Птицы прилетели на дамбу ещё в начале её строительства: в 1990-е у северного основания впервые обнаружили колонию малой крачки. Сегодня, спустя 30 лет, комплекс защитных сооружений — единственное регулярное место гнездования этих пернатых в Петербурге.
Проходящий в открытые ворота петербургской дамы многоярусный контейнеровоз раньше смотрелся бы как чудо, а теперь это повседневность специалистов КЗС.
Но такая картинка всё равно никогда не надоедает. Что и говорить о случаях, когда готовые принять на себя удар стихии затворы смыкаются.
Предотвратить катастрофические последствия мощного шторма пару столетий назад было невозможно. В 1824 году инженер Пётр Базен разработал проект дамбы через Финский залив, но сразу стало понятно: он неосуществим. К реальному строительству сооружений защиты тогда уже Ленинграда от наводнений приступили в конце 70-х годов двадцатого столетия.
Стройку то замораживали, то возобновляли — по разным причинам. Процесс растянулся аж на 30 лет. И 12 августа 2011 года КЗС наконец ввели в эксплуатацию. Боевого крещения не пришлось долго ждать. Первый сильный шторм «Святой Патрик» пришёл в город меньше чем через полгода, 26 декабря — аккурат к Новогодним праздникам.
— Тогда уровень воды мог подняться на 2 метра 54 см, это было бы четвёртое наводнение в истории. Фонтан перелетал через шесть полос автодороги, сооружения гудели, но мужественно стояли, — вспоминает события тех дней замгендиректора по эксплуатации КЗС Игорь Полищук.
До появления затворов в Финском заливе Петербург подтапливало каждый год, и виной всему, конечно, география: город находится практически на уровне моря. Залив сообщается с Балтикой, и активные циклоны, перемещаясь с Атлантики, вызывают, кроме дождей, ещё и сильный порывистый ветер с запада.
— За время работы КЗС удалось предотвратить 26 наводнений, некоторые из которых привели бы к подъёму воды более чем на 2,5 метра. Поднятие воды в устье Невы вызывает подтопление 7% территории города, три метра — это 17%. Если бы было наводнение пятиметровой высоты, то 30% было бы затоплено, — строит страшные, но, к счастью, уже несбыточные прогнозы метеоролог Михаил Леус.
Восстановление города после таких наводнений стоило бы порядка 123 млрд рублей — примерно столько же обошлось строительство КЗС. Так что можно сказать, что за десять лет дамба себя окупила.
Помимо защитной функции, она обеспечивает ещё и связующую: автомобильный тоннель длиной почти в два километра соединил Петербург и Кронштадт. В центральной части, где тоннель уходит под воду, автомобили проезжают на глубине 24 метра.
За 10 лет эксплуатации через тоннель прошло порядка 60 млн разных транспортных средств, а экран коллективного пользования по управлению спецобъектом — один из самых больших в России.
На него выведена информация по всем системам, обслуживающим тоннель — всего их 52.
— Есть интересная система, которая в авторежиме выбирает нештатные ситуации на подъезде к тоннелю. Задача стоит такая, чтобы минимально задерживать движение тоннеля, — пояснил дежурный диспетчер автодорожного тоннеля Станислав Степанов.
А ещё у КЗС есть собственные хештеги в социальных сетях. Например, #друзьядамбы. Им пользователи подписывают фотографии и видео, на которых запечатлено сооружение. А в официальных аккаунтах можно найти эксклюзивные кадры с гнездования крачек, испытания затворов и других важных моментов из жизни уникального комплекса.