Прямой эфир

Цветы против пекла и коронавируса: смог ли цветочный бизнес пережить пандемию и жару?

Маргарита Звягинцева
24 июля 2021, 15:23
24 июня в России отмечается День флориста. Флористы и владельцы цветочного бизнеса серьёзно пострадали в начале пандемии, когда были закрыты цветочные салоны и миллионы цветов пришлось уничтожить. Как же чувствует себя цветочный бизнес сегодня?
Фото: pixabay.com

После кризисных времён

В 2020 году цветочный бизнес Петербурга попал в жестокий кризис из-за пандемии и тотального закрытия офлайн-магазинов – многие владельцы цветочных лавок и сетей просто не пережили эти события и «сошли с дистанции». После постановления губернатора города Александра Беглова от 26 марта прошлого года о закрытии точек продаж цветов до конца апреля флористы остались без работы, а владельцы этого бизнеса вышли на Пулковское шоссе, чтобы провести масштабный и печальный перфоманс. 13 апреля 2020 представители компаний «ЛенЦветТорг», «Миллион цветов» и других уничтожили целые горы цветов, чтобы показать, что больше с ними ничего они сделать не могут.

Цветы – товар скоропортящийся, и пандемия принесла этому хрупкому бизнесу многомиллионные убытки. Как рассказывала ранее 78.ru PR-менеджер (на тот момент) компании «Цветовик» Александра Веселова, цветы заказываются минимум за две недели, и каждая партия оплачивается заранее. Но в кризисный первый год пандемии многим помог интернет. Те компании, что имели свои сайты с возможностью заказать доставку цветов онлайн, бросили в интернет если и не все, то значительно большие силы.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Правда, онлайн тогда покрывал, как правило, лишь крошечный процент продаж крупных сетей. Тем не менее, пандемия серьёзно подстегнула это направление – на данный момент многие цветочные компании значительно активнее занимаются доставкой и онлайн-заказами, а петербуржцы с довольствием пользуются этой функцией. Кроме того, многие цветочные компании добавляют на свои сайты дополнительные «плюшки»: часто вместе с цветами можно заказать воздушные шары, мягкие игрушки, а также сладости. На многих сайтах, помимо букетов из цветов, предлагают популярные сейчас композиции из ягод и шоколада.

В текущем году, однако, цветочные салоны не закрывались. И дела у «красивого бизнеса» пошли в гору – об этом нам рассказали собственно представители цветочных компаний.

– Бизнес оправился, всё снова стало как в 2019 году, – ответил на вопрос 78.ru Алексей Антипов, председатель Ассоциации цветоводов России, председатель совета директоров компании «Новая Голландия». – Единственное – что жара очень высокая.

А PR-менеджер «Цветовика» Светлана Резникова отметила, что дела и вовсе идут лучше прежнего:

– Наш бизнес хорошо себя чувствует. Мы, напротив, расширяемся, увеличиваем количество магазинов.

Но как же, на самом деле, повлияла на хрупкий бизнес невероятная летняя жара 2021 года?

Жара против роз и пионов – кто выжил?

Июнь 2021 шокировал петербуржцев своим нетипичным поведением, устроив пекло, которого никто не ждал. Но июль решил это безобразие не исправлять, а подыграть старшему товарищу. За один только июль, который ещё не подошёл к концу, в Петербурге было установлено три температурных рекорда: 7 июля (+32 градуса), 11 июля (+34), 14 июля (+33).

Сейчас жара схлынула, оставив петербуржцев приходить в себя и лечить расшатанные жарой нервы. А как в такую погоду чувствовали себя цветы? Представители цветочного бизнеса признались: откровенно не очень.

– Очень плохо, цветы не хотят расти, потому что им жарко, не хватает углекислого газа – они ведь питаются, в отличие от людей, не кислородом, а углекислым газом, – рассказал Алексей Антипов. – И они, как и люди, страдают. Водостойкость уменьшается, ростовка снижается. Это всё – проблемы для производителей.

Создаёт жара проблемы и для продавцов этого товара.

– Конечно, жара очень сильно влияет. Мы из-за этого закрывали магазины шторами, у нас усиленно работали кондиционеры, – ответила на вопрос Светлана Резникова.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

А кондиционеры – это дополнительные траты на электричество, рост общих затрат на поддержание точек продаж. Однако и это – не последняя проблема, которую приносит лето цветочному бизнесу. Причём, как оказалось, абсолютно любое лето.

– Летом многие люди хотят отдохнуть, уезжают в отпуска. В принципе, это традиционно, – пояснил Алексей Антипов. – Я не знаю, на самом деле, кто придумал День флориста в июле, потому что традиционно июль – это единственный месяц, в который флористы отдыхают. Июль и январь, примерно так. Потому что очень маленький спрос на цветы. Где-то до 20 августа. А когда люди вернутся в Москву, Петербург с детьми – у нас начнётся сезон. В июле же продажи очень серьёзно снижаются.

Подтверждает этот факт и Светлана Резникова:

– Да, с учётом того, что у многих есть ещё цветы в садах, огородах, кто-то пользуется ими, соответственно, спрос падает. С учётом пандемии ещё и количество свадеб чуть поменьше, так что цветов покупается чуть меньше, чем раньше.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Тотальный отъезд горожан в отпуска, за город, на юг или даже за границу в этом году, как и во все прочие годы, кроме 2020, привёл к любопытному результату: как признался Алексей Антипов, в прошлом году продажи в июле были значительно выше, так как магазины были уже открыты, а в отпуска никто не ездил:

– Люди сидели дома и тратили деньги в том числе и на цветы.

Впрочем, привыкших к сезонности представителей цветочного бизнеса это не слишком пугает – как отметила Светлана Резникова, в данной сфере всё равно всё привязано к праздникам, в первую очередь – к 8 марта и 1 сентября. И менее чем через месяц флористов Петербурга, как и всей страны, ждёт самая горячая пора во втором полугодии. А пока – можно и немного отдохнуть, отметив свой профессиональный праздник.