а также с бесплатным сайтом вида vk.link. Сервис VK Pay принимает карты любых российских банков, что актуально на фоне сложностей с иностранными маркетплейсами, а предприниматели в свою очередь могут бесплатно подключить функцию доставки по России через Boxberry или СДЭК. Это особенно актуально в виду стабильного роста онлайн-продаж, который лишь ускорился за время пандемии. В соцсети утверждают, что только за последние недели к платформе присоединились 300 тыс. новых предпринимателей. Их общее число достигло 2 млн.
Одновременно было объявлено о запуске аналога Instagram*, запрещённого по требованию Генпрокуратуры и признанного экстремистским из-за одобрения угроз в адрес российских пользователей. Новая сеть Rossgram, согласно заявлениям создателей, будет обладать тем же функционалом. Там можно будет публиковать посты и фото, а также вести бизнес. Проект запускают Кирилл Филимонов и Александр Зобов. Последний учился на филфаке СПбГУ, а его научным руководителем был отец самого Павла Дурова. С запуском новой платформы обещают не тянуть, он намечен уже на 28 марта.
Впрочем, в целом ситуация в IT выглядит достаточно сложно. Заметную долю рынка труда в Петербурге формировали иностранные компании, которые теперь перевозят офисы. Ярче всего картину обрисовала глава InfoWatch Наталья Касперская, заявившая о «табунах айтишников», помчавшихся «куда-то» в марте. По оценке руководителя Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плутогаренко, уже уехали 50-70 тыс. специалистов, и ещё 100 тыс. находятся на низком старте.
Своеобразным символом исхода стала позиция гордости петербургского IT-сектора — компании JetBrains. Той самой, что создала новый перспективный язык программирования с приятным каждому петербуржцу названием Kotlin. Речь идёт о закрытии офисов, релокации сотрудников, прекращении продаж россиянам и блокировке клиентов, попавших под санкции. Впрочем, о каком-то политическом демарше речи не идёт. В письмах, разосланных клиентам, компания приносит извинения и отмечает, что это происходит «не по её вине». Головной офис JetBrains расположен в Чехии, поэтому продажи, как признались в JetBrains, «невозможны с точки зрения операционной деятельности», но дело, судя по всему, не только в этом. Ставку на Kotlin ранее сделали в Google, новый язык изучают разработчики приложений под Android со всего мира. Рвать все связи — рубить сук, на котором сидишь. В конце концов текущее напряжение не будет длиться вечно.
Минцифры подготовило законопроект об отсрочке от армии для сотрудников IT-компаний. Также им светят льготная ипотека, кредиты и заметно увеличившиеся в объёмах гранты. Впрочем, вопрос об отсрочке пока вызывает споры. Скажем, замглавы Минпромторга Василий Шпак предлагает взамен создать кибервойска при Минобороне. Это особенно актуально на фоне участившихся атак на российскую цифровую инфраструктуру. В Петербурге средние и малые IT-компании, использующие упрощённую систему налогообложения, тоже получат возможность снизить издержки. Такую поправку в среду во втором чтении внесли в законопроект «О налоговых льготах».
IT-сектор в ближайшее время получит серьёзный импульс и со стороны госзаказа, так как в области программного обеспечения импортозамещение особенно актуально. Упор на цифровизацию бизнеса и остальных сфер общественной жизни, ускорившийся на фоне пандемии, также никто не отменял. Похоже, в ближайшее время создание российского аналога той или иной программы или сервиса станет важной темой для новых инфоподов в отрасли.
Что до демарша Microsoft и других крупных производителей ПО, то он не так фатален. Представители отрасли отмечают, что опенсорсное программное обеспечение поможет массовому пользователю справиться с большинством существующих проблем. Конечно, к операционной системе на основе Linux придётся привыкать, но она практически полностью дублирует привычный функционал Windows. А, к примеру, офисные программы из пакета OpenOffice и вовсе с точки зрения интерфейса отличаются от аналогичного набора Microsoft лишь в деталях. Опенсорсные аналоги есть у продукции Adobe, Corel и других известных компаний.
Куда сложнее дела обстоят с банковскими санкциями. После ухода Visa и MasterCard петербуржцы активно оформляют карты Мир и китайской платёжной системы UnionPay, но они работают далеко не всегда и везде. На бизнес-уровне всерьёз обсуждается обход ограничений с помощью криптовалют. На этом фоне ФАС разработала законопроект, легализующий параллельный импорт. Это ввоз продукции с товарным знаком без разрешения правообладателя.
В большинстве ситуаций решение проблем потребует времени, но ситуация не выглядит фатальной. Безнадежно выглядит пока лишь судьба кинотеатров после запрета на показы продукции крупнейших западных киностудий. Даже в сравнении с далеко не пиковым январём трафик в петербургских кинотеатрах просел на две третьих. Надежды на то, что вакуум заполнят фильмы Индии и Южной Кореи, выглядят утопично. Скорее начавшийся ещё во время пандемии отток аудитории в сторону стриминговых сервисов и пиратских сайтов лишь ускорится.
*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.