Обманутым дольщикам Ленобласти, возможно, будут выплачивать по 10 тысяч рублей за аренду квартиры. Такие изменения в Социальный кодекс областные депутаты пока только рассмотрели в первом чтении. При этом граждане должны быть официально признаны пострадавшими участниками долевого строительства, проживать в Ленобласти и не иметь в собственности жилья. Парламенту ещё предстоит этот вопрос обсудить на втором чтении. Тем временем обманутых дольщиков меньше не становится. Так, некоторые несостоявшиеся владельцы квартир в проблемном ЖК «Щегловские усадьбы» на этот раз столкнулись с тем, что их жильё было продано дважды. О борьбе за заветные ключи в нашем материале.
— Ну вот, дома уже стоят, как вы видите. Сейчас там проходят отделочные работы. Наконец-то!!! Самое ужасное — сможем ли мы вообще попасть в эту квартиру, — отмечает дольщица в ЖК «Щегловская усадьба».
Договор на покупку двухкомнатной квартиры Арина Сапронова заключила ещё четыре года назад. В счёт оплаты взаимозачётом пошла её однокомнатная квартира, которую она купила здесь же, в ЖК «Щегловская усадьба». Недостающие миллионы взяла в кредит, но до сих пор живёт на съёмной квартире.
— Выяснилось то, что, оказывается, на данную квартиру претендуют какие-то лица. Когда было банкротство «Навис», у нас даже никто не получал уведомление о том, что намечается банкротство и какие действия надо было предпринять, — сетует дольщица.
О том, что квартиру продали дважды, Арина узнала в суде, после того, как обратилась за помощью к юристу. Застройщик малоэтажного жилого комплекса компания «Навис» долгое время затягивала работы, а в 2019-м её признали банкротом. И, вероятно, одну квартиру, терпящие бедствие бизнесмены, продали сразу нескольким претендентам. Долгое время об этом несостоявшиеся собственники ничего не знали.
По словам дольщицы, она без задержек платила все деньги за будущую квартиру, но в реестр дольщиков её до сих пор не внесли. С аналогичной ситуацией столкнулись десятки людей уже проживающих в построенных домах.
Квартиру Николая Моисеева дважды не продавали, но в реестр дольщиков включили только в прошлом году. Жилплощадь в соседнем корпусе он приобрёл ещё в 2104-м, под ключ. Ахнул, когда переехал. Вместо обещанной отделки — голые серые стены.
— А эти дома бросили. Обещали на доплату за недоделки. Компенсацию? Мы подписывали договор на компенсацию. У нас студия. 60 тысяч я только затратил на оборудование, — рассказывает Николай.
Но квартиры большинства дольщиков ЖК «Щегловская усадьба» до сих пор доделывают. Завершить долгострой арбитражный суд обязал Региональный фонд по защите прав дольщиков. На решение проблемы из Москвы направили 800 миллионов рублей, но освоили всего 19. При этом ни один дом тогда так и не сдали в эксплуатацию. В результате было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Директор «Нависа» находится под следствием. Одним дольщикам всё-таки выплатили деньги за квартиры, другие ждут окончания строительства.
По словам дольщицы Юлии Таран, в декабре должны сдать дома первой очереди. Там работает больше всего строителей. Однако в многоэтажках, где находится двушка многодетной матери, работы идут с большим отставанием.
— Говорилось, что сборка всего будет гораздо раньше, и к морозам всё будет подключено и работать. А сейчас каждый раз — через две недели, ещё через две недели, ещё через две недели. В таком темпе на четыре дома будет работать 60 рабочих. Ну, не знаю. Мне кажется, что невозможно успеть, — считает дольщица ЖК «Щегловская усадьба» Юлия Таран.
Сдать вторую очередь домов обещают уже в августе 2022-го. Но лимит доверия исчерпан. Дольщики уже установили камеры видеонаблюдения на объекте, чтобы контролировать каждый шаг. Юристы говорят: те, кому продали одну и ту же квартиру, но при этом не имеет никаких задолженностей по платежам, вправе затребовать с застройщика или его представителя аналогичное жильё по той же стоимости.
— Я бы со стороны дольщиков настаивала на том, чтобы приобреталось, предоставлялось равноценное жильё, либо выдавалась денежная сумма. Не внесённых средств, потому что мы понимаем, что жильё становится дороже, а денежная сумма, равнозначная аналогичной квартире, чтобы человек мог пойти и купить, — пояснила адвокат Александра Гудименко.
Сделать это сможет тот, кто первым из дольщиков заключил сделку на приобретение квартиры. Но очевидно: без затяжных судебных разбирательств не обойдётся, однако у этой ситуации есть и другая сторона: если от двойной продажи пострадали несколько дольщиков, в этом можно рассмотреть признаки мошенничества. В таком случае нужно идти с заявлением в Следственный комитет или полицию.