Прямой эфир

Знакомства, ужасы, игры, секс: семь бизнес-идей, устойчивых к локдаунам и пандемиям

Александр Саблин
9 ноября 2021, 17:31
Коронавирус нанёс мощный удар по мировой экономике. Но есть сферы, которые только выиграли от пандемии и связанных с ней ограничений. Например, IT-компании и интернет-торговля.
Фото: unsplash.com

Выпустить свежую «настолку»

Мировая волна локдаунов весной прошлого года обернулась резким ростом продаж игровых приставок. На пике он достигал 285%. Нынешний петербургский локдаун, похоже, не стал исключением. По данным сервиса «Авито», в преддверии обязательных выходных спрос на игровые консоли Xbox One и PlayStation вновь увеличился.

Не видеоиграми едиными живут в Петербурге, настольными играми здесь тоже интересуются. Причём на этот раз, по данным портала, спрос больше всего вырос на игру, созданную российскими разработчиками Сергеем Кузнецовым и Тимуром Кадыровым — «Имаджинариум». Она появилась 10 лет назад, геймплей строится на творческих ассоциациях и их угадывании. Разработчики сделали российский вариант мирового бестселлера Dixit с видоизмёнными правилами и иллюстрациями отечественных художников, и в итоге по популярности он опередил оригинал. На фоне локдауна игру стали приобретать в 2,2 раза чаще. Также среди лидеров роста нарды, «Дженга», «Монополия», покер и Uno.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

В отличие от видеоигр настольные игры предполагают живое общение с друзьями или членами семьи. Похоже, рост интереса к ним связан с тем, что на фоне локдаунов и ограничений такой вид общения оказывается в ещё большем дефиците.

Снять хоррор про вирус

На фоне пандемии растёт и популярность платных стриминговых сервисов, позволяющих компенсировать походы в кинотеатр домашним просмотром мировых блокбастеров. При этом осенью, как показал опрос видеосервиса «МегаФон ТВ», на 20% увеличился интерес россиян к фильмам ужасов. Отчасти на ситуацию могла повлиять и близость Хэллоуина, но также психологи связывают такой поворот с общей мрачной пандемийной атмосферой. Как известно, хорроры способны производить на наше сознание компенсаторный эффект.

Причём рейтинг популярности возглавляют сериалы «Противостояние» и «Ходячие мертвецы». В обоих случаях речь идёт об апокалипсисе на фоне смертельного вируса. Только в первом случае это был грипп, вышедший за пределы лаборатории и уничтоживший большинство людей. Создатели решили монетизировать пандемию коронавируса, экранизировав знаменитую книгу Стивена Кинга. Во втором случае уже 11 сезонов подряд распространяется вирус зомби.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Российский кинематограф никогда не славился успехами в жанре хоррора, и, кажется, настало самое время изменить репутацию отечественной школы.

QR-код как возможность

QR-коды помогают сдержать распространение коронавируса в период обострения пандемии, но оказывают разрушительное воздействие на целые отрасли бизнеса — общепит, гостиницы, магазины. Некоторые компании напротив придумали, как обратить проблему в возможность. К примеру, летом в Москве сервис доставки еды Delivery Club и интернет-магазин Everlink Tattoo пополнили прейскурант временными татуировками в форме QR-кода. Правда, вскоре после появления ноу-хау проверку кодов в ресторанах отменили. Похоже, настало время вернуться к старым идеям.

Автоматизация проверки кодов — ещё одно место приложения человеческой изобретательности. Компания «Промобот» объявила о поставках в Петербург и другие регионы особых роботов, которые смогут заменить специально обученного человека на входе. На днях петербургская компания Addreality предложила альтернативное решение — умные экраны с камерами, способные проверить подлинность QR-кода на «Госуслугах», посмотреть в паспорт и даже убедиться в наличии маски. Производитель утверждает, что уже заключил 18 контрактов на поставку устройств, в том числе два за пределами региона.

Уедем в деревню, заведём корову

К слову, сервисы доставки готовой еды тоже уже традиционно увеличивают выручку в локдаун. Так горожане компенсируют уже закрытие любимых заведений общепита, которые посещали во время трудовых будней. При этом если в целом на лекарства, не связанные с пандемией, россияне стали тратить меньше денег, то к качеству продуктов питания напротив начали относиться более щепетильно, и спрос на органические продукты существенно подрос. Это ещё одна мировая тенденция.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Так, по данным исследовательской компании NielsenlQ, продажи органических продуктов за год с мая 2020-го года по апрель 2021 года в России в денежном эквиваленте увеличились на 13% в сравнении с предыдущим годом. В свою очередь в Национальном органическом союзе оценили выручку прошлого года в 192-194 млн евро, а прирост составил 15-18%. В Минсельхозе уже готовят Стратегию развития органического производства до 2030 года. Отдельный пункт посвящён экспорту российской экологичной еды за границу.

Кажется, самое время обратиться к бизнес-опыту героев Эдуарда Успенского из «Простоквашино».

«Меняя деньги на любовь»

Для семей локдаун — это повод провести больше времени вместе, но не все выдерживают подобное испытание. Ещё весной прошлого года длительные совместные выходные подстегнули процент разводов. А одинокие люди в период вынужденной изоляции переживают свое одиночество ещё более остро. Ценность любви непреходяща, а её нехватка особенно остро ощущается в период испытаний.

В 21-м веке выход вроде бы очевиден — даже в локдаун можно познакомиться через интернет. И действительно, именно туда многие россияне и отправились. Как сообщается в исследовании банка «Русский стандарт», за первые три квартала 2021 года количество денежных операций в сегменте интернет-знакомств выросло более, чем в два раза, а средний чек подорожал до 1584 рублей. Причём, что интересно, женщины тратят на подобные услуги даже больше, чем мужчины.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

В то же время все наиболее популярные сервисы знакомств в сети сейчас сталкиваются с дефицитом доверия. Несмотря на рост числа транзакций, не критикует их только ленивый. Кажется, этой планете нужен новый Купидон.

Игрушки, но не те

Но даже с помощью служб знакомств счастье удаётся найти не всем. При этом в российском сегменте интернета распространяется заметка о британских учёных, которые якобы прогнозируют, что уже в ближайшем будущем 25% мужчин от 18 до 35 лет отношениям с реальными женщинами предпочтут утехи в компании реалистичных секс-кукол. Сложно сказать, стоит ли верить подобным пророчествам, но продажи таких товаров в пандемию действительно выросли. Причём настолько, что шведские феминистки уже требуют запретить секс-роботов.

В то же время интим-магазины и маркетплейсы фиксируют рост продаж секс-игрушек. Похоже, тех, кто всё-таки нашёл себе пару, появление дополнительного свободного времени подтолкнуло к новым экспериментам.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Отметим, что в Петербурге ещё до пандемии в 2019-м году открылся целый легальный бордель с реалистичными секс-куклами. Организаторы бизнеса провели пафосную презентацию и познакомили журналистов с одной из своих новых сотрудниц. Но, кажется, к такому варианту будущего, которое уже здесь, в городе оказались не готовы. К такому же выводу пришёл и организатор бизнеса Максимилиан Лапин, закрывший заведение уже спустя год.

Похоже, здесь тоже требуются новые адаптивные бизнес-форматы. Скажем, в Telegram некоторые интим-магазины выросли из откровенных личных секс-блогов. Например, такую эволюцию проделал канал «Катины секреты».

Кто умеет, тот учит

Ещё одна отрасль, заметно набирающая обороты на фоне пандемии — онлайн-обучение. На её успехи повлиял целых комплекс факторов. С одной стороны, это и периодическое закрытие очных организаций дополнительного образования, и вызовы, связанные с увольнениями и переоценкой ценностей в надежде на то, что смена профессии откроет новые перспективы.

С другой стороны, предложение в последние годы заметно выросло в качестве. Всё больше вузов готовы выдавать за обучение онлайн реальные дипломы, и при этом на таких платформах, как Coursera, Stepic, edX стали доступными лекции и курсы многих ведущих учебных заведений России и мира. Временный переход на дистанционку в школах заставил родителей искать интересные порталы, помогающие заниматься уроками за компьютером, и даже после возвращения за парты многие не стали отказываться от платных подписок.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

В общем, учиться онлайн становиться по-настоящему модно. Осталось лишь придумать что-нибудь такое, чему до сих пор никто не учил.