La Catedral – футуристический храм новой мистической религии, созданной американским художником Porkchop. Над проектом этого «храма» художник работал 15 лет – и вот, наконец, он открыл свои двери 18 февраля на втором этаже музея современного искусства «Эрарта».
Дверей в этом «храме», правда, нет: на входе вас встретят два сверкающих золотом иконографических изображения существ, названных художником «Служителями». Далее, через красно-белые эллиптические порталы вы попадаете в настоящий храм, полный странных божеств и других необычных созданий.
Экспозиция, помимо порталов и саркофагов, включает четырнадцать основных экспонатов. Как только вы пройдёте портал, вас встретит Элизиум – существо с женским телом и тремя лицами на одной, весьма изящной голове.
– Это достаточно распространенный символ трёх времен: прошлого, настоящего и будущего, – рассказал художник в интервью 78.ru.
Чуть дальше, за углом прихожан и гостей встретит Заямара – полуженщина-полузмея с широко расправленными чёрно-золотыми крыльями и человеческими черепами на головном уборе. Заямара – переосмысленный художником образ ацтекского бога-создателя Кетцалькоатля. Именно его южноамериканские индейцы представляли в виде пернатого змея. Да и сам Porkchop признался в беседе с 78.ru, что именно Кетцалькоатль – его любимец среди всех ацтекских богов:
– Мне всегда нравились те религии, у которых есть обширный пантеон. В политеистических религиях больше разнообразия. Что до ацтекского пантеона, наверное, мой фаворит – Кетцалькоатль, пернатый змей, самый сложный и разнообразный.
Американский художник Porkchop стал известен благодаря своим масштабным муралам на набережных Асбери Парка – небольшого приморского городка в штате Нью-Джерси. С тех пор прошло много лет, и, хоть художник до сих пор живёт в Асбери Парке, его работы путешествуют по всему миру. Вот и зимой 2022 года из-за океана в Россию приехал целый мир, созданный Porkchop.
И это не только скульптуры, но также иконографические работы и тексты. При входе в футуристический «храм» вы увидите большое полотно с проникновенным текстом об одиночестве и пустоте – и это тоже часть экспозиции, которую автор продумывал полтора десятилетия.
Все скульптуры в этом «храме» наделены женскими телами, а их лица раскрашены по примеру мексиканской богини смерти Санта Муэрте (Святой Смерти). Именно мексиканский праздник мёртвых и культы южноамериканских индейцев вдохновили автора на эту работу.
– Меня всегда очень интересовали культуры разных древних народов, древние цивилизации, уже ушедшие, – рассказал художник журналистам на пресс-конференции в «Эрарте». – Например, древнеегипетская, шумеро-аккадская, культуры древних народов Латинской Америки: майя, ольмеков, например. И в каждой из этих работ – своеобразная смесь влияний всех этих культур.
Двухметровые стройные фигуры кажутся то вышедшими из очень страшных индейских сказок, то пришедшими в наш мир из далёкого будущего. Три красно-чёрных саркофага в центре экспозиции похожи на порталы, из которых выходят божества будущих времён. Одно из них – Легкомысленность, и за его красивым личиком скрывается огромная оскаленная пасть, другое – Диада, явно намекает на двойственность человеческой натуры. И, наконец, Сетесуяра – существо, настолько устремлённое ввысь, что его лицо просто отрывается от черепа.
Несмотря на мексиканско-индейские корни его работ, автор подчёркивает:
– Мне хотелось бы, чтобы эти существа не имели никакой расовой и национальной принадлежности, были бы универсальными.
Примерно то же он говорит и о религии, которая могла бы создать подобный храм:
– Мне, наверное хотелось бы видеть религию, в которой каждому есть место, и в которой не так уж много запретов.
Все фигуры на выставке La Catedral художника Porkchop расписаны странными символами. Что же означают эти знаки? Может быть, это забытый древний язык? Вот что рассказал о таинственных знаках автор:
– В своих проектах я очень часто работаю с текстами и со шрифтами, мне это очень нравится. Для этого проекта я придумал свой алфавит. Это полностью придуманные буквы, я их использую скорее как элемент дизайна, никакого конкретного значения за ними не стоит. Задумка была такая: зритель расшифрует их смысл сам, и, возможно, ему так будет интереснее, и он так почувствует большую связь с этими работами.
Леттеринг – один из любимых видов искусства художника Porkchop. О том, что он стал известен благодаря масштабным муралам, мы уже говорили, но и в других своих работах он использует это популярное в наши дни направление. Porkchop – мультидисциплинарный художник, начинавший когда-то с граффити. Но как же он пришёл к скульптуре?
Все свои работы он сам отливает в специальных, им же созданных формах. Но начиналось всё проще:
– Изначально, когда я только стал создавать трёхмерные скульптуры, я действительно использовал манекены. Я их переосмысливал, что-то поверх них рисовал… А потом я стал уходить от использования манекенов полностью, добавлял к ним какие-то части, которые отливал вручную, и постепенно возникали какие-то объекты, которые отливались вручную с нуля.
Сейчас процесс создания скульптур после отливки выглядит так, пояснил Porkchop:
– Части соединяются с помощью стекловолокна, потом сверху покрываются смолой, краской, я рисую на них какие-то узоры, в итоге, при довольно простой форме достигаю такого крупномасштабного эффекта.
Цветовая гамма всего «храма» основана на трёх цветах: чёрном, белом и золотом. И это не случайно. Как подчеркнул художник, такая цветовая лаконичность позволяет сделать работы более эффектными, а воздействие их на зрителя – более «сильным и универсальным».
Отдельно Porkchop рассказал о смысле золота в его работах:
– Использование золота не случайно: во-первых, золото очень любили и часто использовали представители упомянутых древних культур, во-вторых, золото имеет яркие и прочные ассоциации с религиозным контекстом и с иконографией.
Однако золотые элементы на скульптурах и картинах художника – это не обычная краска, а настоящее сусальное золото. И это – тоже не просто так, пояснил Porkchop:
– Я совершенно сознательно использую сусальное золото, потому что с ним работать сложнее. Краску просто накладываешь слоями, а сусальное золото – очень хрупкие листочки, их нужно накладывать один за другим, это очень сложный и кропотливый процесс. Он сродни, наверное, какой-то религиозной практике, похожей на молитву.
Не просто так и фигуры «Служителей» этого мистического культа представляют собой скульптуры с полыми телами – от сердца до живота.
– Это своего рода визуальная метафора, – рассказал автор. – Эти создания могут рассматриваться как паломники или последователи какой-то религии. Во многих традиционных религиях верующий человек должен полностью отказываться от каких-то внутренних мотивов, от себя практически, чтобы его наполнила вера…
А вот в случае с религией Porkchop, где «каждому есть место», каждый может наполнить себя тем, чем хочет.
Несмотря на своё увлечение мексиканским культом Санта Муэрте и ацтекскими ритуалами, сам 52-летний художник, по его признанию, ни разу не был в Мексике, не посещал празднование Дня мёртвых и древние сооружения ацтеков и индейцев майя. Но однажды он всё же планирует на это решиться:
– Очень хотелось бы. Особенно хотелось бы увидеть древние храмы Теночтитлана (город-государство ацтеков – прим. авт.) и майянские памятники.
Интересно, что, в отличие от приверженцев культа Санта Муэрте, художник Porkchop не видит смерть в образе женщины, а причина того, что все его скульптуры имеют женские фигуры, намного проще:
– Когда я создаю скульптуры, мне приятнее работать с женскими формами, они и привлекательнее, и выразительнее, на мой взгляд. Но, наверное, я не стал бы персонифицировать смерть как женщину.
Напоследок художник рассказал, почему же он носит такой странный псевдоним – Porkchop, то есть, дословно, «свиная отбивная». Как оказалось, всё просто и забавно:
– Уличные художники обычно не выбирают себе псевдонимы. Часто их называют по тому, что они рисуют. И я поначалу рисовал на стенах свиные отбивные. Кто-то стал называть меня Свиной отбивной, так и пошло.
Выставка художника, который начинал свой путь к мистической религии со свиных отбивных, будет открыта для новых «прихожан» в «Эрарте» до середины июня.