Культура
16:5918 февраля 2022

Храм пернатой змеи и золотых женщин: в «Эрарте» открылась выставка художника Porkchop

Американский художник Porkchop создал мистическую религию без заветов, собственный алфавит без смысла и целый храм со скульптурами и иконами, вдохновившись культами ацтеков. 18 февраля выставка-храм La Catedral открылась в «Эрарте».
Фото: 78.ru

Вас встречают Элизиум и Заямара

La Catedral – футуристический храм новой мистической религии, созданной американским художником Porkchop. Над проектом этого «храма» художник работал 15 лет – и вот, наконец, он открыл свои двери 18 февраля на втором этаже музея современного искусства «Эрарта».

Дверей в этом «храме», правда, нет: на входе вас встретят два сверкающих золотом иконографических изображения существ, названных художником «Служителями». Далее, через красно-белые эллиптические порталы вы попадаете в настоящий храм, полный странных божеств и других необычных созданий.



Экспозиция, помимо порталов и саркофагов, включает четырнадцать основных экспонатов. Как только вы пройдёте портал, вас встретит Элизиум – существо с женским телом и тремя лицами на одной, весьма изящной голове.

– Это достаточно распространенный символ трёх времен: прошлого, настоящего и будущего, – рассказал художник в интервью 78.ru.

Чуть дальше, за углом прихожан и гостей встретит Заямара – полуженщина-полузмея с широко расправленными чёрно-золотыми крыльями и человеческими черепами на головном уборе. Заямара – переосмысленный художником образ ацтекского бога-создателя Кетцалькоатля. Именно его южноамериканские индейцы представляли в виде пернатого змея. Да и сам Porkchop признался в беседе с 78.ru, что именно Кетцалькоатль – его любимец среди всех ацтекских богов:

– Мне всегда нравились те религии, у которых есть обширный пантеон. В политеистических религиях больше разнообразия. Что до ацтекского пантеона, наверное, мой фаворит – Кетцалькоатль, пернатый змей, самый сложный и разнообразный.

Религия без запретов с лицом Санта Муэрте

Американский художник Porkchop стал известен благодаря своим масштабным муралам на набережных Асбери Парка – небольшого приморского городка в штате Нью-Джерси. С тех пор прошло много лет, и, хоть художник до сих пор живёт в Асбери Парке, его работы путешествуют по всему миру. Вот и зимой 2022 года из-за океана в Россию приехал целый мир, созданный Porkchop.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

И это не только скульптуры, но также иконографические работы и тексты. При входе в футуристический «храм» вы увидите большое полотно с проникновенным текстом об одиночестве и пустоте – и это тоже часть экспозиции, которую автор продумывал полтора десятилетия.

Все скульптуры в этом «храме» наделены женскими телами, а их лица раскрашены по примеру мексиканской богини смерти Санта Муэрте (Святой Смерти). Именно мексиканский праздник мёртвых и культы южноамериканских индейцев вдохновили автора на эту работу.

– Меня всегда очень интересовали культуры разных древних народов, древние цивилизации, уже ушедшие, – рассказал художник журналистам на пресс-конференции в «Эрарте». – Например, древнеегипетская, шумеро-аккадская, культуры древних народов Латинской Америки: майя, ольмеков, например. И в каждой из этих работ – своеобразная смесь влияний всех этих культур.

Двухметровые стройные фигуры кажутся то вышедшими из очень страшных индейских сказок, то пришедшими в наш мир из далёкого будущего. Три красно-чёрных саркофага в центре экспозиции похожи на порталы, из которых выходят божества будущих времён. Одно из них – Легкомысленность, и за его красивым личиком скрывается огромная оскаленная пасть, другое – Диада, явно намекает на двойственность человеческой натуры. И, наконец, Сетесуяра – существо, настолько устремлённое ввысь, что его лицо просто отрывается от черепа.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Несмотря на мексиканско-индейские корни его работ, автор подчёркивает:

– Мне хотелось бы, чтобы эти существа не имели никакой расовой и национальной принадлежности, были бы универсальными.

Примерно то же он говорит и о религии, которая могла бы создать подобный храм:

– Мне, наверное хотелось бы видеть религию, в которой каждому есть место, и в которой не так уж много запретов.

От муралов к скульптуре

Все фигуры на выставке La Catedral художника Porkchop расписаны странными символами. Что же означают эти знаки? Может быть, это забытый древний язык? Вот что рассказал о таинственных знаках автор:

– В своих проектах я очень часто работаю с текстами и со шрифтами, мне это очень нравится. Для этого проекта я придумал свой алфавит. Это полностью придуманные буквы, я их использую скорее как элемент дизайна, никакого конкретного значения за ними не стоит. Задумка была такая: зритель расшифрует их смысл сам, и, возможно, ему так будет интереснее, и он так почувствует большую связь с этими работами.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Леттеринг – один из любимых видов искусства художника Porkchop. О том, что он стал известен благодаря масштабным муралам, мы уже говорили, но и в других своих работах он использует это популярное в наши дни направление. Porkchop – мультидисциплинарный художник, начинавший когда-то с граффити. Но как же он пришёл к скульптуре?

Все свои работы он сам отливает в специальных, им же созданных формах. Но начиналось всё проще:

– Изначально, когда я только стал создавать трёхмерные скульптуры, я действительно использовал манекены. Я их переосмысливал, что-то поверх них рисовал… А потом я стал уходить от использования манекенов полностью, добавлял к ним какие-то части, которые отливал вручную, и постепенно возникали какие-то объекты, которые отливались вручную с нуля.

Сейчас процесс создания скульптур после отливки выглядит так, пояснил Porkchop:

– Части соединяются с помощью стекловолокна, потом сверху покрываются смолой, краской, я рисую на них какие-то узоры, в итоге, при довольно простой форме достигаю такого крупномасштабного эффекта.

Работа с золотом как молитва

Цветовая гамма всего «храма» основана на трёх цветах: чёрном, белом и золотом. И это не случайно. Как подчеркнул художник, такая цветовая лаконичность позволяет сделать работы более эффектными, а воздействие их на зрителя – более «сильным и универсальным».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Отдельно Porkchop рассказал о смысле золота в его работах:

– Использование золота не случайно: во-первых, золото очень любили и часто использовали представители упомянутых древних культур, во-вторых, золото имеет яркие и прочные ассоциации с религиозным контекстом и с иконографией.

Однако золотые элементы на скульптурах и картинах художника – это не обычная краска, а настоящее сусальное золото. И это – тоже не просто так, пояснил Porkchop:

– Я совершенно сознательно использую сусальное золото, потому что с ним работать сложнее. Краску просто накладываешь слоями, а сусальное золото – очень хрупкие листочки, их нужно накладывать один за другим, это очень сложный и кропотливый процесс. Он сродни, наверное, какой-то религиозной практике, похожей на молитву.

Не просто так и фигуры «Служителей» этого мистического культа представляют собой скульптуры с полыми телами – от сердца до живота.

– Это своего рода визуальная метафора, – рассказал автор. – Эти создания могут рассматриваться как паломники или последователи какой-то религии. Во многих традиционных религиях верующий человек должен полностью отказываться от каких-то внутренних мотивов, от себя практически, чтобы его наполнила вера…
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А вот в случае с религией Porkchop, где «каждому есть место», каждый может наполнить себя тем, чем хочет.

Мечты о Теночтитлане

Несмотря на своё увлечение мексиканским культом Санта Муэрте и ацтекскими ритуалами, сам 52-летний художник, по его признанию, ни разу не был в Мексике, не посещал празднование Дня мёртвых и древние сооружения ацтеков и индейцев майя. Но однажды он всё же планирует на это решиться:

– Очень хотелось бы. Особенно хотелось бы увидеть древние храмы Теночтитлана (город-государство ацтеков – прим. авт.) и майянские памятники.

Интересно, что, в отличие от приверженцев культа Санта Муэрте, художник Porkchop не видит смерть в образе женщины, а причина того, что все его скульптуры имеют женские фигуры, намного проще:

– Когда я создаю скульптуры, мне приятнее работать с женскими формами, они и привлекательнее, и выразительнее, на мой взгляд. Но, наверное, я не стал бы персонифицировать смерть как женщину.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Напоследок художник рассказал, почему же он носит такой странный псевдоним – Porkchop, то есть, дословно, «свиная отбивная». Как оказалось, всё просто и забавно:

– Уличные художники обычно не выбирают себе псевдонимы. Часто их называют по тому, что они рисуют. И я поначалу рисовал на стенах свиные отбивные. Кто-то стал называть меня Свиной отбивной, так и пошло.

Выставка художника, который начинал свой путь к мистической религии со свиных отбивных, будет открыта для новых «прихожан» в «Эрарте» до середины июня.

МузеиВыставкиИскусствоКультура Развлечения
Новости партнеров