В Петербурге пропали сотни тысяч детей. Из-за взрывного роста заболеваемости коронавирусом им временно запретили посещать кафе и рестораны, кружки и секции, музеи и театры, океанариумы, зоопарки, цирки, кино, аттракционы, развлекательные учреждения, выставки и концертные залы. Казалось бы, уж теперь-то на детских площадках должен быть аншлаг, но его пока не наблюдается. Так куда же делись все те дети, которые ежедневно посещали такую прорву заведений? Догадаться несложно, гамельнский крысолов увёл их в виртуальный мир, ведь на смартфоны и компьютеры «ковидные» запреты не распространяются. А там детей подстерегают жестокие видеоигры, матерящиеся рэперы, отупляющие тиктокеры и прочие цифровые угрозы, с которыми так старательно борются в широко известных кругах.
Казалось бы, не беда, все зоопарки, океанариумы и прочие культурные пространства тоже давным-давно есть и в интернете. Скажем, в зоопарке Сан-Диего доступно множество веб-камер, с помощью которых можно из далёкого Петербурга наблюдать за водными процедурами местных пингвинов, ужимками бабуинов, повадками кондоров и степенными прогулками бегемотов. В Московском зоопарке камер заметно меньше, и часть из них не работает, но всё же приматы готовы принять участие в шоу «За стеклом». Попасть в Ленинградский зоопарк онлайн, увы, не получится. Единственная рабочая трансляция на сайте уводит в далёкую Калужскую область, где в аэропорту живёт медведь Мансур, но открыть её можно и без ссылок на петербургском сайте. Как поживают акулы в петербургском океанариуме, на расстоянии тоже не выяснить.
Зато ТЮЗ им. Брянцева сумел оперативно откорректировать свои планы, организовав бесплатные онлайн-трансляции детских постановок. Например, 12 февраля все желающие могут оценить недавнюю премьеру «Сказки о царе Салтане». Современная красочная адаптация Пушкина за авторством модного режиссёра Антона Оконешникова уже породила немало споров среди старшего поколения — одни возмущаются, другие — в восторге. Главное — мало равнодушных. Отличный повод занять чью-нибудь сторону. Другие детские театры Петербурга свои спектакли на время запрета отменили, но многие постановки ещё раньше были выложены в открытый доступ. Конечно, это совсем не тот эффект, но всё же лучше, чем ничего.
С кино проще всего. Онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы, приятная компания и заранее купленный попкорн способны отчасти компенсировать отсутствие чудовищ, лезущих на зрителей прямо из экрана, хотя 5D и 7D-эффектов будет всё же не хватать. Доступны и Дисней, и аниме, которые ещё не запретили, но подписка стоит денег, а бесплатный просмотр сопровождается постоянными рекламными вставками.
Зато петербургские музеи давно и успешно осваивают цифровые технологии. Школьники могут в любое время не только совершать виртуальные 3D-прогулки по коридорам Doom или Лувра, но и гулять по Эрмитажу, Русскому музею, Этнографическому музею, Зоологическому музею и Кунсткамере. Конечно, в Лувре по клику доступны более крупные и детальные фотографии экспонатов с подробными описаниями, зато в Эрмитаже они на русском языке. А в Русском музее те, кто опоздал на выставку работ Николая Рериха, завершившуюся в прошлом году, могут закрыть зачёт виртуально. На этот раз и с детальностью, и с описаниями, которые доступны даже в аудиоформате, всё очень хорошо. Есть даже VR-формат.
Здесь главная проблема находится в области целеполагания. Авторы Doom этот вопрос продумали. На игрока нападают монстры, нужно их отстреливать из разнообразного оружия. Сложность и напряжение растут постепенно и в соответствии с продуманной кривой интереса по мере продвижения по сюжету и пространству игры. В виртуальном туре по музею школьник предоставлен сам себе, и если с интерфейсом он скорее всего разберётся быстрее среднего взрослого, то ответ на вопрос, чем бы заняться, придёт далеко не сразу, и в 99% случаев юному посетителю через несколько минут наскучит данный опыт.
И это вовсе не проблема детей, их психология — это данность. Это проблема дизайна пользовательского опыта. Нет ничего сложного в том, чтобы превратить виртуальные экскурсии по Кунсткамере и Русскому музею в увлекательную онлайн-игру. Нужна лишь небольшая надстройка в виде простенького сюжета, набора заданий и пары десятков цифровых бейджей и индикаторов, отражающих прогресс и достижения, которыми можно будет делиться в социальных сетях. Конечно, и здесь нет пределов совершенству, но для начала пути потребуется не так уж много усилий, а культурные ограничения для школьников могли бы стать отличным толчком.
Вот только всё указывает на то, что пока петербургским культурным чиновникам просто не до этого. Скажем, на официальном сайте мэра Москвы доступна отдельная страничка «Культура онлайн». В результате в одном месте можно узнать всю актуальную информацию об онлайн-трансляциях с театральных сцен и концертных залов или виртуальных мероприятиях столичных музеев. Здесь же доступны мастер-классы, лекции о Ренуаре и Генделе или фильмы, которые не встретишь на стриминговых сервисах вроде поэтической документалки «Мы вышли из большого боя» о героях Великой Отечественной. В два клика можно попасть хоть на уроки по изготовлению поморской козули, хоть на фестиваль фейерверков, хоть на скрипичное электрошоу в Московском планетарии.
На сайте петербургского Комитета по культуре доступна лишь общая афиша культурных мероприятий. Конечно, их можно отсортировать по тегу «онлайн», но это явно вариант для продвинутых IT-отличников. Прямо о такой возможности на страничке не говорится. В сравнении с Москвой всё выглядит особенно бедно, но даже эта информационная доска, мягко говоря, не отражает текущие цифровые возможности петербургских культурных учреждений. Оттуда не попасть ни в египетский зал Эрмитажа, ни на отлично снятую запись недавней трансляции из Концертного зала Мариинского театра, где дирижёр Валерий Георгиев и пианист Дмитрий Шишкин представляют Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского.
Казалось бы, с начала пандемии прошло уже два года, а цифровизация стала общим трендом, но не для всех. Ранее 78.ru уже писал о том, что культурная политика Петербурга в последнее время напоминает несмешной анекдот с горящими памятниками, бесконечно стираемыми граффити и вороватыми немецкими звёздами, которых неудачно пустили в Эрмитаж. Но и анекдоты давным-давно проникли в интернет и даже вылились в новые формы вроде мемов и демотиваторов. Петербургский культурный анекдот застрял в 20-м веке, и дети, приговорённые к культурному вакууму, оказались в интернет-пустыне. Самое обидное состоит в том, что если снежный коллапс или мусорное безумие требуют системных изменений, то в данном случае достаточно было довольно простых решений, но не хватило то ли воли, то ли желания, то ли инициативы. Получилось, что музеи и театры от детей закрыли, загнав школьников в смартфоны и мониторы буквально силой, а об альтернативе не самым полезным забавам никто просто не позаботился.