Ощутить аромат, попробовать и выбрать лучший продукт. За этим вот уже тридцать лет на рынок отправляется шеф-повар Сергей Малаховский. У фермеров обычно покупает рыбу, мясо и деликатесы. Ведь это особый шарм — взять что-то, вдохнуть. В магазине так сделать не получится — всё запаковано так, что не видно, кто в домике.
— Сначала, когда ты молодой повар или шеф, ты этого не осознаёшь, но когда ты становишься всезнайкой, ты понимаешь, какое удовольствие взять что-то руками. И когда ты по рынку ходишь и блюда рождаются. Мы работаем уже сердцем, — говорит ресторатор и шеф-повар Сергей Малаховский.
Несмотря на то, что товары в супермаркетах не перестают удивлять своим разнообразием, за куском фермерской колбасы или сыра многие всё же приходят на базар. По мнению некоторых горожан, там можно быть уверенным, что продукты качественные, пусть и немного дороже. А ещё на рынке, как утверждает повар, самое вкусное мясо. Потому что выращенное в домашних условиях.
Виктор Степашук занимается реализацией мяса уже 12 лет. У мужчины личное подсобное хозяйство в деревне Борисова Грива Всеволожского района и несколько десятков постоянных покупателей.
— Я уже не первый день на рынке, кто берёт — не торгуется. Кто любители и знатоки — тут нет разговоров, — отмечает Виктор.
Сытный рынок хранит в своих стенах вековую историю. Он старейший в Петербурге. Сегодня здание выглядит уже не так, как 300 лет назад, что и понятно, а скоро торговые ряды и прилегающую зону обновят. Реконструкция должна продлиться около двух лет.
— Всё, что мы будем делать с рынком, будем делать очень аккуратно, частями, чтобы работы ни на один день не прекращались полностью, — утверждает директор по развитию рынка Мария Элькина.
Своё видение рынка нового поколения представили на Васильевском острове. На месте где в конце XVIII века находился базар, вот уже два года функционирует уникальное для Петербурга гастрономическое пространство. Главная идея — столкнуть классику и тренды, объединить привычный для покупателя рынок с ресторанами и фуд-кортами. А к Новому году во внутреннем дворе собираются даже залить каток.
Трудно представить, но ещё в 2018 году в этом ярко оформленном пространстве были серые торговые ряды. От былого рынка здесь осталось лишь название.
— На рынок приходят за вайбом, за ощущениями, за атмосферой. В любом супермаркете ты не будешь испытывать тех ощущений и эмоций, которые ты испытываешь тут. Можно оглянуться вокруг и увидеть, насколько всё сделано красиво, эстетично и стильно, — отмечает директор по маркетингу Василеостровского рынка Всеволод Журавлёв.
Рядом с привычными фудкортами продают устрицы, живую рыбу, а ещё десятки разнообразных видов фермерских сыров и молочных изделий на любой вкус.
За день на Васильевский рынок приходят от семи до пятнадцати тысяч человек самого разного возраста. Но в основном всё же покупатели этого рынка — молодые люди.
— Помоложе любят красненькую рыбку, побыстрее приготовить, а постарше берут судак наш Ладожский, местный, — рассказала продавец Ольга Лёвкина.
Рынки в привычном понимании уже отходят на второй план. Сейчас это модные пространства, которые идут в ногу со временем.
— Появится возможность отдохнуть, встретится с друзьями, с кем-то познакомиться. Просто прийти и попасть в эту атмосферу. Это большая возможность — создавать такие новые акценты. В новых жилых районах это может быть в какой-то сложной архитектурной стилистике, потому что новым жилым районам не хватает акцентов, — советует архитектор и урбанист Олег Манов.
Сегодня в Петербурге больше десяти рынков каждый со своей историей и вектором развития. Часть осталась в далеких 1990-х, но большинство всё же строит торговые ряды будущего, сохраняя при этом настоящий колорит города и поистине петербургскую атмосферу.