Экономика
09:055 марта 2022

Западный исход: что означает закрытие PRISMA и как подорожают продукты для петербуржцев?

Слухи об уходе финской PRISMA из Петербурга ходили годами. Теперь сеть официально закрывается. Финский Fazer останавливает поставки шоколада. 78.ru разбирался, как это отразится на петербуржцах и каковы истинные причины исхода западного бизнеса.
Фото: vk.com/prisma

Уход шведской IKEA из России 3 февраля стал шоком для многих петербуржцев. Некоторые горожане вплоть до самого закрытия магазинов сети сметали всё подряд с полок. Утром 4 декабря стало известно, что финский застройщик YIT больше не будет вкладывать инвестиции в российские активы и закупать отечественные стройматериалы. Шведская Bonava расписалась честно: деятельность в РФ будет прекращена, хотя все объекта обещают достроить. В обед настал «час» заявлений продуктового ритейлера PRISMA, который, впрочем, мучительно анализировал перспективы своей работы в Петербурге в свете засилия крупных отечественных сетей в городе задолго даже до пандемии. Соотечественников поддержал Fazer, тоже родом из Суоми, но только в части поставок в Россию кондитерской продукции. Производство хлебобулочных изделий в Северной столице сохраняется. 78.ru припомнил других западных продуктовых ритейлеров в городе и финских производителей и постарался выяснить, собираются ли они сворачивать бизнес.

Закрытие без даты

Свою деятельность в России PRISMA прекращает в рамках решения финского холдинга S-Group, владеющего также тремя отелями Sokos в Петербурге. Они также отправятся на закрытие. Всего в городе у PRISMA насчитывается 16 магазинов. Сейчас в холдинге прорабатывают конкретную дату закрытия объектов. Пока она не неизвестна. По факту магазины пока работают как обычно. Всего в них пока трудится около 1000 человек.

Фото: vk.com/prisma
Фото: vk.com/prisma

В Fazer предоставили ещё меньше конкретики, зато, как теперь полагается, сделали громкое политическое заявление. В рамках беседы с петербургским отделением пресс-служба компании выяснилось, что речь идёт об остановке поставок в Россию шоколада и других кондитерских изделий.

— Наши заводы работают без перебоев, — кратко добавили там.

Последние могикане?

Отметим, что кроме PRISMA в Петербург осталось только два крупных западных игрока в сфере продуктового ритейла.

Как сообщили в пресс-службе Metro cash and carry (немецкая сеть, имеет три точки в Петербурге), ритейлер продолжает работу в России, закрытие торговых центров не планируется.

— Все магазины METRO работают в обычном режиме. Мы предусмотрели необходимый запас товаров и отлаживаем цепочки поставок. Отгрузки компаниям ресторанного и гостиничного бизнеса продолжаются в прежнем режиме, согласно существующим договорённостям. Сейчас наша основная работа и ответственность — следить за тем, чтобы на полках было достаточно товаров, поставки были стабильными, а цены — разумными, — заявили там.
Фото: vk.com/mirmetrorussia
Фото: vk.com/mirmetrorussia

Во французской Auchan сначала выразили готовность прокомментировать ситуацию, но затем предложили её «понять». Здесь важно отметить, что эта сеть, наряду c DIY-ретейлером Leroy Merlin, и игроком рынка fasion-индустрии Decathlon входит в группу Adeo.

В Leroy Merlin ещё вчера, 3 февраля, уверяли: всё работает в штатном режиме.

При этом не отвечают за звонки и запросы пресс-секретари финских Tikkurila, Nokian Tyers и Valio.

Прощание с акциями

Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, в самом по себе уходе RRISMA в обычной ситуации ничего бы и не было.

— Эта сеть занимала 1—1,5% рынка. Её ухода никто бы на себе бы и не почувствовал за исключением любителей финских товаров. Гораздо важнее то, что с понедельника, 28 февраля, дистрибьюторы под разными предлогами начали задерживать поставку товаров. Делается это под разными предлогами. Кто-то «ведёт» инвентаризацию на складе, кто-то подсчитает прайс. Но делается всё с одной целью: отложить поставки до того, как всё ещё больше подорожает. Между тем, некоторые поставщики уже прислали прейскуранты, где разные позиции подорожали уже в среднем на 25—50%, — констатировал он.
Фото: vk.com/prisma
Фото: vk.com/prisma

По словам Александра Мышинского, на 90% подорожали салатные смеси, на 53% в цене подскочили крабовые палочки. Не сильно — на 5%, но выросли расценки на мясо. Кондитерская продукция подорожала на 15%.

— Тот же Fazer сейчас экстренно распродаёт товар с значительным дисконтом. Его на пару месяцев хватит, — поделился Александр Мышинский.

Coca-cola, Pepsi растут в цене в марте на 10%, в апреле — ещё на 10%. Вино подорожает в среднем на 50%. Цены на бытовую химию обещают скакнуть на треть. По-прежнему идет полный провал с поставками сахара.

— Не секрет и то, что те же чипсы Lays производятся на Украине. Их запасов хватит на пару дней. Стремительно дорожают и фрукты, хотя крупные федеральные сети пока стремятся держать на них них цены. Мы с повышением цен тоже будем держаться до последнего, — пообещал Александр Мышинский.

Эксперт обращает внимание, сейчас всех беспокоит то, что логистические цепочки продолжают стремительно разрушаться. На этом фоне Александр Мышинский не исключает, что уже после праздников даже крупные федеральные сети откажутся от акций и скидок.

Дело в прагматике

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков также считает, что ситуация в продовольственной сфере начинает усугубляться, хотя запасы пока ещё есть.

— Что же касается ухода PRISMA и IKEA —это не экономика, не политика, а прагматика. Работа в РФ для западных стран стала для них токсичной. Они исходят не из того, что не теряют российский рынок, но думают, что им, прежде всего, надо сохранить домашние. Мне рассказывали знакомые, что в Германии, где есть крупная российская диаспора, в магазинах и их стенах появились надписи: «не покупайте русские товары и товары у русских». Фурам, как только они пересекают границу с Польшей, начинают прокалывать шины, при выезде из Калининграда в Литву бьют стёкла на ходу, и это только начало. Западные компании отчётливо понимают, что если не уйдут, то понесут огромные потери у себя дома, — поясняет аналитик.
Фото: Ivan Makeev/globallookpress.com
Фото: Ivan Makeev/globallookpress.com

По словам Ивана Федяков, у той же IKEA выручка от России была 7—8%, а до 90% доходов она получала в других регионах. У Prisma по Европе открыто около сотни магазинов, а в РФ, в Петербурге в частности, всего 16. При этом в отношении оставшихся западных компаний эксперт предпочитает использовать словосочетание «пока работают».

ЕдаПродуктыБизнес
Новости партнеров