В 2020 году цветочный бизнес Петербурга попал в жестокий кризис из-за пандемии и тотального закрытия офлайн-магазинов – многие владельцы цветочных лавок и сетей просто не пережили эти события и «сошли с дистанции». После постановления губернатора города Александра Беглова от 26 марта прошлого года о закрытии точек продаж цветов до конца апреля флористы остались без работы, а владельцы этого бизнеса вышли на Пулковское шоссе, чтобы провести масштабный и печальный перфоманс. 13 апреля 2020 представители компаний «ЛенЦветТорг», «Миллион цветов» и других уничтожили целые горы цветов, чтобы показать, что больше с ними ничего они сделать не могут.
Цветы – товар скоропортящийся, и пандемия принесла этому хрупкому бизнесу многомиллионные убытки. Как рассказывала ранее 78.ru PR-менеджер (на тот момент) компании «Цветовик» Александра Веселова, цветы заказываются минимум за две недели, и каждая партия оплачивается заранее. Но в кризисный первый год пандемии многим помог интернет. Те компании, что имели свои сайты с возможностью заказать доставку цветов онлайн, бросили в интернет если и не все, то значительно большие силы.
Правда, онлайн тогда покрывал, как правило, лишь крошечный процент продаж крупных сетей. Тем не менее, пандемия серьёзно подстегнула это направление – на данный момент многие цветочные компании значительно активнее занимаются доставкой и онлайн-заказами, а петербуржцы с довольствием пользуются этой функцией. Кроме того, многие цветочные компании добавляют на свои сайты дополнительные «плюшки»: часто вместе с цветами можно заказать воздушные шары, мягкие игрушки, а также сладости. На многих сайтах, помимо букетов из цветов, предлагают популярные сейчас композиции из ягод и шоколада.
В текущем году, однако, цветочные салоны не закрывались. И дела у «красивого бизнеса» пошли в гору – об этом нам рассказали собственно представители цветочных компаний.
– Бизнес оправился, всё снова стало как в 2019 году, – ответил на вопрос 78.ru Алексей Антипов, председатель Ассоциации цветоводов России, председатель совета директоров компании «Новая Голландия». – Единственное – что жара очень высокая.
А PR-менеджер «Цветовика» Светлана Резникова отметила, что дела и вовсе идут лучше прежнего:
– Наш бизнес хорошо себя чувствует. Мы, напротив, расширяемся, увеличиваем количество магазинов.
Но как же, на самом деле, повлияла на хрупкий бизнес невероятная летняя жара 2021 года?
Июнь 2021 шокировал петербуржцев своим нетипичным поведением, устроив пекло, которого никто не ждал. Но июль решил это безобразие не исправлять, а подыграть старшему товарищу. За один только июль, который ещё не подошёл к концу, в Петербурге было установлено три температурных рекорда: 7 июля (+32 градуса), 11 июля (+34), 14 июля (+33).
Сейчас жара схлынула, оставив петербуржцев приходить в себя и лечить расшатанные жарой нервы. А как в такую погоду чувствовали себя цветы? Представители цветочного бизнеса признались: откровенно не очень.
– Очень плохо, цветы не хотят расти, потому что им жарко, не хватает углекислого газа – они ведь питаются, в отличие от людей, не кислородом, а углекислым газом, – рассказал Алексей Антипов. – И они, как и люди, страдают. Водостойкость уменьшается, ростовка снижается. Это всё – проблемы для производителей.
Создаёт жара проблемы и для продавцов этого товара.
– Конечно, жара очень сильно влияет. Мы из-за этого закрывали магазины шторами, у нас усиленно работали кондиционеры, – ответила на вопрос Светлана Резникова.
А кондиционеры – это дополнительные траты на электричество, рост общих затрат на поддержание точек продаж. Однако и это – не последняя проблема, которую приносит лето цветочному бизнесу. Причём, как оказалось, абсолютно любое лето.
– Летом многие люди хотят отдохнуть, уезжают в отпуска. В принципе, это традиционно, – пояснил Алексей Антипов. – Я не знаю, на самом деле, кто придумал День флориста в июле, потому что традиционно июль – это единственный месяц, в который флористы отдыхают. Июль и январь, примерно так. Потому что очень маленький спрос на цветы. Где-то до 20 августа. А когда люди вернутся в Москву, Петербург с детьми – у нас начнётся сезон. В июле же продажи очень серьёзно снижаются.
Подтверждает этот факт и Светлана Резникова:
– Да, с учётом того, что у многих есть ещё цветы в садах, огородах, кто-то пользуется ими, соответственно, спрос падает. С учётом пандемии ещё и количество свадеб чуть поменьше, так что цветов покупается чуть меньше, чем раньше.
Тотальный отъезд горожан в отпуска, за город, на юг или даже за границу в этом году, как и во все прочие годы, кроме 2020, привёл к любопытному результату: как признался Алексей Антипов, в прошлом году продажи в июле были значительно выше, так как магазины были уже открыты, а в отпуска никто не ездил:
– Люди сидели дома и тратили деньги в том числе и на цветы.
Впрочем, привыкших к сезонности представителей цветочного бизнеса это не слишком пугает – как отметила Светлана Резникова, в данной сфере всё равно всё привязано к праздникам, в первую очередь – к 8 марта и 1 сентября. И менее чем через месяц флористов Петербурга, как и всей страны, ждёт самая горячая пора во втором полугодии. А пока – можно и немного отдохнуть, отметив свой профессиональный праздник.