На днях, 13 апреля, представители цветочных салонов Петербурга собрались на Пулковском шоссе, чтобы уничтожить целые горы своего прекрасного товара. Под нож пошли розы, хризантемы и другие самые разные цветы сразу нескольких компаний: «ЛенЦветТорг», «Миллион цветов» и прочих. Магазины цветов в Петербурге закрылись после постановления губернатора Александра Беглова от 26 марта — и будут закрыты в городе минимум до 30 апреля.
Вот только, в отличие от коллег, торгующих мебелью или одеждой, цветочники не могут просто оставить свой товар на складе.
— Особенность этого бизнеса состоит в том, что все цветы мы заказываем заранее, — рассказала PR-менеджер компании «Цветовик» Александра Веселова. — За две недели мы договариваемся о поставке, при этом, оплачиваем её сразу. Я могу сказать от лица представителей бизнеса, что никто из нас не был готов к резкому приостановлению работы. Во время карантина мы получали поставки цветов на миллионы рублей. Плюс в магазинах у нас было товарного остатка на десятки миллионов рублей.
Жизнь срезанного цветка исключительно коротка — месяц с «хвостиком» все эти букеты совершенно точно не протянут. И не поможет ни один холодильник. Даже самые «долгоиграющие» виды срезанных растений к маю сгниют.
— Люди выходят на работу не для того, чтобы продавать, а чтобы уничтожить погибшие цветы, — призналась Александра Веселова. — Цветочный бизнес в Петербурге сейчас на грани вымирания.
Убытки у всех, конечно, разные. Например, у компании «Новая Голландия», продающей по всей стране собственные, выращенные в Ленобласти цветы, за март убыток составил 18 млн рублей — об этом в интервью 78.ru рассказал председатель совета директоров компании Алексей Антипов.
— Нам пришлось списать несколько сотен тысяч стеблей, потому что остановить этот процесс достаточно тяжело, — отметил Антипов.
А вот у небольшого салона «Цветочная лавка» на Петроградской стороне убытки, по словам его хозяйки Юлии, уложились в стоимость одной еженедельной поставки. Но сами цветы — не единственная боль и источник потерь у цветочников. Другие платежи также никто не отменял.
— Расходы по поддержанию сети магазинов остаются такими же, как и раньше, а доходы от реализации свелись практически к нулю, — поделилась Александра Веселова. — Сотрудникам, которых мы отправили по домам, нет средств выплатить зарплату, а также связанные с ней налоговые, пенсионные и иные отчисления. Никаких послаблений в этой части государство цветочному бизнесу не сделало. Мы платим абсолютно все налоги и отчисления, которые были до всех этих событий.
Как и в большинстве бизнес-сфер, одной из самых острых проблем для цветочных магазинов является вопрос аренды:
— На нас не распространяются принятые поправки по отсрочке и уменьшению арендной платы, — жалуется PR-менеджер «Цветовика». — Ещё под вопросом, согласятся ли арендодатели пойти нам навстречу по отсрочке платы.
Электричество, коммунальные и прочие платежи по-прежнему копятся. Представители отрасли сетуют, что их не включили в список сфер, наиболее сильно пострадавших от последствий карантина и эпидемии коронавируса. А ведь именно цветочный бизнес оказался практически стёрт с лица города — как из-за убытков, так и из-за невостребованности.
Как и многие другие предприниматели, цветочники осваивают и расширяют онлайн-пространство. У многих сетей и раньше были интернет-магазины, теперь они наращивают оборот — ведь другого способа продать цветы при закрытых торговых точках сейчас просто нет.
Но интернет-торговля в данный момент вряд ли сможет удержать данный сегмент на плаву:
— За онлайн-доставкой будущее, и её возросшая популярность — одно из немногих положительных последствий сегодняшней сложной ситуации. Но данный сервис выдаёт только до 5-7% от прежнего объёма продаж, — разводит руками Александра Веселова.
Тем не менее, не у всех дела обстоят совсем катастрофично. В Ленобласти, к примеру, на основании постановления правительства региона от 3 апреля стали открываться цветочные магазины. И предприятия, работающие в области или сразу в двух регионах, понемногу поправляют своё положение.
Как рассказал Алексей Антипов, в последней декаде марта предприятия «Новой Голландии» стали отключать электричество и газ, чтобы сократить неизбежные издержки. Чтобы не скатиться в долговую яму, компания попросила помощи у местных властей.
— Мы обратились в администрацию Ленинградской области к Олегу Михайловичу Малащенко за поддержкой. Они нам очень сильно помогли, потому что они обратились и в Газпром, и в ПСК, чтобы нам дали какую-то отсрочку по платежам. Частично Газпром нам предоставил, с ПСК сложнее, но, тем не менее, частично мы договорились. Ведём переговоры с банком, в рамках того, что президент нам обещал.
Директор маленькой «Цветочной лавки» у станции метро Горьковская Юлия также отметила, что многие идут ей на уступки в это сложное время:
— Предоставители услуг идут навстречу и сокращают или вообще отменяют оплату — я имею в виду связь, вывоз мусора, обслуживание техники и тому подобное.
В «Новой Голландии», рассказал Алексей Антипов, никаких кадровых сокращений пока не проводилось. Сотрудники получили авансы, сейчас уже начинаются выплаты зарплат. В целом, директор «Новой Голландии» смотрит на происходящее позитивней:
— Ждём субсидий, которые нам Ленобласть выплачивает ежегодно в апреле. Пытаемся как-то пройти апрель. В области открыли продажи цветочных магазинов, это, безусловно, нам сильно помогает. Я думаю, что это позиция не только по нам, но и по другим (предприятиям), в том числе малому и среднему бизнесу, которому это будет большая поддержка. В общем, нас поддерживают власти, ничего не могу сказать.
Разумеется, после карантина и возвращения страны к обычной жизни в цветочном бизнесе ничего не будет «по-прежнему». По словам Алексея Антипова, который также является председателем правления «Национальной ассоциации цветоводов», рынок продаж цветов в стране упал на 50-60% в один миг. А может быть, даже больше — пока это лишь оценка «на глазок». Безусловно, в выигрыше компании, которые занимались исключительно интернет-продажей и доставкой цветов. Таких покупателей среди клиентов «Новой Голландии» немало, отметил наш собеседник.
Собственно у розария Антипова онлайн-продажи выросли за этот сложный период с 3-5 до 25-30%. Несмотря ни на что, у людей случаются праздники, у женщин бывают дни рождения, в которые просто грех не подарить цветы, отмечает он.
Огромную часть выручки отнимет у цветочного бизнеса запрет на проведение свадеб и банкетов, ведь оформление торжеств цветами — один из главных источников дохода этого бизнеса. Но и тут можно смотреть на вещи позитивно:
— Свадеб нет, похороны есть — это, кстати, тоже индустрия, тоже цветы покупают, — пожимает плечами владелец «Новой Голландии».
У тех, чьи продажи на данный момент не совсем заморожены, возникает сейчас новая проблема — тотальное падение цен на цветы. Алексей Антипов сетует, что Голландия — не Новая, а та, что в Европе — скинула цены на свои цветы в 5-10 раз. И импорт продолжает поступать в нашу страну, в том числе нелегально, через Белоруссию и т. п. Это серьёзно мешает отечественным цветочным комбинатам.
Хозяйка «Цветочной лавки» Юлия не продаёт цветы в период карантина совсем — ни онлайн, ни из-под полы. И это её принципиальная позиция. Дело в том, что сама она закупала цветы для своего маленького салона у зарубежных поставщиков. Сейчас же купить качественные цветы не у кого.
— У нас нет возможности получать поставки цветов такого качества и такой свежести, к которым привыкли наши клиенты, из которых мы сможем делать букеты. Мы не можем заказать пять гвоздичек и их потом продавать три недели, — рассказала Юлия. — Мы делаем качественные букеты из хороших цветов, мы за них отвечаем. Но того качества, которое мы согласны предоставлять клиентам, мы сейчас предоставлять не можем, поэтому мы закрыты. Совсем. Мы стараемся это объяснить, надеюсь, что люди не в обиде и понимают нас.
Хозяйка «Цветочной лавки» надеется, что её бизнес сможет пережит полтора карантинных месяца и выбраться из сложившейся ситуации:
— Мы работаем уже 20 лет, клиенты нас знают, и я надеюсь, что они придут к нам снова. Мы с этим уже сталкивались, в кризис 2008 года, и 2014 года, и благополучно пережили. Поэтому какое-то время надо потерпеть, потом всё вернётся.
Конечно, после завершения карантина в этом бизнесе может случиться беда другого характера: людям, многие из которых потеряли работу, будет просто не до покупки цветов. Поэтому представители хрупкого бизнеса всё же ищут поддержки властей.
— Мы написали письмо Мишустину с просьбой включить нас в список (отраслей, наиболее пострадавших из-за коронавируса) ещё две недели назад. Пока не получили ответ. Но, надеюсь, нас включат, — поделился Алексей Антипов.