Прямой эфир

Маршрут истории: поезд-музей проехал от депо «Автово» до «Площади Ленина»

Андрей Макаров
7 июня 2021, 17:52
Внутри — всё в точности, как 65 лет назад. Даже отделка стен — под «линкруст», объёмные обои под покраску. Во всех четырёх вагонах — стенды с историческими материалами о метрополитене.
Фото: 78.ru

Поезд во времени. Экскурсию в самое большое электродепо Петербурга — Дачное — провели сотрудники метрополитена. А затем на поезде из 1960-х годов экскурсанты отправились от станции «Автово» до «Площади Ленина». Корреспондент 78.ru тоже погрузился в историю петербургской подземки.

За контрольно-пропускной пункт просто так, из праздного любопытства, не попасть. Но в преддверии Дня города петербургский метрополитен организовал экскурсию. Гвоздь программы — знаменитый ретропоезд, но перед поездкой на нём — прогулка по старейшему и самому большому в городе электродепо.

Собравшимся удалось понаблюдать за обычными процессами — например, как поезд поехал на мойку. И подняться на единственную в Петербурге платформу метрополитена под открытым небом. Пользуются ей только сотрудники депо — садятся здесь в вагон и спускаются в подземку.

Сделать снимок на фоне знаменитых башен депо «Автово», откуда в 1955 году выходили на линию первые пассажирские составы, и затем — внутрь, изучать жизнь в цехах. Экскурсовод Аркадий Давыдов рассказывает про поезда в мельчайших подробностях — информация накопилась за долгие годы работы.

— Фары — простые лампы накаливания, света они не дают — я это знаю, поскольку сам двадцать лет проработал машинистом на Первой линии, — говорит Аркадий.

Ретропоезд тоже повезёт пассажиров по Первой линии. Вот он уже готов отправиться в путь. Управлять им будут два машиниста первого класса.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Мало таких машинистов, каждый приписан к одной линии, а эти могут управлять поездами на всех линиях, они ездили везде, — отмечает Давыдов.

Ответственность слишком большая — вагоны такого возраста в метрополитене уже не используются. Этот поезд-музей появился несколько лет назад — к 60-летнему юбилею подземки. Исторических, 1955 года выпуска, вагонов не нашли, но взяли самые на тот момент возрастные — 60-х годов.

— Надёжные составы, никогда не подводили. Старички, они ещё и прослужат сколько лет, получается. Всё-таки этот состав пытались восстановить как можно ближе, некоторые детали даже заказывали на производствах, но восстановить некоторые было достаточно трудно, — объясняет машинист электропоезда Анатолий Луговкин.
Анатолий Луговкин/ Фото: 78.ru
Анатолий Луговкин/ Фото: 78.ru

Внутри — всё в точности, как 65 лет назад. Даже отделка стен — под «линкруст», объёмные обои под покраску. Сейчас по правилам противопожарной безопасности обои использовать нельзя, поэтому отделку заказали из пластика, но она точь-в-точь повторяет тот объёмный рисунок. Во всех четырёх вагонах — стенды с историческими материалами о метрополитене. У пассажиров есть время до отправки познакомиться с ними.

По территории депо исторический поезд едет со скоростью 15 километров в час, а после спуска в тоннель развивает обычную для метро скорость. Свет гасят на время — через стекло можно понаблюдать за работой машинистов и рассмотреть тоннель, освещённый фарами поезда.

От станции «Автово» до станции «Площадь Ленина» путь занял примерно двадцать минут. Поезд следовал без остановок. Кстати, в ближайшее время это была последняя поездка в поезде-музее — летом вагоны будут ремонтировать.


Ранее 78.ru писал о том, что в октябре 2020 года в метрополитене Петербурга завершилась последняя рабочая смена вагона типа Ем № 3880 ― знаменитого советского вагона с жёлтым линкрустовым салоном.