Минкульт отменил Культурный форум в Петербурге из-за новой вспышки заболеваемости коронавирусом. Это решение не обрадовало не только потенциальных участников, но и отельеров, они подсчитывают убытки, ведь в 2019-м году мероприятие собрало 40 тыс. человек. Но жизни людей стоят дороже. Город на Неве находится в числе лидеров по количеству смертей от COVID-19. Цифры сравнимы разве что с Москвой, но там живут в два с половиной раза больше людей и выше плотность населения.
Отменяются и другие мероприятия федерального масштаба, отказываются от туров в Россию мировые звёзды. К примеру, на днях об очередных переносах объявили Rage. Из Москвы новости о новых отменах и переносах громких мероприятий также приходят ежедневно — Гречка, Полина Гагарина, Валерий Меладзе и так далее.
В Петербурге происходит что-то странное: одним исполнителям выступать разрешают, другим — нет. Раз за разом избирательный подход приводит к скандалам и громким перебранкам между звёздными исполнителями. В целом Комитет по культуре проявляет поразительную лояльность в вопросе о согласовании мероприятий с численностью участников свыше 75-ти человек. А когда не проявляет, эти мероприятия почему-то всё равно проходят у всех на виду. Даже прямо сейчас совершенно открыто продаются билеты на «несогласованные» концерты. Для нарушителей такие вещи проходят совершенно безнаказанно. В отличие от федералов местным чиновникам не хватает то ли смелости, то ли желания проводить последовательную и решительную политику. Ситуация не меняется, несмотря на выход на очередной пик заболеваемости коронавирусом.
Тем временем организаторы мероприятий прямо обвиняют ответственных за согласование мероприятий чиновников в предвзятости. Тему на днях обсуждали в Общественной палате РФ, куда пригласили членов Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО). Глава компании «Светлая музыка» и продюсер Stereoleto Илья Бортнюк заявил, что государственным площадкам согласовывают все концерты, а к частникам применяются иные критерии.
— Мы ещё летом предложили рассмотреть вариант работать в формате COVID-free, приводя примеры московских концертных площадок, но никакой реакции не последовало. Я бы эту ситуацию уже назвал не дискриминацией, а геноцидом — когда идёт целенаправленное уничтожение индустрии, по крайней мере, значительной её части, — цитирует Бортнюка НСН.
У самих музыкантов и их фанатов неудобных вопросов не меньше. Ситуация, когда в один день на сцену выходит Дима Билан, а на следующий отменяют концерт «Ногу свело», или на сцену выходит Сергей Шнуров, а следом «Арии» сообщают, что им выступать нельзя из-за COVID-19, давно стала новым петербургским стилем.
Скандальная концертная хроника Петербурга ведётся ещё с прошлого года. Тогда, к примеру, рэпер Баста провёл в «Ледовом» концерт с участием 6000 зрителей. Сам исполнитель прямо заявил, что всё время находился в «тесном контакте» с Комитетом по культуре, что помогло согласовать все вопросы, в том числе касающиеся «ковидных» ограничений. Сразу после концерта соцсети взорвали ролики, на которых было видно, как эти ограничения соблюдаются на практике. Рэп подействовал на зрителей так странно, что они почему-то забыли и о дистанции в 1,5 метра, и о масках, а организаторы и не подумали что-либо предпринять в ответ.
Казалось бы, самое время вмешаться, но почему-то на следующий день всё повторилось, как встарь, словно в стихотворении Блока. Второй подряд концерт снова собрал 6000 человек, и опять о COVID-19 как будто забыли. К вечеру в Комитете по культуре всё-таки отреагировали на критику, но реакция получилась неожиданной. Чиновники заявили об отсутствии нарушений.
В итоге позицию, конечно, пришлось пересмотреть, но перед этим скандал успел выйти на федеральный уровень. Концерты Басты в Петербурге был вынужден комментировать даже премьер-министр Михаил Мишустин, а Роспотребнадзор обратился в суд в связи с выявленными нарушениями.
На этом фоне всплыл и другой аспект проблемы. Практически одновременно в клубе «А2» прошёл концерт группы «Чиж & Со». Комитет по культуре официально отказался согласовывать мероприятие, но это ничего не изменило. Не отменять же из-за этого концерт! Панк-группа «Бригадный подряд» и вовсе не стала утруждать себя согласованиями перед выходом на сцену в клубе «Космонавт». Концерты — мероприятия публичные, но раз за разом их каким-то образом умудряются проводить под носом у Мюллера, который где-то потерял свой колпак.
В итоге Баста публично поругался с Сергеем Шнуровым, и обмен ритуальным оскорблениями в соцсетях долго веселил любителей подобных развлечений. Певец алкоголизма решил выступить на стороне добра, то есть, тех музыкантов, которые соблюдают ограничения или которым не разрешают их нарушать. Правда, осталось не очень понятно, чем алкоголь, который певец рекламирует в своих композициях, лучше вирусов.
Глава Комитета по культуре Константин Сухенко в итоге отхватил выговор со стороны губернатора Александра Беглова «за ненадлежащую координацию деятельности организаций культуры в части обеспечения соблюдения мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции».
Говорят, Сухенко даже чуть не уволили. Его первому заместителю повезло куда больше. Спустя месяц с небольшим в январе 2021 года Бориса Пиотровского назначили вице-губернатором, ответственным за культуру. То есть, теперь он стал начальником Сухенко. Пиотровский известен дружбой со многими известными музыкантами, в том числе с уже упоминавшимся Шнуровым. Со многими, но не со всеми.
По иронии судьбы, один из летних скандалов произошёл уже с участием Шнурова. Тогда он успел презентовать свой новый проект «Зоя», и тут же стало известно об отменах концертов «Арии» и The Hatters. Музыканты «Арии» о данном решении узнали уже в пути.
Пандемийные скандалы сотрясали Петербург всё лето и продолжились осенью. При этом «ненадлежащая координация» вновь рассорила между собой звёзд, на этот раз на тропу войны вышли Дима Билан и Макс Покровский из группы «Ногу свело». Концерт Билана 1 июля прошел на площадке Roof Place на фоне очередного скачка заболеваемости коронавирусом. Маски и дистанцию опять творчески проигнорировали. Покровский, который должен был выступать следом, обвинил Билана в срыве собственного концерта.
«Ты насрал на все правила», — написал рок-музыкант своему поп-коллеге.
Сказано грубо, но ситуацию с концертами в Петербурге эта фраза характеризует лучше всего. Немало вопросов возникает и по поводу непоследовательности. Одни музыканты получают разрешения, а другие — нет. Решения не слишком прозрачны. Перебранка Билана с Покровским в итоге зашла так далеко, что пришлось привлекать к делу полицию. К сожалению, от COVID-19 даже она не защитит.
Телеканал «78» тем временем обнаружил ещё одну любопытную историю. Легендарный рокер Константин Кинчев в июле провёл два подпольных концерта «без ПЦР-тестов и COVID-паспортов». Даже без чеков. Информацию распространяли через фанатские группы, билеты вручали из рук в руки, назначая встречи на территории города. Гостям строго-настрого запретили использовать смартфоны, так как конспирация превыше всего. Элементарные ограничения вроде масок и дистанции тоже никто не соблюдал. Более того, быстро стало понятно, что Кинчев вообще не очень-то верит в коронавирус и пополнил длинный ряд так называемых COVID-диссидентов.
После выхода наших материалов была организована проверка. Правда, с музыкантом предпочли не ссориться, и хотя организовывал мероприятие фан-клуб, претензии возникли лишь к студии документальных фильмов. Именно там собирали зрителей. Зато сам Константин Кинчев ответил властям Петербурга и России гневным видеороликом. Он приравнял введение QR-кодов к действиям нацистов в концлагерях, выступил против вакцинации и пообещал продолжать играть на гитаре, даже если за это его «посадят в тюрьму». Интеллигентное петербургское «культурное» начальство сделало вид, что ничего не заметило.
В сентябре проблема приобрела международный масштаб. Три недели назад в клубе «Морзе» прошёл концерт украинской исполнительницы Луны. Разумеется, «ковидные» ограничения опять никто не соблюдал. Более того, выяснилось, что организаторы подавали заявку на проведение мероприятия, но не получили согласования от Комитета по культуре. Но это же не повод не петь. Иронии ситуации добавляет тот факт, что представитель руководства клуба «Морзе» ещё и состоит в экспертном совете при Комитете по культуре как раз по вопросам «ограничительных мер». Сама певица, по словам зрителей, ещё и находилась в странном состоянии. Некоторые предположили, что она что-то не то приняла для поднятия иммунитета. Но соблюдение «антиковидных» правил — более прямой путь к сохранению здоровья.
На сайте Центра развития и поддержки предпринимательства опубликован полный реестр мероприятий с 75-ю и более участниками, организаторы которых обратились в Комитет по культуре за согласованием. Всего их там 322. В основном, это мероприятия, которые состоялись в сентябре и октябре или должны состояться в ближайшее время. Вердикт «не согласовано» стоит лишь напротив 57 заявок, это 17,7%.
В большинстве же случаев Комитет по культуре проявляет к организаторам полную лояльность. Более того, проблем с согласованием не испытала и группа «Алиса», лидер которой не верит в COVID-19, демонстративно игнорирует меры безопасности и только что матом не послал чиновников из комитета. Концерт в «Авроре» без проблем согласовали на начало октября.
В сентябре и октябре в Петербурге, несмотря на скачок заболеваемости, также благополучно были согласованы концерты «Сплина», Леонида Агутина, Манижи, группы «Калинов мост», Олега Погудина и Александра Розенбаума. На очереди «Аукцы́он» и Billy’s Band. С другой стороны Элджей, Face, «Элизиум» и многие другие сообщили об отменах и переносах.
Куда интереснее взглянуть на те мероприятия, которые согласованы не были. Например, в том же клубе «Морзе», где выступала «Луна», 29 октября на сцену выйдет одна известная российская рок-группа. Отрицательный вердикт и на планы музыкантов, и на планы организаторов, похоже, никак не повлиял. Во всяком случае, билеты по-прежнему в открытую продаются на специализированных сайтах. Рекламируется концерт и в соцсетях. А в Комитете по культуре, наверное, заранее сочиняют очередную весёлую объяснительную на тему «ненадлежащей координации». Только, к сожалению, коронавирусу не нужны объяснительные, он вообще не умеет читать.