Несмотря на сложную экономическую ситуацию из-за пандемии, в 2021 году в России увеличивается финансирование программ поддержки кинопроизводителям. Результаты уже есть: отечественный мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии» режиссёра Алексея Цицилина по мотивам сказки братьев Гримм в конце марта этого года после выхода на онлайн-платформе Netflix занял второе место по просмотрам в США и в мире. Кинокомпании надеются, что поддержка государства будет ещё увеличена, например, в части возврата средств за билеты на проезд для персонала, активно осваивают регионы РФ, в том числе Петербург, куда всё чаще переносят свои проекты. При этом фильмы и сериалы-хиты повсеместно дают мощный толчок к развитию туризма и созданию новых рабочих мест.
На форуме «Кинокластеры и кинопроизводство — точка роста. Тактика и стратегические изменения» в рамках ПМЭФ-2021 эксперты и участники рынка обсудили, станут ли субъекты РФ, в том числе город на Неве, новыми драйверами роста для индустрии кино и что для этого необходимо сделать.
Как рассказал заместитель Министра экономического развития РФ Владимир Ильичев, в 2020-м была запущена программа, связанная с адаптацией кинопродукции к требованиям внешних рынков, и уже в этом году её результатом должны стать экспортные доходы. Сейчас взаимодействие ведётся более чем с сотней стран. Так, на поддержку отрасли в прошлом году было выделено 300 млн рублей, в том числе, 160 млн пошло на продвижение кинопродукции. В результате отечественный мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии» режиссёра Алексея Цицилина от Wizart Animation и CTB по мотивам сказки братьев Гримм в конце марта этого года после выхода на онлайн-платформе Netflix занял второе место по просмотрам в США и в мире.
— Мы надеемся, что этот канал станет одним из основных для продвижения продукции, — пояснил Владимир Ильичев.
В этом году на поддержку отрасли выделено 500 млн рублей и проведен первый этап отбора компаний, принято 13 заявок на 484 млн рублей.
Также второй год подряд в России пытаются запустить программу рибейтов (возврата налоговых средств для кинопроизводителей при съёмках на территории страны). Аналогичные меры предпринимаются в Англии, Франции, Хорватии и Венгрии.
— И, например, по французскому опыту мы видим, что один евро расходов государства генерирует три евро уплаченных налогов, — отметил Владимир Ильичев.
На этот год по программе рибейта предусмотрено 200 млн рублей.
Директор департамента кинематографии и цифрового развития министерства культуры РФ Светлана Максимченко рассказала, что сейчас в России создано 26 кинокомиссий (содействуют в организации съёмок и часто занимаются рибейтами на региональном уровне), 13 находятся в процессе создания, скоро такой орган должен появиться и в Петербурге.
— Руководство города обещает создать этот долгожданный орган. Однако создание комиссий ещё не означает, что с кинопроизводством всё хорошо. Часто, приезжая в регионы, продюсеры и режиссёры натыкаются на непреодолимые административные барьеры, — констатировала Светлана Максимченко.
Сейчас совместно с профессиональными ассоциациями разрабатывается концепция развития отечественной кинематографии до 2030 года. Документ планируется рассмотреть в правительстве до конца июня. В концепции особый акцент сделан на развитие кинопроизводства в регионах.
— При этом большая часть производителей работает в Москве, и только сейчас начинается тенденция, когда они начинают интересоваться другими регионами, — подчеркнула Светлана Максимченко.
По данным генерального директора «Роскино» Евгении Марковой, в Москве производится до 99% продукции, которая поступает на международный уровень. Но в мире в целом Россия занимает 0,01% доли рынка.
— Между тем, мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии» — это успех именно региональной воронежской Wizart Animation, — отметила она.
По её словам, среди регионов также выделяются Калмыкия, есть и мировой феномен якутского кинематографа.
По словам президента, председателя правления ПАО «МТС» Вячеслава Николаева, полтора месяца назад компания запустила on-line кинотеатр и стала одним из заказчиков в мире кинематографа.
— Не все знают, но в Петербурге у нас есть студия, которой мы управляем. И мы поняли, что нам интересно развивать здесь кинематографию. И мы находимся в активном диалоге с правительством города, обсуждая программу рибейтов, так как хотим студию модернизировать и снимать здесь кино. Решение о том, что мы будем вкладывать деньги в неё, уже принято, — сообщил он.
Заместитель генерального директора, директор дирекции программ и маркетинга «Пятого канала» Марина Белова рассказала, что в городских павильонах канала производится до 500 детективных эпизодов год или, примерно, 10 серий в неделю. При этом на «Пятом канале» была создана уникальная виртуальная студия, которая позволяет создавать любые «декорации». В таких технологиях снимались часть сцен из «Игры престолов» и «Мандалорца».
Марина Белова вспомнила также успех праздника «Алые паруса». Это сначала региональное событие обрело популярность по всей стране, в последние годы широко зазвучало в Европе, а теперь вышло и на мировую арену.
Президент ГК «Приор» (занимается кинопроизводством) Родион Павлючик подчеркнул, что их компания «родом из Москвы», но большую часть проектов реализует в других субъектах.
— Из 120 картин, что мы сделали, примерно 70 сняты в разных регионах. Так, в Петербурге снят не один десяток проектов. Это и Выборг, Карелия. В Москве снимать дорого. В Москве есть те же платные парковки. За один съёмочный день кинокараван из 20 машин оставляет примерно 100 тыс. рублей. Умножаете на 20 дней небольшого съёмочного проекта получаете 2 млн рублей. Плюс сами по себе объекты дорогие и так далее. И как любая экономика, мы ищем варианты, где снимать дешевле, — подчеркнул Родион Павлючик.
По его словам, на принятие решения о приходе в тот или иной регион влияет также такой фактор, как содействие властей в съёмках на сложных объектах: порт, мост, производства, стратегические трубы и крыши.
— В Москве перекрыть мост — это огромная сложность. Понятно, что и для региона это не просто, но там, как ни странно, этот вопрос решить легче, — считает Родион Павлючик.
На втором месте привлекательность региона формирует наличие технических кадров (осветители, location- менеджеры, водители, костюмеры, реквизиторы и т.д.), а также наличие актёров массовых сцен, с чем нет проблемы в Петербурге.
По словам Родиона Павлючика, частая ошибка властей регионов — это стремление понастроить дорогие павильоны.
— Они у нас есть в Москве, мы за ними не поедем. Поедем только за такими уникальными, как на «Пятом канале». В Петербург точно можно поехать специально за этим, — констатировал он.
Генеральный продюсер кинокомпания «Триикс Медиа» Инесса Юрченко добавила, что компания также предпочитает работать в регионах, а не Москве.
— Наши проекты, что мы делаем, «Невский», «Купчино», «Ленинград 46», «Крылья империи», это всё связано с Петербургом. Но также отлично снимать и в Ленинградской области. Содействие там отличное. В Петербурге последнее время стало проблематичнее, и теперь мы очень ждём появление в городе комиссии, — подчеркнула она.
Генеральный директор кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент» Юлия Иванова также рассказала, что в их организации в этом году принято решение о переносе нескольких крупных проектов в город на Неве.