Прямой эфир

Кроме Сочи и Крыма: почему внутренний туризм не набирает популярность у петербуржцев?

Светлана Коваленко
9 июня 2021, 12:57
Пандемия вынудила многих петербуржцев, как и других россиян, отдыхать на отечественных курортах. Горожане охотно ездят в Краснодарский край и Крым и хотели бы увидеть Камчатку и Дальний Восток, но качество сервиса и цены отпугивают многих.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Российские власти рассчитывают перезапустить внутренний туризм. Только на поддержку инвесторов, строящих новые отели, но не в раскрученных курортных городах, а пригородах, чиновники за 10 лет готовы потратить 100 млрд рублей. Пока что результаты неутешительны: по итогам 2020 года общий поток внутренних туристов в России сократился на 35 — 40%, хотя свою роль здесь сыграла и пандемия. Участники форума «Туризм и индустрия гостеприимства: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли» в рамках ПМЭФ-2021 разбирались, почему отечественный продукт пока не набирает популярность у россиян, в том числе, петербуржцев.

Спрос есть, предложение отстаёт

Как отметил президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Павел Титов, из-за пандемии подавляющее большинство россиян были вынуждены переключиться на отечественный туризм.

— Есть хорошие примеры туристических объектов и инфраструктуры, но, скорее, спрос сильно опережает уровень и качество предложения, — констатировал он.

По словам руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарины Догузовой, регионы сейчас серьёзно нуждаются в крупных современных отелях в пригородных курортных зонах. Более или менее удовлетворительно обстоят дела с номерным фондом в Сочи, Казани, Калининграде. В тех же отдалённых регионах, куда мечтают отправиться многие, например, на Байкале или Камчатке ситуация критическая. Не хватает отелей даже для Краснодарского края и Крыма.

Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

Ещё одна проблема, почему россияне редко путешествуют в отдалённые регионы, это дороговизна авиабилетов, когда перелёт на Дальний Восток может стоить столько же, сколько в Тихоокеанские страны. Как подчеркнула Зарина Догузова, сейчас ведётся работа по субсидированию чартеров в такие локации.

Председатель комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Борис Пайкин напомнил, что в стране до сих пор не урегулирована на законодательном уровне деятельность гостевых домов, нет и определённости с яхтенным туризмом, хотя страна морская.

«Разброс качества»

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул, что существует огромный интерес у россиян и у петербуржцев, в том числе, к этим двум регионам.

— Только в прошлом году нас посетили 7,5 млн человек. Правда, эта цифра с учётом делового туризма. Почти 5 млн человек побывали в Приморье. Мы видим, что люди хотят чего-то нового, уникального, — рассказал Алексей Чекунов.

Вместе с тем, в отдалённых, нераскрученных регионах существует также такая проблема, как несформированный и несогласованный участниками рынка туристический продукт. Так, экскурсия по одной и той же достопримечательности у кого-то из операторов может продолжаться час, а у кого-то все пять часов. При этом, например, за первую возьмут условные 5000 рублей, а за вторую — намного меньше.

Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин ставит проблему шире: это «общий разброс качества» в регионах. Дело не только в экскурсиях, но даже в самих отелях. Даже в гостиницах 5* может существенно различаться набор оказываемых услуг, о чём неподготовленные туристы узнают уже на месте, что и приводит к разочарованиям.

— Например, при бронировании поездки в Турцию многие просто говорили: надо отель на первой линии уровня 5*. И это уже было гарантией того, что клиент получит приличный продукт. В России если поступить так, можно нарваться на что угодно. Поэтому турист, если хочет получить качество, должен потратить много времени, изучая местоположение, отзывы в Интернете и т.д. У нас был случай, когда петербургская группа отправилась на Байкал, и там во всем отеле не оказалось хотя бы одной кофемашины. Жителей Северной столицы, привыкших к комфорту, это привело в шок, — вспоминает Сергей Ромашкин.

На условиях анонимности участники рынка шутят: отсутствие такой техники не самое страшное, иногда в глубинке в допотопных гостиницах и вообще можно встретить туалет без унитаза с дыркой в полу. Причём будет он один на этаж.

Бешеные деньги

По словам генерального директора ООО «Больше солнце» Дарьи Евтеевой, в шок путешественников ввергает скорее не отсутствие той же кофемашины, а цены. Они намного больше, чем в Европе, а качество сервиса, особенно в регионах, оставляет желать лучшего.

— Потому люди, заплатив бешеные деньги, и начинают ко всему придираться, — делает вывод она.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Сергей Ромашкин согласен: отдых в отелях 3* за рубежом и в России в среднем сопоставим по расценкам, но если речь идет объектах в 4* и 5*, цены выше в 1,5 — 2 раза не в пользу отечественного продукта.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов считает главной причиной, из-за которой люди боятся отправляться в отдалённые регионы, отсутствие нормальной инфраструктуры и дорог. Так, экскурсия в долину гейзеров в регионе обойдется в 45 тыс. рублей на одного человека. Её проводят исключительно на вертолёте, так как подъездов к достопримечательности нет.

Директор по внутреннему и въездному туризму туроператора «Премьера» Татьяна Бисерова напоминает и о нехватке квалифицированного персонала, особенно в глубинках, причём во всех сферах.

— Те же петербуржцы привыкли к вышколенным и пунктуальным таксистам. А в регионах, если водитель не в шлёпанцах и шортах, не курит за рулём, а просто хамит, это уже очень хорошо, — иронизирует она.

Ведущий юрист Северо-западного Клуба защиты прав туристов Михаил Житнухин вспоминает случай, когда жители Северной столицы отправились в автобусный тур по Байкалу. Машина попала в ДТП и произошло возгорание. Все вещи туристов были уничтожены огнём, а в итоге выяснилось, что принимающая сторона прибегла к услугам нелегальных перевозчиков. В итоге все увязли в долгих судебных разбирательствах.

Фото: flickr.com/Petr Magera
Фото: flickr.com/Petr Magera

Нет турпакета

Как подчёркивает Татьяна Бисерова, для того, чтобы турист отправился куда-то, необходим турпакет, который поставлен на конвейер и его легко приобрести на сайтах туроператоров on-line. Сейчас же по направлениям на тот же Байкал, в Дальний Восток, в другие экзотические локации всё собирается агентом вручную, «если и собирается вообще».

— Зачастую ситуация развивается по следующему сценарию: человек приходится в турагентство и просит его отправить куда-нибудь в экзотику по России. Агент отвечает: «Это очень сложно устроить и будет дорого стоить, давайте лучше посмотрим что-нибудь другое». Есть настойчивые люди, они пытаются всё организовать самостоятельно, но здесь нарастает риск разочарования. А потерпев неудачу, немногие решаются рискнуть снова и не скоро, — поясняет она.

Так, обучение агентов по Казани и Калининграду, например, проводилось пять лет назад, потому сейчас там всё поставлено на поток. Семинары по Байкалу для персонала запустили только в этом году.

— Потому не надо ждать, что всё случится быстро и прямо завтра, — констатирует Татьяна Бисерова.
Фото: Viktor Pogontsev/globallookpress.com
Фото: Viktor Pogontsev/globallookpress.com

Просто любят море

Сергей Ромашкин подчёркивает, Краснодарский край и Сочи пользуются популярностью по одной простой причине: 70% людей в мире считают, что отпуск надо провести на море в тёплом климате.

— У тех же англичан есть свои пляжи, но они уезжают на испанские. Если человек решил, что ему надо в Анапу, его невозможно заставить поехать на Байкал. Также важно помнить, что есть семьи с маленькими детьми. Многие родители понимают, что экскурсионные туры в таком случае категорически не подходят. Единственный выход — отдых на море, если речь идёт о поездке, — поясняет Сергей Ромашкин.

По его словам, если говорить об экскурсионном туризме, то сейчас набирают обороты туры в Северный Кавказ. Например, продажи путёвок в Дагестан выросли в три раза к «доковидному» 2019 году.