Прямой эфир

На переделку или под снос: нужны ли рынки в классическом формате Петербургу?

Светлана Коваленко
21 октября 2021, 17:39
В Смольном продолжают держать земли под новые рынки в городе. Чиновники уверены: такие объекты вкупе с новыми трендами в торговле востребованы у петербуржцев. При этом цены на рынках выше, чем у ретейлеров, а качество продукции примерно такое же.
Фото: globallookpress.com

В начале осени этого года в Петербурге стало известно о масштабных планах по превращению Московского рынка в гастромаркет и реконцепции одного из старейших в городе Сытнинского рынка с появлением там новых павильонов и общественного пространства. В тоже время Невский рынок рискует отправиться под снос ради нового моста через Неву в створе большого Смоленского проспекта. При этом в Смольном также делают большую ставку на развитие в Северной столице фуд-траков и фермерских лавок. Соответствующие изменения в городское постановление №1045 об объектах нестационарной торговли на днях были утверждены губернатором Петербурга Александром Бегловым.

Есть и идея создания фермерского рынка для жителей города на Неве на приграничных территориях Ленобласти. Но об этом проекте больше года ничего не слышно. 78.ru разбирался, какие форматы горожанам действительно нужны и не прошло ли окончательно время классических рынков.

Миллионы в казну или в суд?

Как рассказали 78.ru в пресс-службе Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), в Петербурге в настоящее время организовано 12 розничных рынков. Из них восемь специализируются исключительно на сельскохозяйственной продукции. Остальные четыре рынка относятся к универсальным.

В пресс-службе Комитета имущественных отношений (КИО) уточнили, что в собственности города находятся семь объектов: это Хасанский, Гражданский, Кузнечный, Сытный, Торжковский, Мальцевский и Невский рынки.

Фото: пресс-служба Торжковского рынка
Фото: пресс-служба Торжковского рынка

Так, например, от сдачу в аренду помещений Сытнинского рынка в бюджет города в 2019 году поступило более 7 млн рублей, в 2020 году — порядка 7,4 млн рублей. С 1 января этого года и до настоящего время казна заработала на аренде площадей этого объекта 5,5 млн рублей.

В руках «частников» находятся, например, Сенной и Василеостровский рынки.

Здесь стоит напомнить, что ещё несколько лет назад в Петербурге гремели громкие скандалы с попытками арендаторов приватизировать рынки по праву преимущественного выкупа. В Смольном же с 2017 года настаивали на реконцепции таких помещений и превращении их в полноценные общественные пространства. В итоге по некоторым объектам разбирательства тянутся до сих пор.

В такую историю попал многострадальный Мальцевский рынок. Сейчас КИО ещё продолжает судиться в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти с ЗАО «Аврора Инвест», которое настаивает на своём праве приватизировать там «квадраты», хотя договор аренды с компанией был расторгнут ещё в 2017 году. Покупкой Мальцевского рынка интересовался Ginza Project, но, судя по данным КИО, был вынужден отступить.

Похожим образом события развивались с попытками приватизировать Кузнечный рынок, но чиновники сумели его «отбить» пару лет назад. Зато КИО проиграл похожий спор по Московскому рынку. Его выкупило ООО «Московский рынок».

Фото: Anatolii Siryk/globallookpress.com
Фото: Anatolii Siryk/globallookpress.com

По Невскому рынку у города нет договорных отношений с арендаторами, за сохранность помещений отвечает районная администрация.

Социально значимый вопрос?

В пресс-службе КППИТ подчёркивают: городское правительство выступает за сохранение и дальнейшее развитие рынков в Северной столице «с учётом необходимости реконструкции и модернизации данных объектов, а также внедрения новых современных форматов торговой деятельности». Более того, вопрос в ведомстве называют «социально значимым».

Так, земли под новые рынки зарезервированы в Колпинском, Пушкинском, Приморском и Кировском районах города. Для наделов в Смольном ждут потенциальных инвесторов. Для упрощения работы с участками и гарантии, что их никто не захватит, для них даже предложили создать специальную территориальную зону (ТДЗ).

Вместе с тем, как считают в КППИТ, на рынках, как и во всём Петербурге, необходимо развивать и новые форматы торговли. Так, уже долгое время в комитете вынашивали планы по запуску в городе фуд-траков, ресторанов на колёсах и фермерских лавок. Изменения, запускающие такие форматы, в городское постановление №1045 об объектах было недавно подписано губернатором Петербурга Александром Бегловым.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Сделать ближе отечественную продукцию к покупателям и избавиться от наценок поставщиков хотели и власти Ленобласти. Так, летом прошлого года глава 47-го региона Александр Дрозденко рассказал о переговорах с «Россельхозбанком» по созданию фермерского рынка на территориях, приграничных с Петербургом. Объект хотели разместить на территориях около ТЦ «МЕГА Дыбенко» и «МЕГА Парнас». Впрочем, конкретных параметров Александр Дрозденко тогда не назвал, а проекте до сих пор ничего не слышно.

«Индивидуальный пошив?»

Генеральный директор ООО «Приморский сельскохозяйственный рынок» (компания-оператор Торжковского рынка) Леонид Яцук в сильную конкуренцию за покупателя с фермерскими лавками не верит.

— Давайте понимать правильно, настоящие фермеры каждый день там работать не смогут из-за нагрузки. Им бы в город хоть раз в месяц выбраться. Человек может быть либо хорошим производителем, либо продавцом. На рынках именно те, кто продают свои товары сами, например, мясо, приезжают обычно на два—три дня, а потом не появляются месяцами, отдавая продукцию на реализацию. Так что сами понимаете, кто будет работать в фургонах на колёсах. Люди быстро разберутся в таких вещах. Кроме того, специальную машину с соответствующим оборудованием ещё надо купить и заботиться о ней, по современным временам это большие затраты, который нормальный фермер, скорее, вложит в производство, — считает он.

Поход на рынок или в продуктовые сети Леонид Яцук сравнивает с «индивидуальным пошивом одежды и её покупкой в масс-маркете».

Фото: fotosol/globallookpress.com
Фото: fotosol/globallookpress.com
— Всегда будут и те, и другие клиенты. Я не могу отвечать за другие рынки. У нас конкретно много продукции из подсобных хозяйств, а люди годами ходят к одним и тем же «любимым продавцам». При этом многие рынки уже серьёзно поменялись, это далеко не объекты из советских времён, — настаивает он.

Пандемийный вариант?

С тем, что фуд-траки не составят конкуренции рынкам, согласны эксперты в сфере недвижимости. Однако аналитики подчёркивают: модернизировать рыночные пространства и подтягивать к европейскому уровню всё же надо.

— Фуд-траки — это вообще гибкий формат, подходящий для пандемийного времени, не стоит его противопоставлять рынкам, — отмечает вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.

Она напоминает, что знаменитые рынки есть в Лондоне, Париже, Барселоне, Стамбуле и т.д.

— Причём форматов принципиально два: исторический яркий рынок в центре (как в Мадриде или Стамбуле), и огромный за границей города (как в Париже). По своему виду и назначению они тоже отличаются: есть камерные рынки (например, в Хельсинки, на набережной), а есть новые, шедевры архитектурной мысли (как в Роттердаме). Есть просто рынки, где можно купить и продать (Барселона), а есть рынки, где даже концерты дают, и выглядит это фантасмагорически (Мадрид), — приводит примеры аналитик.
Рынок Бокерия в Барселоне/ Фото: Siu Wu/globallookpress.com
Рынок Бокерия в Барселоне/ Фото: Siu Wu/globallookpress.com

Вместе с тем, Ольга Шарыгина готова признать: городские рынки до преобразования либо не функционируют, либо представляют собой печальное зрелище.

Заместитель директора департамента консалтинга Colliers Евгения Кулеш уверена, что в городе востребованы разные форматы ретейла.

— Актуальность классических рынков неоспорима, однако такие объекты зачастую требуют реновации или реконструкции. Во всём мире исторические рыночные пространства обновляются с сохранением основной доходной функции. Обычно к формату добавляют интересную гастрономическую или ретейл-составляющую, — добавляет она.

Как поясняет Евгения Кулеш, соотношение этих функций меняется и зависит от конкретного объекта, его локации, окружения, трафика. Как правило, обновление рынка, создание в нём более комфортного и привлекательного пространства для покупателей позволяют объекту расширить аудиторию.