В преддверии 8 Ммарта мастера салонов красоты обычно работают на износ. Женщины делают не только праздничный маникюр и причёски, но и глобально готовятся к весне: делают пилинги и чистки лица, стрижки и эпиляцию, а то и вовсе создают себе новый имидж. В этом году стилисты и косметологи работают без надрыва. В начале марта салоны красоты не досчитались огромного количества клиентов.
— Отток больше чем на 50%, — рассказала в интервью 78.ru парикмахер и владелица сети студий красоты «Анри» Анна Михайлова. — По сравнению с 2019 годом всё упало в четыре раза. У нас на март обычно полная запись, вы представляете: перед 8 Марта, весна, все снимают шапочки… А сейчас, если у мастера обычно запись десять человек в день, то сегодня — два. Вот и посчитайте.
Ранее амбассадор Ассоциации предпринимателей индустрии красоты в Петербурге Ляля Садыкова сообщила, что салоны красоты не досчитались в начале весны 40% посетителей, если сравнивать с прошлым годом.
Падение спроса идёт рука об руку с невиданным ростом цен на косметику и расходные материалы, без которых мастера салонов красоты не могут работать. Дело в том, что большая часть всей косметики, которую используют сейчас в салонах красоты, поставляется из-за рубежа.
Санкции и уход многих иностранных поставщиков с российского рынка из-за текущих внешнеполитических событий нанесут российской индустрии серьёзнейший удар. Опомнятся и вернутся в строй после него далеко не все. Насколько же российская индустрия красоты завязана на иностранных поставщиков и зарубежную косметику?
— Завязана очень сильно, я думаю, процентов на 70, — рассказала Анна Михайлова.
А вот по мнению Ляли Садыковой, эта доля ещё больше и доходит до 90%. На данный момент немецкий бренд лаков Luxio, с которым сотрудничают многие маникюрные салоны, приостановил отгрузку товара. Затаились и другие поставщики. В этой ситуации особенно серьёзным ударом стал резкий рост цен на косметику отечественных брендов.
— Российские производители уже подняли цены на свою продукцию в два раза, — рассказала Анна Михайлова. — Я думаю, это связано с тем, что у них компоненты не отечественного производства.
Тем не менее, именно на известный отечественный бренд — Estel — парикмахеры и стилисты рассчитывали до последнего. В самом начале марта бренд взвинтил цены на 100%. После массового недовольства цены снизили, оставив на уровне +50% к старым.
— Я считаю, что в текущей ситуации это нож в спину, это дестабилизирует ситуацию. Те, от кого мы ждали поддержки, рассчитывали, что сможем опереться на наши национальные бренды, воткнули нам такой нож в спину!
На сайте интернет-магазина Estel можно увидеть сообщение о том, что его сотрудники не справляются с обработкой поступивших заказов:
«Спрос сейчас колоссальный, не подлежащий анализу, люди покупают не сколько им нужно, а сколько есть. Поэтому многие позиции неожиданно заканчиваются. <…> Плюс количество заказов превышает обычное в три-четыре раза. Сотрудники работают по 12 часов, чтобы обработать ваши заказы».
Не все мастера и салоны могут позволить себе роскошь закупиться косметикой и расходниками заранее, тем более по столь высокой цене. Как правило, такие закупки производятся в кредит, но сейчас многие поставщики отказались продавать товар на старых условиях и требуют оплаты здесь и сейчас.
— Мы честно закупили какое-то количество продукции, сколько успели, потому что склады отгружали зарубежную продукцию ещё по старым ценам, а дальше уже будем смотреть. Мы сделали это на кредитные деньги, потому что никаких денежных запасов у салонов красоты нет, — рассказала Анна Михайлова.
Чем будут пользоваться мастера, если зарубежная косметика исчезнет или станет катастрофически не по карману?
— Честно говоря, не знаю. Я работаю на Wella 25 лет… Пойду в «Улыбку радуги» покупать «Ириду» (российский бренд краски для волос — прим. авт.), — грустно шутит владелица студий красоты «Анри».
Владелец одного из петербургских салонов красоты Дмитрий Лавров считает, что выжить на отечественной косметике можно — хоть и придётся смириться с совершенно другим качеством:
— Цепочки производства в России есть, они довольно неплохие, но это не то качество, к которому мы привыкли. Но, мне кажется, нам придётся вернуться на землю и брать то, что есть.
У представителей индустрии есть и другие идеи:
— Единственное, на что у нас есть надежда, — что у нас есть Китай и он выйдет на передовую, — поделилась мыслями с телеканалом «78» совладелица салона красоты Юлия Донцова. — Мы и раньше достаточно часто закупались мелким расходным материалом в Китае. Но, конечно, из-за того, что прекращаются поставки из других источников, на Китай может быть больше спрос, и это повысит цены.
Есть и ещё одна проблема, связанная с бюджетным сегментом beauty-индустрии. Как рассказала Ляля Садыкова, в недорогих барбер-шопах часто работают мигранты, которые с конца февраля сами стали увольняться и уезжать в родные страны. Эксперт связала это с тем, что многие отправляли заработанные деньги семьям в родные страны — а сейчас с переводами за рубеж складывает сложная ситуация.
Что же ждёт индустрию красоты в ближайшее время? Представители бизнеса уверены: время будет тяжёлое, переживёт его не каждый салон, но, всё равно, beauty-индустрия выживет и выкрутится. Хотя, конечно, изменится довольно сильно.
— Поживём — увидим. Клиенты, в принципе, готовы платить за качественный продукт. Будут реже краситься, это факт, — считает Анна Михайлова. — Пандемия научила самостоятельно закрашивать всех фломастером седые проборы.
Другим признаком времени, по мнению предпринимательницы, станет очередная волна «ухода на дом» мастеров:
— Из-за пандемии народ ушёл по квартирам, сейчас ещё больше уйдут. Тогда на дом ушли в два раза, теперь ещё в два раза уйдут. Салоны начнут просто схлопываться по объективным причинам. Выгоднее будет работать дома, мастеру мыть голову клиентам в раковине, клиентам покупать один тюбик, не будет возможности иметь широкую палитру…
Кроме того, первыми уйдут с рынка салоны и мастера, предоставляющие дополнительные услуги. В этом уверен доцент кафедры менеджмента СЗИУ РАНХИГС и кандидат экономических наук Давид Тереладзе:
— Такие услуги, как парикмахерские, всегда нужны, это как хлеб и вода, от них нельзя отказаться. А вот те салоны, которые специализируются на дополнительных услугах, от которых можно отказаться, вот они в первую очередь пострадают.
Конечно, женщины во все времена находили способы быть красивыми, делали причёски с помощью мебельного лака и подводили брови углём — а значит, спрос на услуги парикмахеров вряд ли исчезнет совсем. А вот увеличивать губы и делать те же салонные пилинги, скорее всего, станут намного реже.
— Мы всё равно думаем, что спрос на услуги beauty-индустрии будет большой, — считает совладелица салона красоты Татьяна Донцова. — Так было и в пандемию, спрос был, спрос останется, потому что beauty-сфера — это такая сфера, которая всегда нужна девушкам.