История
17:4625 января 2022

Споры окончены: учёные Петербурга первыми в мире полностью описали череп крокодила

Это сенсационное открытие позволит разгадать тайны эволюции динозавров.
Фото: 78.ru

Мозговая коробка крокодилов оказалась ящиком Пандоры, с восторгом говорит о результатах своих исследований ассистент кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Иван Кузьмин. Шесть лет он скрупулезно изучал 3D-моделей черепов современных пресмыкающихся. Новые эволюционные признаки и расшифровка механизмов работы мозга произвели фурор в научном сообществе.

— Я начал смотреть некоторые ископаемые косточки. Сравнивать с современными, которые были на кафедре. Находил какие-то новые признаки, которые потом пытался найти в литературе. И понимал, что я нащупал что-то, что до меня никто не описывал, — поделился ассистент кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Иван Кузьмин.

На планете существуют более 20 видов крокодилов. Первые работы по их изучению появились в начале 19 века. И до недавнего времени у учёных не было возможности изучить структуру той самой мозговой коробки, не повредив при этом целостности черепа ценных образцов. К тому же, исследователи использовали разные названия. Расшифровка этих терминов серьезно затрудняла изучение эволюции крокодилов. Но ассистент кафедры зоологии решил эту проблему, составив единую для всех таблицу со сводными данными.

— У нас есть три основных линии — это аллигаторы. У них такая морда туповатая. Крокодилы, у которых более длинный нос — треугольный. И есть гавиалы, у которых очень длинные носики, — пояснил учёный.
Фото: 78.ru

Во время изучения 3D-моделей исследователи обнаружили ранее неизвестные эволюционные признаки. Похоже, многолетние споры между палеонтологами и молекулярными биологами на тему расположения видов крокодилов на эволюционном дереве близятся к развязке Первые уверяли, что гавиалы — самые примитивные представили вида, а вторые считали, что аллигаторы. Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что правы оказались представители биологических наук.

У черепной коробки крокодилов есть некоторые особенности. В отличие от эволюционных родственников — ящериц и птиц, у крокодилов все кости сращены между собой и представляют монолитную структуру. За счёт этого в процессе развития у животных сформировались мощные челюсти, благодаря которым они смогли разгрызать твёрдый панцирь черепах, охотиться на рыбу и наземных животных, включая даже динозавров.

А развивались все виды по своему сценарию. Крокодилы являются одними из немногих выживших свидетелей эпохи динозавров. Появились они более 100 млн лет назад. А вот их пращуры — крокодила морфы и вовсе жили около 220 млн лет назад. Одни их представители были похожи на китов и дельфинов, а жили в открытом океане. Другие — на сурков и сусликов, но размером были с собаку, любили рыть себе норы и питались травой.

Очевидно, что новые возможности изучения эволюции этого отряда пресмыкающихся только открываются, а значит у ученых еще очень много работы.

НаукаЖивотные