Общество
12:2821 октября 2021

Эффект Тиля: почему культурная политика Петербурга напоминает анекдот

У анекдотов простая композиция – зачин, развитие действия, финал, комично обманывающий ожидания. Культура, особенно в культурной столице, имеет бездну проявлений, но куда ни взгляни – всюду в этом году события развиваются именно в русле анекдота.
Фото: pr scr youtube.com/Till Lindemann

Петербург называют культурной столицей. В последнее время всё чаще с иронией. При молчаливой беспомощности чиновников городские памятники ветшают, город в полной мере не использует потенциал своей 300-летней истории, воплотившейся в камнях и в людях, а в федеральную повестку культура Петербурга всё чаще попадает за счёт скандалов. Примеры, которые дал этот год, завершающийся медленно и культурно, совсем по-петербургски, можно, кажется, перечислять до бесконечности.

Приезжает как-то немец на экскурсию в Эрмитаж…

Взять хотя бы приключения немцев в России. Пожалуй, начало этой замечательной истории никто не описал так ярко, как Михаил Пиотровский. Его комментарий в мае разместили на официальном сайте главного петербургского музея:

Михаил Пиотровский/ Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Михаил Пиотровский/ Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
«В клипе «Любимый город» не раз бывавший в Эрмитаже солист знаменитого восточногерманского ансамбля поет русскую военную песню в интерьерах архитектурного шедевра немецкого архитектора Лео фон Кленце, который ленинградцы защитили от налетов немецкой авиации. Творения Кленце в Мюнхене были уничтожены американо-британскими бомбардировками. В этом контексте небезразлично, что Рамштайн (с одним «м», в отличие от названия группы) - главная военно-воздушная база США в Германии)».

Теперь немного контекста. За год до этого солист Rammstein Тилль Линдеманн снял в Петербурге другой клип – Till The End. Тоже к празднику – ко Дню всех влюблённых. Если бы не музыка немецкой группы, то ролик ничем не отличался бы от других шедевров, размещённых на pornhub.com и других подобных ресурсах. Позже россиянки, участвовавшие в оргии, столкнулись с травлей. Их деанонимизировали в российском сегменте интернета, и из соцсетей пришлось спасаться бегством. А некоторым и из страны.

Разумеется, новое творение группы многие восприняли, как продолжение того самого сериала. Только теперь «девочки эротического вида в белых туниках со скрипочками» стояли в Эрмитаже, камера ловила, как Линдеманн сладострастно их рассматривает, а всё самое интересное прикрыли картинами. Лучше всех суть этой части сюжета выразил автор коллажа, склеивший кадры из обоих клипов и подписавший свою работу: «Любимый Петербург Тилля днём и ночью». Пиотровский в процитированном выше комментарии добавил, что диалог культур «может принимать самые парадоксальные формы». Кто бы спорил.

Фото: pr scr youtube.com/Till Lindemann
Фото: pr scr youtube.com/Till Lindemann

Но это еще не развязка. Позже Эрмитаж обвинил немца практически в краже экспонатов. Нет, Рембрандта под мышкой Тилль не выносил. Речь идёт о NFT-токенах с немцем на фоне скульптуры и картин. Дело в том, что музей запланировал на осень грандиозный и широко разрекламированный проект как раз на тему NFT – своеобразных цифровых сертификатов, подтверждающих владение виртуальным активом с помощью технологии блокчейн. Идея состояла в том, чтобы создать по два NFT-экземпляра работ Джорджоне, Ван Гога, да Винчи, Моне и Кандинского. Один планировалось оставить себе, а другой продать на специальной бирже – «маркетплейсе», заработав солидный кэш на нужды музея. Пока в Эрмитаже только готовились, Линдеманн открыл торговлю своими токенами. Причём один из них оценил в 100 тыс. евро.

В общем, почему немцев нельзя пускать в Эрмитаж? В Янтарную комнату уже пустили…

«Ура! Мы ломим; гнутся шведы»

В январе депутаты Законодательного собрания утверждали нового «культурного» вице-губернатора Бориса Пиотровского. Как и положено в культурной столице, половина вопросов профильному чиновнику касались новых музеев. Например, того, что должен появиться в Конюшенном ведомстве.

— Мы хотели бы там видеть театрально-музейный комплекс, — заверил Пиотровский.
Борис Пиотровский/ Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга
Борис Пиотровский/ Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Да кто бы не хотел? Сериал под названием «Спасение Конюшенного ведомства» длится уже много лет, а последний сезон начался около года назад. Тогда Комитет по культуре молча поддержал решение подведомственного Музея истории Петербурга, отказавшегося от здания в пользу «Агентства по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга», подчиняющегося Комитету имущественных отношений. Примерно в те же дни заговорили о планах создать на территории комплекса Музей архитектуры. С тех пор Конюшенному ведомству ищут инвестора, в этом смысле ничего не поменялось. Как так сделать, чтобы и музей появился, и градозащитники были бы сыты, и инвесторы остались бы целы, так до сих пор и не придумали. Прошёл ещё один год.

С другими новыми музеями дела обстоят не лучше. Взять, например, Музей археологии, тот, что должен однажды появиться на территории Охтинского мыса. Там, где обнаружили находки эпохи палеолита, а также укрепления шведских крепостей Ландскрона и Ниеншанц.

— Для Петербурга важно появление новых музеев, в том числе археологических. Нужно ли строить его на Охте на этом месте — это предмет дискуссии, — сказал в январе Пиотровский-младший.

Его недоумение вскоре разрешил президент. Зимой Владимир Путин поручил проработать вопрос о создании музея к 1 мая. В «Газпром нефти», которой принадлежит участок, тогда же заявили, что найденные памятники планируется интегрировать в ландшафтный парк. Казалось, до компромисса между Минкультом, компанией и городскими чиновниками остался только шаг, но не тут-то было. Думали они, думали, но так ничего и не придумали. В итоге было решено подумать ещё, сроки сдвинули до 1 декабря.

Поэтому когда ветеран Афганской кампании и депутат Заксобрания Игорь Высоцкий задал Пиотровскому вопрос о перспективах появления в городе Музея локальных войн, никакого конкретного ответа он не услышал. Тишина – это хотя бы честно. В конце концов, говорят, что бабушки в музеях – это дети, когда-то пришедшие на экскурсию и потерявшиеся среди экспонатов. И они тоже любят тишину.

Игорь Высоцкий/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Игорь Высоцкий/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Если же говорить об уже существующих памятниках, то Эрмитажу ещё повезло. Ему хотя бы не приходится распродавать свою коллекцию под натиском пандемийных ограничений, как, например, галерее Борей. И это при том, что год начинался как раз под аккомпанемент обещаний помочь культурным учреждениям финансово оправиться после пандемии. И даже предотвращать закрытие и разорение музеев.

Увы, вопреки прогнозам, фестивали и выставки город продолжил терять из-за коронавирусных ограничений. Понятно, что над вирусом до конца не властен даже всемогущий Билл Гейтс. Но когда в апреле закрывали «Артдокфест», и Пиотровскому, по его собственному признанию, стало поступать много звонков, он ответил лишь, что «вопрос принятых мер находится в компетенции надзорного ведомства». Неужели даже Гейтс своими вышками 5g влияет на коронавирус больше, чем профильные чиновники на петербургскую культуру?

Чем памятники отличаются от рукописей?

Петербург в отличие от Москвы сохранил уникальный исторический центр, как нечто целостное, величественное и гармоничное. Проблема в том, что время его не щадит, да и хозяева высоких кабинетов, похоже, не берегут так, как он того заслуживает. Новости с этого фронта приходят регулярно, и, в основном, это плохие новости. Особенно с учётом того, что рукописи не горят, а памятники архитектуры так запросто. Несмотря на существование целого Комитета по охране памятников.

Фото: Leonid Faerberg/globallookpress.com
Фото: Leonid Faerberg/globallookpress.com
«Занимаемся мы охраной объектов культурного наследия. В Петербурге почти 10% всех реестровых памятников России. У нас около 9000 объектов культурного наследия разных категорий», - рассказал как-то глава КГИОП Сергей Макаров, руководящий ведомством уже семь лет.

Если 9000, то, понятное дело, за всеми не уследишь.

Скажем, в мае загорелся многострадальный Дом архитектора Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова. Особняк XVIII века тихо разрушается уже не первый год. И всё это время ему, словно беспризорному животному из приюта, пытаются найти нового хозяина. В начале года нашли очередного кандидата – Музей исламской культуры. Вскоре после пожара музей от подарка отказался из-за отсутствия финансирования. Недавно стало известно, что КИО готовит здание к приватизации. Очень похоже на заход на новый круг.

Несколькими месяцами ранее в очередной раз горел так полюбившийся бомжам особняк Эрнеста Игеля, построенный в XIX веке. В прошлом году зданию нашли нового инвестора. Воображение чиновников рисует нам общественные пространства и фешенебельную гостиницу, но пока особняк лишь пугает прохожих своими балконами, которые, кажется, могут запросто обрушиться прямо на голову.

Фото: vk.com/ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение
Фото: vk.com/ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение

В августе горел Дом Дворжака, а до этого в очередной раз – Дом Басевича. Ситуация накалилась до такой степени, что у кого-то стали сдавать нервы. Депутат Борис Вишневский прозрачно намекнул, что, на его взгляд, ответственность за пожары может нести Борис Эйфман. Дело в том, что в здании после реконструкции планируется разместить общежитие театра. Проблема тут та же, что в детективах о ловле маньяков. Если памятники в городе поджигает Эйфман, то кто их поджигает, пока Эйфман занят балетом, и у него точно есть алиби?

Культура несется в сторону масс

Ещё одно январское обещание касалось развития культуры за пределами исторического центра. В подробности вице-губернатор не вдавался, и потому до сих пор остается неясным, что же имелось в виду. Внешне окраины с тех пор не изменились, разве что граффити где-то на стене нарисовали, но его наверняка скоро закрасят.

С граффити вообще происходят странные дела. Несколько лет чиновники и депутаты обсуждали то, что они сами назвали «легализацией стрит-арта». Устраивали бесконечные круглые столы, сочиняли законы и поправки. Художники жаловались, что процедура согласования долгая, сложная, в общем, явно не в духе стрит-арта. В итоге всё закончилось отчётом о создании зон-резерваций для официальных упражнений в патриотическом искусстве.

А скандалы вокруг закрашивания полюбившихся горожанам изображений продолжают возникать печальной регулярностью. Последний громкий случай произошел на днях, когда сыну Игоря Талькова пришлось собственноручно оборонять изображение собственного отца. В итоге автор инициативы о граффити Денис Четырбок пришел на Литейный и лично сообщил Талькову-младшему, как на самом деле обстоят дела: «К сожалению, законный механизм сохранить это граффити отсутствует».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Подобную эволюция можно наблюдать и на примере других вопросов, которые депутаты в союзе с чиновниками обещали отрегулировать и вывести на новый уровень. Попытки разобраться с уличными музыкантами на практике только всех рассорили и пока ни к чему не привели. Их тоже собираются загнать в специально отведённые резервации. Похоже, с тем же успехом, что и граффитистов.

История с безопасными и законными экскурсиями по крышам также пока утонула в словах. Хотя что может быть красивее Петербурга даже не с высоты птичьего полёта, а просто с высоты обычного невысокого дома в центре города. Да и решение вроде очевидно. Согласовать с МЧС, построить ограждения. Отдельные организаторы экскурсий готовы работать в белую и платить деньги в казну, о чём неоднократно заявляли. Пока же крыши отданы на откуп руферам-экстремалам. На днях оттуда чуть не упала дочка поэта Роберта Рождественского.

Да и не только с депутатами ничего не получается только решить, но и, например, со священниками. Не помогает даже ангел с Петропавловки. Год посреднических усилий по поводу спора РПЦ и Музея городской скульптуры вокруг Александро-Невской лавры пока тоже оканчивается ничем.

Ни центр, ни окраины, ни музеи, ни стрит-арт. В общем, может, что-то в консерватории подправить? Хотя нет, уже пытались, тот ещё анекдот получился. И здание до сих пор не ввели в эксплуатацию, и суды о хищениях всё ещё идут.

Культура ИскусствоЭрмитаж
Новости партнеров